Top.Mail.Ru
Колонки

Алексей Пелевин (Pravo.ru): Россия — в топе стран по уровню развития LegalTech

Колонки
Светлана Зыкова
Светлана Зыкова

Главный редактор RB.RU

Светлана Зыкова

Автор и ведущий программы «Силиконовые Дали» на радио Megapolis 89,5 FM Владимир Смеркис обсудил перспективы внедрения новых технологий в юриспруденцию с основателем проекта Pravo.ru — Алексеем Пелевиным.

Другие интервью из программы «Силиконовые Дали» читайте по тегу.

Алексей Пелевин (Pravo.ru): Россия — в топе стран по уровню развития LegalTech

Владимир: Сегодня мы снова говорим про право и технологии. У меня в гостях Алексей Пелевин, основатель проекта Pravo.ru.

Что такое LegalTech в России? 

Алексей: Термин LegalTech означает достаточно большое количество продуктов, так называемых вертикалей.

По моему мнению, до 2008 года в этой сфере работало несколько крупных компаний — например, «Консультант+», «Гарант». Они предоставляли сервис по доступу к нормативно-справочной информации. Если вам нужно было изучить какой-то закон, вы покупали одну из этих систем. В 2010 году нашей компанией была запущена новая уникальная система — картотека арбитражных дел. Мы объединили все арбитражные суды Российской Федерации в единую сеть. На сегодняшний день в судах проходит примерно 20 тысяч заседаний, информация о них в режиме онлайн поступает в эту картотеку. Иными словами, мы создали специальную платформу, доступ к ней абсолютно бесплатный и свободный для любого гражданина РФ. Ежедневно нас посещает примерно 500 тысяч человек. Аудитория в год — больше 11 миллионов человек.


А кто эти посетители?

Участники дел, адвокаты, юристы, любые заинтересованные специалисты. Количество людей, которое пользуется платформой, колоссальное. Каждый час из системы скачивается 35 тысяч судебных актов.

Аналогов этого решения в мире нет.

Доступ к судебной информации в любой другой стране очень сильно ограничен. Он либо платный, либо нужно прийти в суд, чтобы получить акт. В России это всё бесплатно.

Как я сказал, до этого существовал доступ только к нормативной информации, а когда идёт речь о LegalTech, это решения и софт, которые позволяют автоматизировать деятельность юристов, повысить их эффективность. На базе этой картотеки мы изучили поведение специалистов и придумали несколько продуктов, успешно внедряем их в крупнейшие российские компании.


Алексей Пелевин и Владимир Смеркис


Можете привести примеры компаний?

Например, «Росгосстрах». В среднем в год компания рассматривает 60 тысяч арбитражных дел. Для того, чтобы просто хранить эти дела вместе, нужна специальная система. Необходимо понимать, какие дела важные, на что следует обратить внимание и так далее. Мы и создаём такие системы, которые позволяют управлять большим объёмом юридических дел.


Появилась новая штука — Legal Artificial Intelligence. Слышали про это?

Давайте говорить по-русски. Это искусственный интеллект, или машинное обучение. Чтобы было проще, можно сказать так: в основе искусственного интеллекта / машинного обучения всегда лежит большой объём данных — data set или обучающая выборка, то есть предыдущий опыт, на котором базируется строительство искусственного интеллекта. У нас, конечно, есть этот опыт. Есть достаточно большая база данных, соответственно, мы можем делать разные интересные вещи.

В прошлом году мы создали уникальный для всего мира инструмент, который позволяет нам делать математическую оценку вероятности исхода дела. Наша точность составляет 80 процентов.


Казалось бы, каждое дело настолько индивидуальное, что крайне сложно делать выводы. Как это работает?

Мы всегда предсказываем 4 вероятных исхода дела. В 80 процентах случаев, когда мы определяем наиболее вероятный результат, именно он и происходит. 

Но дело всегда развивается, появление новых событий меняет вероятность этого исхода. Искусственный интеллект позволяет значительно снизить нагрузку на юристов, которые в своей ежедневной деятельности делают то же самое — оценивают риски, делают пересмотр дела и так далее.

Все наши системы на сегодняшний день пронизаны различными сервисами. Например, мы учимся предсказывать банкротство предприятия, учимся находить такие уникальные речевые обороты в работе судьи, чтобы человек в момент написания своего искового заявления использовал те же самые слова и фразы.

Один из наших сервисов позволяет на бытовом языке формулировать юридическую проблему, мы её переводим в более правильный запрос и подбираем судебную практику.

Сейчас мы научились брать исковое заявление, по всему тексту находить решения, наиболее близкие к вашей проблеме.

 

Эти решения вы находите в зарубежных аналогах? Как они появляются?

Я считаю, что мы находимся на лидирующих позициях в этой сфере. Наши продукты реализуются не только в России, но и в США, и во Франции в этом году начали продавать. По мнению крупнейших юридических фирм, мы очень достойно представлены на международной арене LegalTech.


