Инвестор и основатель фабрики стартапов «Главстарт» Аркадий Морейнис на своей странице в Facebook (запрещен в РФ) написал пост о четырех особенностях стартапов – например, нельзя пренебрегать инвестициями, а рынок и его лидеры теперь меняются слишком быстро, чтобы у вас был шанс развиваться по старой схеме.
Почитайте, если собираетесь запускать проект.
Традиционное стартаперское заблуждение состоит в том, что без привлечения внешних денег можно эффективно расти. В подавляющем большинстве случаев без привлечения внешних денег лидера рынка не построить.
Не-будущий лидер никаких инвесторов не заинтересует, они и так ему денег не дадут, так что не надо претендовать на позицию «неуловимого Джо, который и так никому не нужен».
Не-лидер в долгосрочной перспективе превращается в самозанятость, которая станет в конечном итоге поперек горла и самому основателю.
1. В некоторых бизнес-моделях рост без внешних денег не приносит денег никому
Возьмем коммерцию: купил товар, продал товар, на все вырученные деньги закупил еще товара, продал, закупил на все и т.д. Кто в таком процессе может заработать деньги? Никто. Вообще. Вынимать деньги из оборота – это противоречит понятию «эффективно расти». Вы хотите ставить потолок на собственном росте? Тогда вы не станете лидером рынка.
Если брать внешние средства, то в упрощенном виде: взял кредит, купил товар, продал товар, вернул кредит, оставшиеся деньги положил в карман, взял новый еще больший кредит и т.д. В этой цепочке зарабатывают все: и основатели, и кредитные организации.
2. В некоторых моделях не брать внешние деньги – преступление
Представим, что у вас сервисная модель. И вы умеете эффективно привлекать клиентов, то есть, платите за привлечение меньше, чем на них зарабатываете.
Тогда почему не взять внешние деньги, не вложить их в привлечение покупателей и не заработать еще больше денег, чтобы стать тем самым лидером рынка? Не брать, просто чтобы не давать наживаться на вас внешним финансовым акулам? Смешно.
3. Жизнь и рынки теперь меняются слишком быстро
Уже не получится сидеть и 10 лет выращивать лидера рынка. Либо рынок исчезнет или изменится, либо тебя обгонит кто-то более быстрый.
4. Некоторые не берут кредиты, потому что рентабельность их бизнеса не позволяет покрыть проценты по обслуживанию кредита
Это, в первую очередь, повод задуматься об эффективности бизнес-модели и перспективности выбранной ниши вообще.
Чтобы лучше понять контекст, см. предыдущий пост (ссылка на пост в Facebook).
Материалы по теме:
«Мне казалось, что я гениальный предприниматель...»
«Деньги?! Это реальный трабл, их нет»
Российский мессенджер продает себя через сетевой маркетинг
Видео по теме:
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025