Очередь из бабушек в поликлиниках должна превратиться в кошмар из прошлого

Руслан Зайдуллин
Расскажите друзьям
Виктория Кравченко

Руслан Зайдуллин, СЕО в DOC+, и медицинский журналист Ольга Кашубина, написали колонку о телемедицинских сервисах: что уже есть на рынке или когда очередь из бабушек в поликлиниках превратиться в кошмар из прошлого.

Одна сцена из будущего

Вообразите себе, как будет выглядеть ваш обычный день в старости:

Стоит вам проснуться, а смартфон уже заботливо послал сигнал на электронную таблетницу, стоящую на прикроватном столике: ячейка открылась и нужный набор пилюль готов к приему внутрь.

Что дальше? Разумеется, измерение артериального давления и электрокардиография – манжетка сама надувается на руке, а для оценки ритма сердца достаточно приложить два больших пальца к экрану смартфона. Полученные данные мгновенно отсылаются семейному врачу: возможно, в течение дня он позвонит вам по видеосвязи — обсудить необходимость коррекции диеты и назначенного ранее лечения. Но, скорее всего, это не понадобится – ведь контроль ведется ежедневно, а, значит, вероятность проблем с самочувствием крайне мала.



Возможно, описанная сцена покажется кому-то несколько приукрашенной – но правда в том, что технические возможности для получения медицинской помощи такого уровня есть уже сегодня.

Более того, многие пенсионеры из Канады и Норвегии начинают свое утро именно так: в этих и некоторых других странах внедрены телемедицинские сервисы (например, Telehomecare), позволяющие людям с хроническими заболеваниями в буквальном смысле слова «держать смартфон на пульсе» в круглосуточном режиме – и ежедневно консультироваться с медиками. А очереди из бабушек в поликлиниках давно превратились в кошмар из прошлого.


Ожидание и реальность

Впрочем, телемедицина может в ближайшем будущем стать реальностью и для россиян: в середине мая 2017 года правительство одобрило законопроект об условиях оказания дистанционной медицинской помощи в нашей стране. По прогнозам экспертов, этот документ откроет возможности для многих полезных сервисов и мобильных приложений, в основе которых лежит принцип удаленной диагностики и лечения больных.


главный врач компании DOC+ Виктор Сакулин
Действующее в настоящий момент законодательство просто не позволяет врачам ставить диагнозы, выписывать лекарства, открывать больничные листы пациентам вне очного приема.
Вместе с тем, во многих ситуациях тратить время на поездку в больницу нецелесообразно. Например, когда нужно повторно назначить препарат по результатам анализов или выдать направление на дообследование у узкого специалиста. Телемедицина позволит нам сократить временные затраты на многие формальные консультации и уделять больше внимания серьезным случаям

Нельзя сказать, что в настоящее время телемедицинские гаджеты в России не используются: так, в практику многих частных и некоторых государственных лечебных учреждений вошла услуга «ЭКГ по телефону», позволяющая пациентам отправлять данные о работе собственного сердца в диспетчерский центр, специалисты которого анализируют кардиограмму и выдают рекомендацию по дальнейшим действиям – принять лекарство, вызвать неотложку или, быть может, лечь спать (если тревога окажется ложной).


Аналогичные приборы уже используются бригадами «неотложек» в Тюмени, Калининграде, Санкт-Петербурге и даже на Сахалине. Удаленная расшифровка ЭКГ позволяет подтвердить или опровергнуть диагноз инфаркт миокарда и принять решение о целесообразности внутривенного введения фибринолитического препарата, способного растворить тромб в сердце еще до приезда в больницу.


Какие умные приборы уже используются

Еще более широкое распространение получили разнообразные устройства, самостоятельно приобретаемые пациентами и совместимые со смартфонами – «умные» стетоскопы, УЗИ-датчики, насадки на ингаляторы, отоскопы, термометры и прочие гаджеты, оснащенные функцией сбора и – при необходимости – отправки медицинской информации лечащему врачу. И хотя вопрос о точности подобных измерений и достоверности интерпретации их результатов остается открытым, врачи предполагают, что польза от «больницы на дому» все-таки есть.


«Представьте себе молодую маму, которую переживает из-за кашля у ребенка, а возможности немедленно вызвать врача у нее нет, — рассуждает Сакулин. – Разумеется, гаджет в виде стетоскопа не заменит ухо опытного педиатра, но по отсутствие хрипов в легких он вполне может исключить опасные осложнения простуды. Или – наоборот, побудить родителей скорее обратиться в больницу».


Какие есть телемедицинские сервисы

За рубежом телемедицинские сервисы принято делить на три основные группы в зависимости от степени вовлеченности врача в их рутинную работу.


1. Системы для записи и последующей передачи медицинских сведений (store-and-forward)

Это может быть совместимый со смартфоном глюкометр (прибор для измерения сахара в крови, необходимый для контроля за течением диабета), приспособление, отслеживающее эпизоды апноэ (остановки дыхания) во сне у тучного человека или даже мобильное приложение, позволяющее фотографировать родинки и подмечать их изменения во времени, чтобы вовремя заподозрить их злокачественное перерождение.