Автоматизация юридических услуг — LegalTech — «убирает» людей. Не потеряют ли работу юристы, адвокаты в тот момент, когда вы начнёте развиваться?

С моей точки зрения, это один из самых больших мифов, который культивируется: роботы могут заменить юристов. Это не так. Роботы могут заменить людей, которые называются делопроизводителями. Часто юристы заполняют различные документы, создают типовые договоры.

Можно сказать, что 80-90 процентов деятельности юристов — это рутина, типовые повторяющиеся операции. Искусственный интеллект, различные технологии, системы автоматизации позволяют повысить эффективность, избавиться от этих операций. Это классический конвейер. В юридическую отрасль приходит конвейер, который повышает эффективность работы.



Недавно на РИФе в секции блокчейна задали вопрос о том, куда пойдут люди, которые раньше занимались рутинными операциями. Был ответ, что во многих странах людям платят за то, что они являются людьми. Не будет ли в LegalTech такой же ситуации?

Мы же с вами не удивляемся, куда делись, например, все те люди, которые работали на складах. Многие склады сейчас автоматизированы, управляются роботами. Люди переквалифицировались, переобучились, перешли в другие отрасли. Думаю, что юридическую отрасль ждёт то же самое. Но это позволит стать лучше. Будет больше уделяться внимания вопросам, касающимся непосредственно юриспруденции.


Кто в мире лидер в сфере LegalTech? Есть ли какие-то страны, за которыми все наблюдают?

Безусловно, лидерами являются две страны — Великобритания и США. Как по мне, Великобритания идёт впереди планеты всей. Но я считаю, что Россия находится в пятёрке-тройке лучших стран по уровню автоматизации и уровню проникновения технологий в юридическую отрасль.


Вы строите мост между юристами и потребителями юридических услуг, предлагаете структурные решения в области права. Насколько у вас всё автоматизировано внутри компании?

На сегодняшний день у нас уже четыре офиса: в Москве, Самаре, в Лос-Анджелесе и Париже. В нашей компании очень интересные вещи происходят. Например, мы не пользуемся электронной почтой для коммуникации внутри компании. Вместо этого мы используем Slack, то есть всё построено внутри чатов, групп, каналов.

Мы сами по себе — Data Dreaming Company. Все решения принимаем на основе цифр, и эти цифры культивируем внутри компании.

Деятельность каждого сотрудника подчиняется определённым принципам, алгоритмам. Достаточно точно мы знаем эффективность каждого человека, какую пользу он приносит компании. У нас большой отдел продаж, в котором работает около 60 человек, и мы точно знаем, сколько мы тратим на каждого продавца, сколько каждый продавец зарабатывает.


От не очень эффективных звеньев избавляетесь?

Прежде всего — мы ищем способы, как повысить эту эффективность. Если человек не в состоянии, не готов или не хочет, то да, от таких сотрудников мы избавляемся, потому что все работаем на результат. Cоответственно, бывают достаточно жёсткие решения.


Что из себя представляет Pravo.ru сегодня?

Изначально компания была разделена на два блока. Газеты и то, что касается СМИ, — это один большой блок, который работает достаточно обособлено. Второй — занимается автоматизацией юридической деятельности; здесь работает порядка 170 человек сейчас. Всё разделено на две большие части — продажи и разработка. Каждая из них управляется по-разному. Даже структура организована по-разному.


Как вы синхронизируете работу четырёх офисов?

Здесь всё достаточно просто с точки зрения опытных разработчиков. Те слова, которые используются у нас в ежедневной деятельности (scrum, story point, burndown chart), — это то, что у нас действительно эффективно работает и позволяет быстро создавать продукты. Например, на одном из наших продуктов мы стали зарабатывать деньги спустя всего пять месяцев с момента его создания. Всё очень быстро. Решения принимаются быстро, меняется всё очень быстро.


Вы вообще за MVP — создать продукт и запустить? Или вы долго «оттачиваете» свои продукты до идеального образца?

У нас каждый продукт состоит из многих маленьких MVP, то есть каждый компонент продукта — это всегда будет MVP, который постоянно развивается.


Какие цели у вашей компании, какие KPI вы ставите сотрудникам?

Наша глобальная цель — быть лидером в своей индустрии, на своём рынке. Не только в России, но и в мире. Но чтобы это сделать, для каждого сотрудника есть свои достаточно сложные и выполнимые цели. Они есть и для продавцов, и для разработчиков.

Условия в компании — стрессовые. Мы этого не скрываем, работать у нас тяжело. Но мы всегда стараемся понимать атмосферу внутри коллектива, это очень важно.

У нас есть специальные решения внутри, которые позволяют в режиме онлайн измерять всех сотрудников по десяти различным метрикам: фидбэк со стороны компании, отношение с руководителем, отношения между коллегами и так далее. Решение называется Officevibe. Это облачная система, единственный недостаток — не работает на русском языке. Выглядит всё это примерно так: раз в неделю к нашим сотрудникам приходит бот и задаёт вопросы («Как ты себя чувствуешь? Как настроение?» и т. д.). На базе этого строятся различные метрики.

