Top.Mail.Ru
Колонки

Как покинуть компанию красиво и избежать карьерного суицида

Колонки
Эльза Егорова
Эльза Егорова

СЕО HCM-платформы TalentTech

Софья Федосеева

Собираясь менять место работы, позаботьтесь о собственной репутации. Не стоит сжигать мосты – кто знает, с кем из бывших коллег или работодателей вам предстоит встретиться в будущем.

Эльза Егорова, руководитель направления HRTech в компании TalentTech, рассказывает о том, как должен проходить идеальный процесс увольнения.

Как покинуть компанию красиво и избежать карьерного суицида

Когда детские друзья из карельского городка, в котором живет моя бабушка, обнаруживаются во френдленте моих московских коллег, я понимаю, что наша страна не так уж велика. И бывшие коллеги, с которыми вы работали в одном офисе десять лет назад, сегодня могут оказаться теми, кому на стол ляжет ваше резюме.

Помножьте это знание на факт, что на любом рынке, будь то IT, ритейл или логистика, все знают друг друга, и вы поймете, почему важно уважать своего экс-работодателя как самое себя.

Все просто. Оставленный вами профессиональный след может погубить вас или стать одновременно вашим преимуществом и путевкой в карьерное будущее.

Начни карьеру HR-менеджера с нуля – сравнивай лучшие программы обучения и читай отзывы в каталоге курсов управления персоналом.

Согласно недавнему исследованию нашей компании, 39% представителей массовых профессий полагаются на помощь родственников и знакомых в поиске работы. Среди знакомых особенно ценны бывшие коллеги, способные дать вам оценку, как профессионалу, и посоветовать потенциальному работодателю. Они будут рекомендовать вас, понимая, о чем говорят, а не потому что вы – «просто хороший человек». 

Трое из десяти работодателей просят нас собрать рекомендации на кандидатов с предыдущих мест работы: у непосредственных руководителей, подчиненных и клиентов. Для позиций в топ- и миддл-менеджементе каждая вторая компания интересуется мнением бывших работодателей о кандидате. Пятая часть из этих компаний «наводит справки» самостоятельно. Как агентство мы заинтересованы в результате – подборе подходящего кандидата, поэтому стараемся брать рекомендации у независимых рекомендателей, а не у тех, с кем у соискателя хорошие отношения. Поэтому каждому работающему человеку очень важно оставлять за собой позитивный след.
Анна Ганюшина, руководитель направления Executive Search рекрутингового агентства Alta Personnel

Сначала поговорите с руководителем

Первый шаг к счастливому увольнению – приватный разговор с непосредственным руководителем о том, что вы покидаете компанию и почему это делаете. Как бы вам ни хотелось сделать это по телефону или в корпоративной почте, наберитесь смелости, терпения и... сделайте это лично.

Вторая важная деталь – ваши коллеги не должны быть первыми, кто узнает о ваших планах. Поверьте, ни одному руководителю не будет приятно узнать о том, что его сотрудник увольняется, из третьих рук и «постфактум». После разговора с начальником напишите официальное письмо об увольнении в отдел кадров.


Будьте готовы к встречному предложению

Вполне вероятно, что первое, что сделает ваш работодатель, когда услышит о вашем намерении покинуть компанию, – это предложит вам более интересные условия. Чтобы не быть застигнутым врасплох, заранее задайте себе вопрос: «Может ли повышение заработной платы или должности удержать меня от увольнения?» 

И, поверьте, поиск ответа на этот вопрос не будет простым. 


Один из наших рекрутеров-фрилансеров трудоустраивал клиента – сорокадвухлетнюю женщину, ведущего PR-специалиста IT-компании федерального масштаба. Собравшись увольняться и написав заявление об уходе, она нехотя согласилась на встречное предложение от своего работодателя, который пообещал ей повышение заработной платы и новую должность. Женщина ждала этого признания от руководства на протяжении нескольких лет и, получив в итоге заслуженное, все-таки уволилась через несколько месяцев. Она просто «перегорела» еще до момента увольнения, и даже новая должность и деньги не смогли вернуть ее мотивацию. 
Георгий Тимченко, генеральный директор рекрутинговой онлайн-биржи JungleJobs

Если вы примете контрпредложение вашего руководства, помните, что вы не сможете бесконечно «поднимать ставку». Другими словами, если вы решите довести информацию о контроффере до вашего потенциального работодателя, будьте готовы к тому, что он может не ответить новым более привлекательным предложением. И тогда вам останется только согласиться на условия вашего текущего работодателя.

