Колонки

Как монетизировать свои знания и создать школу — чек-лист для начинающих

Колонки
Анна Зайцева
Анна Зайцева

Основательница Target Girl

Полина Константинова

Рынок образования — перспективная ниша благодаря тренду на lifelong learning. Тенденция влияет на развитие рынка: игроки отрасли, стремясь предоставить возможность учиться всегда и везде, постепенно превращают его в индустрию, которую сложно разделить на офлайн- и онлайн-ниши. 

Важный сегмент этого рынка — дополнительное профессиональное образование, объем которого в России в 2018 году вырос на 12,4% и достиг 104 миллиардов рублей. Причем почти половину оборота составляет обучение, оплаченное организаторами.

Два года назад основательница школы Target Girl Анна Зайцева поняла, что большой спрос на этом рынке формирует очень много некачественных предложений. Она начала с канала про таргетинг в Telegram, превратила его в школу маркетинга, в которой обучились уже 1030 человек, и поняла, как монетизировать свои знания.

Как монетизировать свои знания и создать школу — чек-лист для начинающих

Поймите, кто ваша аудитория

У вас есть знания в определенной области — это хорошо. Нужно понять, кому и как вы будете их рассказывать: на одну и ту же тему можно говорить совершенно по-разному. А для этого нужно понять, у какой аудитории сейчас есть запрос на вашу информацию.

Я решила создать канал про таргетинг, потому что несколько раз попадала на вебинары, где рассказывали бесполезную информацию. Люди, которые проходили это обучение, не смогли бы потом работать нигде, хотя эти авторы курсов ориентировались на аудиторию условных девушек в декрете и обещали им освоить новую профессию.

Подписывайтесь на канал Rusbase в «Яндекс.Дзен», чтобы ничего не пропустить

Когда я завела канал, то стала писать о таргете простым языком с посылом как раз для этой аудитории. Каналов про маркетинг тогда в принципе было немного.

Сейчас я понимаю, что это было не совсем логично, потому что та аудитория, до которой я собиралась донести свои мысли, вряд ли сидела в Telegram. Возможно, стоит более пристально изучить, где проводит время эта аудитория, или сразу делать мультиплатформенный проект. 

Так или иначе, мне сразу стало писать много людей, а уже через полгода постоянно спрашивали, не делаю ли я какие-то курсы. Я решила: почему бы нет?

Определите ваше конкурентное преимущество

Если есть спрос и есть аудитория, значит, вы вряд ли заметили это первым. Но чем вы будете отличаться от других авторов курсов? Для этого надо изучить их продукты. Я заметила, что все предлагают отдельно учиться таргетингу, а отдельно аналитике.

С точки зрения продаж это логично, но с точки зрения ученика… вот я пришла учиться таргету, и мне не показывают, как в «Яндекс.Метрике» отследить метку. Это же вообще бред! Поэтому, когда я сделала первый курс, то стала сразу учить и тому, и тому.

Из этого родилась наша методология: она направлена на то, чтобы человек пришел и получил достаточно знаний для работы, а не так, чтобы он еще что-то где-то должен был выучить и доплатить.

Вплоть до того, чтобы в Photoshop наш ученик мог сам простой баннер нарисовать. Сейчас так работают многие, а два года назад такого комплексного подхода почти не было.

Продумайте программу и техническую часть

Иметь знания и уметь структурировать их — две совершенно разных вещи. Чтобы подготовить курс, сначала продумайте его логику: какие будут модули, сколько времени они будут длиться, как разбить их на занятия и сколько раз в неделю их проводить. Оптимальный объем для интенсивного месячного курса — три раза в неделю. У нас занятия проходят в будни и выходные по три-пять часов.

Для каждого занятия нужно прописать темы: это поможет и преподавателю не рассказывать обо всем сразу, и ученикам заранее понять, что они будут проходить. Например, на вводном занятии про основы маркетинга мы рассказываем восемь тем:

  • задачи маркетинга в социальных сетях; 
  • воронка продаж в интернет-маркетинге; 
  • воронка продаж в SMM;
  • история социальных сетей; 
  • определение целей и целевой аудитории;
  • аудитория социальных сетей;
  • анализ конкурентов;
  • УТП.

Кстати, не забудьте продумать визуальную составляющую: слайды, иллюстрации, интерактив. Даже когда я начинала канал в Telegram, то сразу стала добавлять в посты картинки, что тогда мало кто делал — и аудитория живо реагировала.

Наконец, определитесь с техническим решением, на базе которого вы будете проводить курс (если вы начинаете онлайн). Есть несколько вариантов, от дорогого к дешевому: создать свой ресурс, выбрать готовую платформу или провести занятия в YouTube.

Я выбрала готовое решение GetCourse, потому что это удобно: через него можно проводить платежи, использовать автоворонки, вести коммуникацию с клиентами. Есть и другие подобные продукты.

Дайте реальную практику

В любой теме можно найти, как погрузить учеников в практику. Еще с первого курса для небольшой группы, которую я вела одна несколько месяцев, я давала ученикам реальные проекты — они запускали рекламу и сравнивали результаты. 