Например, в 2015 году в США была запущена и одобрена властями Штатов система постоянного мониторинга уровня сахара в крови Dexcom G5 Mobile. Закрепляемое на животе устройство отправляет данные каждые пять минут на смартфон, чтобы пользователь мог отслеживать свои результаты и делиться ими со своей семьей или лечащим врачом. Если уровень глюкозы опускается ниже 55 миллиграммов на децилитир, приложение оповещает об этом пользователя и тех, кому доступна информация, например, лечащего врача.


В 2016 году шведская компания iDoc24 начала продажи дерматоскопа DermLite HÜD, который подключается к смартфону. Устройство позволяет фотографировать родинки, пересылать их в приложение в смартфоне и анонимно отправить снимки лицензионному дерматологу, который в течение 24 часов дает ответ. Ответ содержит предварительный диагноз и рекомендации — нужно ли срочно обратиться к врачу или все нормально. Каждая консультация с доктором обходится в $40.


2. Remote patient monitoring – подразумевает возможность наблюдения за жизненными показателями пациента на расстоянии

Пример: компактное устройство для суточной записи ЭКГ, необходимой для выявления аритмии. Или системы личного мониторинга здоровья, позволяющие передавать данные с медицинских гаджетов лечащим врачам. Пока человек живет обычной жизнью – работает, занимается спортом или спит – врачи следят за тем, как работает его организм. К слову, именно с гаджетов из этой группы когда-то получила развитие телемедицина: устройства такого рода потребовались первым космонавтам в середине прошлого столетия.


3. Interactive services: удаленные консультации в режиме реального времени

В Европе и США телемедицинские консультации распространены уже широко. У каждого сервиса свой набор врачей и своя стоимость консультаций. Например, американский телемедицинский сервис MD Live предлагает 12-минутные онлайн-консультации с педиатрами, терапевтами и семейными докторами за $49.


Воплощение подобных диагностических и лечебных методик в жизнь представляется одновременно и самым легким (ведь в эпоху мессенджеров для связи врача с пациентом сложное программное обеспечение не требуется), и самым сложным делом. Преграды в этом случае очевидны: многие врачи являются противниками «диагностики на расстоянии» и объясняют свою позицию непомерной ответственностью за принятие решения в отсутствие классических диагностических приемов – пальпации, перкуссии, аускультации (прощупывания, выстукивания и выслушивания органов грудной клетки и брюшной полости).


Что на российском рынке

Разумеется, существуют медицинские отрасли – например, психиатрия или реабилитология – которые вполне допускают многократные консультации по видеосвязи, практически не уступающие по эффективности очному приему. Более того – опыт зарубежных сервисов (например, FirstOpinion, Teladoc, PushDoctor и других) показывает, что грамотная методология телеконсультаций значительно расширяет возможности «удаленного» врача любой узкой специальности.


Так, в мобильный сервис Babylon, разработанный совместно с Национальной службой здравоохранения Великобритании, уже инвестировано более $85 млн. Программа позволяет связаться с врачом посредством чата или видеосвязи, узнать причину своего недуга, при необходимости — записаться на очную консультацию и даже заказать выписанные доктором лекарства, которые доставят домой или в ближайшую аптеку. По данным разработчиков, 94% пользователей приложения поставили ему оценки «хорошо» и «отлично».


Отечественные интерактивные телемедицинские сервисы — Medviser, Teledoctor24 и другие — пока не пользуются широкой популярностью у пациентов. В конце мая 2017 года состоялся релиз приложения компании DOC+, которое позволяет беседовать с врачами через чат, аудио- или видеосвязь. Пока такие консультации с докторами не подразумевают удаленную постановку диагноза и назначение лечения, однако введение закона о телемедицине позволит клиентам компании, к примеру, открывать больничный лист не выходя из дома и еще до того, как состоится очное посещение врача.


Еще одна сторона, заинтересованная в развитии «удаленной» медицины — страховые компании. Онлайн-консультации помогут им сократить издержки на обслуживание пациентов, а также повысить качество оказываемых услуг — за счет оперативности отклика врача и возможности диагностировать заболевание быстрее, чем в случае с традиционным приемом в больнице.

В действительности нам всем ещё только предстоит узнать, сокращает телемедицина издержки, или увеличивает. Но дело, с моей точки зрения, совершенно не в этом. Это как если бы в конце 80-х-начале 90-х рассматривали томографию только в перспективе баланса доходов и расходов.


Материалы по теме:

Как искусственный интеллект изменит здравоохранение через 5 лет

Госдума приняла закон о телемедицине, но запретила ставить дистанционно диагнозы

Умная Москва: какими технологиями нашпигована столица

От протезов до продвинутой техники: как 3D-печать используется в медицине

Какие гаджеты нужны тем, кто проводит на стуле больше трех часов в день



Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.


Telegram канал @rusbase