Мы внедрили это решение чуть меньше года назад, и теперь чётко знаем, где у нас слабые места. Например, у нас была проблема с признанием внутри компании — то есть насколько компания признаёт заслуги сотрудников, насколько часто их хвалит. Оказалось, что с качеством признания у нас всё хорошо, но делаем что-то конкретное мы редко. Стали делать чаще.


Какие ваши основные шаги на этот год, через несколько лет? К чему вы стремитесь?

Что касается бизнес-целей, то на сегодняшний день российская компания достаточно успешна. Например, из 50 топовых российских банков все являются нашими клиентами. Нет в России компании, которая не пользовалась бы нашими продуктами.

Что касается перспективы, то мы грезим созданием виртуального юридического помощника. Эта система, которая позволит юристу не отвлекаться на какие-то простые вещи, а сконцентрироваться на своей основной работе. Система будет предугадывать каждое следующее действие человека. Мы называем это Virtual Artificial Assistant. Искусственный интеллект, который выступает помощником.

В одном из наших решений есть интересная функция. Самая скучная работа для юриста — это запоминать, сколько часов он потратил на ту или иную задачу, так называемый тайминг. Так вот, наше решение изучает персональные привычки и предполагает, сколько времени вы потратите.


Алексей, мне сказали, что вы много времени проводите за рубежом. Что вы там делаете? Шпионите, открываете компании?

Примерно два года назад мы задумались над тем, что рано или поздно нам станет тесно на российском рынке.

Американский рынок LegalTech примерно в 70 раз больше, чем российский. Общий его объём к 2020 году будет оцениваться примерно в 15-16 миллиардов долларов.

Конечно, у нас достаточно большие амбиции. Мы потратили почти два года на то, чтобы провести интервью и собеседования с потенциальными клиентами в разных странах — не только в США, но и Великобритании, Голландии, Франции. Мы поняли, что сделали уникальные решения, достойный продукт, который достаточно локализовать, чтобы вывести на иностранные рынки.


Принцип подхода к праву во многих странах схож и разница только в каких-то правовых актах?

Несмотря на то, что юридические системы разные, бизнес-процессы и способы управления этими процессами очень похожи. Мы здесь ничем не отличаемся. В конце прошлого года и в этом году мы запустили два новых офиса — в Калифорнии и во Франции. На сегодняшний день мы уже достаточно успешно продаём в других странах, получаем новых клиентов. Для нас это опыт новый, опыт интересный. Немного разные культуры, есть свои определённые сложности и какие-то специфические моменты, но в целом — всё отлично.


А продуктовую линейку вашу локализуете там?

Мы не смогли всю линейку вывезти. У нас есть один продукт, который называется в России CasePro, а за рубежом — CaseOne, собственно, его мы и продаём.


Вы говорили, что работаете над виртуальным помощником. А что из себя будет представлять LegalTech в будущем?

Недавно проводилось исследование: измерили уровень проникновения технологий в юридическую отрасль. Оказалось, что нет ни одной вертикали, в которой бы уровень проникновения был больше 30 процентов. В ближайшие 5-7 лет ожидается, что юридическая отрасль наполнится этими решениями. Мы, собственно, в эту сторону и движемся.

Конечно, мы хотим прийти к так называем сервисам самообслуживания. Если у вас есть мелкая бытовая юридическая проблема, то алгоритмы должны научиться её решать. Например, это оформление визы. Там абсолютно регламентированный процесс, вам нужно собрать конкретное количество документов. Зачем юрист? Сами собрали, подали, получили визу. Всё. Это достаточно просто.


Все боятся, что роботы нас захватят. В юридической сфере не появятся какие-то решения, которые потом никак нельзя будет отменить?

Я думаю, что нет. В любом случае надо понимать: судебная система и суды как таковые созданы не для того, чтобы выполнять рутинные операции, а чтобы решать ситуации, где есть спор, где законодательство не до конца что-то регулирует. В таких случаях нужен судья, который примет решение. 




Материалы по теме:

Искусственный интеллект в суде, боты-юристы и краудфандинг правовых споров – как начинается LegalTech-революция

4 основных вопроса веб-студии к юристу

Чтение на выходные: все о ботах

Юрист крупной международной фирмы — о том, стоит ли 6-значная зарплата работы по 14 часов в сутки

«В будущем холодильник сможет сам себе заказать еду. Криптовалюта здесь будет необходима»

Фото на обложке: everythingposs/Depositphotos.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Мы возвращаем авторам ценность их работ». CEO сервиса защиты авторского права — о развитии LegalTech в России
  2. 2 PravoTech проведет конкурс питчей IT-проектов в рамках форума pravo (tech)
  3. 3 В Москве состоится pravo (tech) форум
  4. 4 Юристы из госсектора научатся запускать проекты автоматизации юридической функции
  5. 5 В помощь юристам: как развивается рынок LegalTech и что ему мешает
Relocation Map
Интерактивный гид по сервисам и компаниям, связанным с релокацией
Перейти