 

Заранее сообщите о вашем увольнении

Никогда не увольняйтесь одним днем. Если в вашей компании существуют правила, регламентирующие процесс увольнения, уважайте их. В любом другом случае руководствуйтесь принятой бизнес-практикой и российским трудовым законодательством – отработайте две недели и передайте дела перед увольнением.

Если компания просит вас задержаться на более длительный период, я бы рекомендовала соглашаться не больше чем на еще одну неделю. С одной стороны, вы пойдете навстречу работодателю и сохраните хорошие отношения, с другой – если вы решили уходить, то не имеет смысла растягивать реализацию уже принятого решения.


Следуйте правилам профессиональной этики 

Верните все, что вам не принадлежит, будь то компьютер, файлы или какая-либо интеллектуальная собственность.

Если вас просят подписать соглашение о неразглашении информации, касающееся «чувствительных данных» о компании, ее клиентах и чем-либо еще, подписывайте. В реалиях миграции кадров внутри той или иной индустрии и высокой рыночной конкуренции это правило необходимо компаниям. 

Ваши связи, опыт и профессиональные навыки останутся с вами, и их никто не потребует вернуть.

 

Работайте на результат до конца

Часто ли вы встречали ситуацию, когда человек получает предложение от потенциального работодателя, подает заявление об увольнении и тут же перестает выполнять свои рабочие обязанности? Такая «буксировка» и имитация трудовой деятельности перед непосредственным увольнением может существенно испортить вашу репутацию (которую вы зарабатывали годами) и полностью уничтожить вероятность получения рекомендации надежного и ответственного сотрудника от вашего руководителя и коллег. 

И наоборот, еще большее рвение качественно выполнить свою работу и максимально корректно передать дела вашему преемнику только добавит бонусов в «репутационную карму». Не говоря о том, что вы сильно облегчите жизнь тому, кто придет на ваше место. 


Если наши заказчики (компании) просят, чтобы кандидат вышел на новую работу в следующий понедельник, мы просим их не торопиться. Всем сторонам важно, чтобы человек уволился корректно во всех отношениях: ответственно завершил рабочие отношения и передал дела на старом месте работы, морально подготовился и приступил к новой работе, не неся за собой шлейф незаконченных дел. Если вы требуете от кандидата, чтобы он безответственно отнесся к расставанию с прошлым местом работы, он потом может так же отнестись и к расставанию с вашей компанией.
Анна Ганюшина, руководитель направления Executive Search рекрутингового агентства Alta Personnel

 

Никогда не говорите гадости в адрес вашего работодателя или начальника

То, что вы можете обсуждать на кухне, должно оставаться на кухне. Любой негатив, высказанный вами после увольнения в интернете, по телефону, в личной беседе или в публичном поле, может быть интерпретирован другими в любой форме и легко услышан вашим экс-работодателем. 

Хотите «анонимной онлайн-вендетты»? Не стоит, сегодня технологии позволяют отследить практически любого сетевого автора. В итоге ваша «честность» может оказаться частной точкой зрения, субъективной, не всегда справедливой, не учитывающей все детали. Стоит ли оно того?

 

Если вдруг случилось exit-интервью

Практика выходных собеседований с увольняющимися все еще остается исключением для российских компаний. Но если же HR-служба пришла к вам с опросником и настойчиво интересуется вашим мнением о компании и вашим опыте работы в ней, то будьте готовы ответить на вопросы.

Делайте это с уважением. Если вам есть что посоветовать в качестве улучшений, говорите об этом в конструктивном ключе: что именно и как бы вы изменили? Обязательно дайте обратную связь о сильных сторонах компании. Таким образом вы принесете пользу и работодателю, и себе. 


И жили они долго…

Именно! Наша карьерная жизнь длится несколько десятков лет, и мы не раз встречаемся на пути с бывшими коллегами: просим об услуге, ищем нужные контакты, устраиваемся на работу и становимся бизнес-партнерами.

Следуя нехитрым и обоюдно выигрышным вышеизложенным правилам, вы сможете увеличить свой «нетворкинг», сохранить репутацию надежного сотрудника и партнера и, что самое важное, расширить свои карьерные возможности.


Фото в тексте и на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 11 вещей, которые нужно сделать после того, как вас уволили
  2. 2 «Я думала, что попаду в новый свободный мир». Как на самом деле живется после увольнения?
  3. 3 За эти вопросы вас могут уволить. Вот почему их все равно нужно задавать начальству
  4. 4 Как создать прибыльный сезонный проект, не увольняясь с основной работы?
  5. 5 Как правильно объяснить, почему вы уволились