Этого же принципа мы придерживаемся и сейчас. У нас есть партнеры, которые разрешают настроить рекламную кампанию нашим ученикам. Те, кто очень хорошо работает, даже потом находят себе работу. А некоторые крупные компании направляют своих сотрудников учиться — «Технониколь», «Черкизово», «Очаково», «Леруа Мерлен», Bugaboo, Texterra и другие.

Постоянно обновляйте даже успешные курсы

Ни один самый лучший курс не выдержит конкуренции, если вы не будете его развивать — и речь не только об использовании новых кейсов. В каждой сфере появляются новые тренды и задачи, которые ученикам надо уметь делать сразу же после их появления.

Например, наш первый курс по SMM зародился еще в блоге, но это не значит, что он не совершенствуется. Если раньше я вела его одна и рассказывала только про таргет, то сейчас в нем участвуют восемь преподавателей с разными специализациями. Среди них — не только практики индустрии, но и профессор РЭУ им Г.В. Плеханова. Они помогли отполировать курсы, причем мы не перестаем добавлять новые модули.

Например, когда в Telegram только появились боты, мы учили их делать. А сейчас учим создавать маски для Instagram, потому что это SMM-тренд. Я сама, наверное, получила в Instagram около 50 тысяч подписчиков благодаря моим маскам. Под каждую историю у нас есть свой специалист — по аналитике, таргетингу VK, копирайтингу. Сейчас у нас три курса — по SMM, контекстной рекламе, психологии рекламы и копирайтингу. Еще мы хотим сделать курс по PR в digital.

Не замыкайтесь на онлайне

Все сходят с ума по EdTech, и это оправданно: в 2018 году россияне потратили на дополнительное онлайн-образование больше 1 миллиарда рублей, а расти этот сегмент будет на 20% в течение ближайших пяти лет. Мы тоже начинали с онлайн-курсов, но потом решили сделать совместное обучение с университетами. Сначала мы сотрудничали с МГТУ им. Баумана, а сейчас у нас два партнера — РУТ (МИИТ) и РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Сотрудничать с государственным учреждением сложно с точки зрения процессов и бюрократии, но это стоит того. У наших курсов больше авторитета, к тому же, это не та история, когда мы просто арендовали помещение и проводим там свои занятия.

Это действительно совместная программа, в которой участвуют преподаватели университета. Я сама сейчас преподаю в МИИТе и Высшей британской школе дизайна.

Даже если с университетами вы сотрудничать не собираетесь, офлайн может помочь привлечь тех учеников, которым сложно сосредоточиться на онлайн-обучении или удобнее заниматься вне дома.

Не думайте, что для двух-трех курсов не нужна команда

Два года назад я начинала одна, но быстро поняла, что без команды не справиться, особенно когда бизнес построен на постоянном взаимодействии с людьми. Самый незаменимый человек — куратор курсов. Он следит, чтобы все сдавали домашние задания, приносили документы, вовремя оплачивали. На самом деле, коммуникация со студентами по организационным вопросам занимает очень много времени.

Еще у нас есть комьюнити-менеджер, который делает контент для соцсетей (например, прямые эфиры с лекций, отзывы, интервью, stories) и помогает поддерживать связь с учениками и выпускниками. У нас периодически проходят встречи и выпускные, на которые могут прийти все, кто у нас обучался: например, поиграть вместе в лазертаг и в боулинг или просто посидеть в антикафе с играми и чаем.

Конечно, не обойтись без менеджера по продажам. Есть и другие сотрудники, которые занимаются рекламными кампаниями, статьями и остальными делами. Думаю, скоро мы будем переезжать в офис, потому что команда разрослась до девяти человек и работать удаленно на постоянной основе сложно. 

Чек-лист — как запустить свой курс

  1. Изучите вашу целевую аудиторию: кого вы будете учить и что им важнее всего?
  2. Определите ваше конкурентное преимущество: чем ваш курс будет отличаться от других занятий по этой же теме?
  3. Структурируйте программу на модули, занятия и темы и определите визуальную составляющую курсов.
  4. Выберите техническое решение для ведения курсов онлайн.
  5. Уделите значительную часть курса практическим занятиям.
  6. Постоянно добавляйте в курсы новые модули и темы в зависимости от трендов.
  7. Рассмотрите офлайн-варианты для проведения курса — особенно сотрудничество с другими учреждениями (так, коллаборации с рекламными агентствами делает Skillbox).
  8. Делегируйте и обязательно нанимайте сотрудников для взаимодействия с учениками.

Фото в материале: Unsplash

Фото на обложке: архив автора

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Занятия начинаются с медитации». Как устроена учеба в летней бизнес-школе Колумбийского университета
  2. 2 «Готовьтесь отдавать партнеру до 50% прибыли». Как мы запустили онлайн-курсы с оборотом 8 миллионов рублей в месяц
  3. 3 «Я не знаю Кравца, зато у меня было счастливое детство». Как устроена учеба в посольских школах
  4. 4 Знакомьтесь: школа, где нет классных комнат, уроков и учебной программы
  5. 5 Ваши курсы не проходят до конца? Вот как это исправить

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase

ПРОГРАММЫ И КУРСЫ

22 октября 2019 — 22 января 2020

iOS разработчик с нуля до junior