Колонки

Креативное предпринимательство: каким оно будет после пандемии

Колонки
Екатерина Черкес-заде
Екатерина Черкес-заде

руководитель Universal University

Ольга Лисина

До пандемии креативные индустрии в мире росли в 2–4 раза быстрее, чем экономика в целом, около 1% всего трудоспособного населения планеты было занято в креативном секторе. 

Что изменилось с приходом COVID-19 и как на это реагировать креативным предпринимателям, рассказывает Екатерина Черкес-заде, директор университета креативных индустрий Universal University.

Креативное предпринимательство: каким оно будет после пандемии

Что такое креативное предпринимательство

Термин «креативное предпринимательство» можно трактовать по-разному: предпринимательство с использованием творческого подхода к решению проблемы в разных отраслях и предпринимательство в креативных индустриях (которое не исключает творческого подхода). В данном контексте мы будем иметь в виду создание продуктов и услуг, которые обладают культурной ценностью и коммерческим потенциалом, за счет реализации таланта человека или команды.  

В основе креативных индустрий лежит бизнес и предпринимательство, а не только дотационная сфера культуры.

К креативным индустриям относятся искусство, дизайн, архитектура и урбанистика, мода, кино, ТВ и новые медиа, музыка, компьютерная графика, разработка игр, анимация, маркетинг и коммуникации и другие. 

По последним данным Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы, в столице зарегистрировано более 150 тысяч организаций в секторе креативных индустрий, в них заняты почти полмиллиона человек. 

Около 90% креативного бизнеса составляют малые и средние предприятия, самозанятые и фрилансеры. Именно на представителях малого и среднего бизнеса пандемия сказалась сильнее всего.

Означает ли это, что выхода из кризиса нет? И стоит ли вообще становиться креативным предпринимателем и запускать новые проекты в период неопределенности?


HappyAprilBoy/Shutterstock 


Влияние пандемии и действия в период кризиса

В Великобритании влияние пандемии на креативный сектор уже назвали «культурной катастрофой»: из-за ограничительных мер экономика страны в 2020 году недосчитается 77 млрд фунтов. В Германии прогнозируемые потери составят 40 млрд евро, в США — $150 млрд. Российский союз промышленников и предпринимателей оценил потери в креативных индустриях от пандемии в 120–150 млрд рублей. 

В то же время креативные индустрии с digital-сервисами сумели капитализироваться на социальной изоляции. 

Netflix продемонстрировал рост аудитории (плюс 15 млн подписчиков за первый квартал этого года), сервисы Apple принесли большую выручку, чем год назад. Продажи видеоигр выросли на 63%. В результате, чтобы удержать внимание аудитории, многие компании переключились на создание онлайн-контента и онлайн-сервисов (e-commerce, доставка и прочие). 

Если обратиться к истории, можно увидеть, что креативные индустрии увереннее противостояли рецессиям, чем традиционные сферы бизнеса. Так, после мирового кризиса 2008 года объем мировой торговли снизился на 12%, в то же время экспорт креативных товаров и услуг рос на 14% в год (по данным UNCTAD, Конференции ООН по торговле и развитию). 

По данным фонда «Четверг», наиболее действенными и популярными мерами у культурных институций по борьбе с последствиями кризиса 2008–2009 годов были

  • реструктуризация бюджета (как быть более эффективными, тратя меньше, но при этом получая то же самое), 
  • разработка новых стратегий продвижения продуктов, 
  • балансировка соотношения цены и качества,
  • инициирование новых партнерских отношений. 

Наименее популярными были банковские кредиты, увеличение инвестиций и увольнение персонала.


На какие тренды стоит обратить внимание в эпоху постковида 

  • В пандемию появилось иное ощущение реальности, возникла потребность в совершенно новых продуктах и услугах. 

Связаны они, прежде всего, с сохранением здоровья: дизайн защитной одежды с маской, встроенной в воротник свитера, или дизайн мобильных приложений и прочих цифровых продуктов для бесконтактных способов оплаты. 

Остро встал вопрос инклюзивности: как обеспечить пожилым людям доступ к необходимым услугам через цифровые сервисы, если они с ними на «вы». 

Новые требования социальной дистанции и дезинфекции помещений ставят вопрос перед дизайнерами интерьера и архитектурной среды — как грамотно спроектировать пространства в офисе, салоне самолета или других общественных местах. 

Тренд на диджитализацию, ресайклинг и устойчивый дизайн, начавшийся еще до пандемии, усилится, и именно там нужно искать новые ниши. 

  • Креативные предприниматели смогли объединиться во время пандемии и стали вырабатывать общую позицию по многим вопросам. 

Поэтому сейчас очень важно быть внутри комьюнити — на уровне города, региона и страны. Большой шаг в эту сторону сделали участники программы «Арт-резиденции: создание и стратегия развития креативных пространств».

В рамках этой программы местные сообщества в 15 регионах России собрались вокруг общей идеи: перезапустить архитектурное пространство в своем городе (будь то старый ангар, вокзал или ткацкая фабрика), превратив его в арт-резиденцию, куда придут предприниматели из разных креативных индустрий — от галерей и музыкальных площадок до анимационных студий, архитектурных бюро и точек HoReCa.

Цель — сделать из таких арт-резиденций федеральную сеть креативных кластеров и дать им возможность обмениваться резидентами, опытом, ресурсами в масштабах страны.

Новые кластеры не только дадут рабочие места, но и повысят туристическую привлекательность региона и его экспортный потенциал.

А в следующем, 2021 году, который ООН объявил Международным годом креативной экономики в целях устойчивого развития, креативные сообщества должны объединиться не только в локальном, но и в глобальном контексте.

  • Креативные индустрии сейчас на плаву. Многие инвесторы стали обращать внимание на креативные проекты. 

Так, в прошлом году Роман Абрамович учредил частный фонд развития современного кинематографа «Кинопрайм», «Яндекс» профинансировал большую часть затрат на производство нового сезона «Смешариков», а Сбербанк вложился в создание контента для OTT-платформы Okko в рамках сделки с Rambler Group. 

  • Кросс-дисциплинарность — основа будущего креативных индустрий. 

Именно на пересечении индустрий будут открываться новые ниши: музыкальные фестивали в VR, саунд-дизайн для общественных пространств, аудиоэкскурсии в виртуальной реальности, архитектурное проектирование с использованием искусственного интеллекта. В период пандемии особое внимание к себе привлек голландский стартап — цифровой дом моды The Fabricant, который дает пользователям возможность примерить и заказать цифровую одежду.

Новые проекты возникают не только на стыке креативных индустрий, но и на пересечении разных отраслей экономики. Дизайн продает, но многие российские предприятия только недавно пришли к этому.

Фото на обложке: Zamurovic Photography / Shutterstock

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Не жалейте ресурсов на вдохновение»: как внедрять инновации и перестать думать шаблонно
  2. 2 «По-старому уже не будет»: тренды, которые нельзя пропустить брендам
  3. 3 «Чувства, которые не получить онлайн»: директора музеев и театра о цифровизации культуры

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase