«Think different!» – завещал один из самых успешных бизнесменов современности Стив Джобс. Успех ждет тех, кто меняет угол зрения на привычные вещи и экспериментирует. А главное – кто умеет находить светлые умы и таланты и создает условия для раскрытия их потенциала.
Но где и как искать? Светлана Сидоренко, руководитель проектов по персоналу «Леруа Мерлен» рассказала о новом подходе к рекрутингу талантливых управленцев.
Рубрика «Инновации в корпорациях» выходит при поддержке Spinon.
Кадры решают все: как решить проблему кадров
В таком бизнесе, как ритейл, кадры решают если не все, то очень многое. От темпов расширения торговой сети магазинов во многом зависит развитие компании.
Согласно глобальной стратегии развития, в год мы планируем открывать до 20 магазинов, чтобы к 2020 году сеть насчитывала 100 гипермаркетов во всех регионах России, включая Дальний Восток. Для таких масштабных планов кадрового резерва катастрофически не хватает.
В первую очередь речь идет о нехватке талантливых управленцев, так как за успешное плавание любого корабля – магазина – отвечает, прежде всего, капитан. Но как найти грамотного директора магазина, например, в Хабаровске?
Руководители среднего и высшего звена, как правило, приходят с открытого рынка или через внутренние переводы. Мы делаем большой фокус на развитие сотрудника, у нас сильная образовательная система, мы сотрудничаем с опытными внешними коучами и институтами. Но чтобы вырастить грамотного управленца, нужно немало времени – минимум два года. А магазины открываются почти каждый месяц.
Где взять таланты?
Помимо проблемы количества, существует и проблема качества персонала. В ритейле, вообще, отмечается острый дефицит квалифицированных кадров. Несмотря на развитость индустрии розничной торговли, до сих пор не существует отраслевого института, где можно получить профильное образование в области ритейла. А значит основная задача рекрутёра при поиске потенциального руководителя – разглядеть его ключевые качества.
Традиционные методы рекрутинга не позволяют увидеть управленческий потенциал кандидата на руководящую должность в полном объеме.
Нам нужны люди со стратегическим мышлением, умением управлять, вдохновлять и вести за собой команду. Но как эти качества выявить на интервью?
Столкнувшись с этими вызовами, мы начали искать новые подходыя. Так родилась идея создания масштабного проекта «Ритейл-Арена». А вдохновила нас бизнес-игра Global Management Challenge. Это мировой чемпионат по стратегии и управлению бизнесом на основе бизнес-симуляции. В России организатором таких соревнований выступает Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной службы (РАНХиГС), наш партнер по обучению персонала.
Академия приобрела лицензию, русифицировала онлайн-программу и стала использовать ее для обучения и рекрутинга в том числе.
В игре могут принимать участие люди разного возраста и уровня подготовки: от студентов до состоявшихся бизнесменов.
Это бизнес-соревнование мирового масштаба, охватывающее более 30 стран, и возможность получить уникальный опыт и проявить себя. Это как раз тот случай, когда важна не победа, а участие. Кстати, российская команда очень успешно выступает на мировом чемпионате. Так мы пришли к идее устроить свой бизнес-челендж, и найти с его помощью талантливых ребят, решая проблему кадрового дефицита.
Инновационный HR-инструмент
В ноябре прошлого года мы объявили об открытии бизнес-игры «Ритейл-Арена», которая поможет нам найти 100 потенциальных кандидатов на ключевые позиции в новых гипермаркетах. Это было настоящим вызовом для нас, так как никто в сфере розничной торговли такого не делал. Для первичного отбора мы предлагали участникам их разных городов заполнить анкету.
Ключевой вопрос анкеты: «Почему вы хотите работать в ритейле?». Для привлечения людей на лендинговую страницу мы провели рекламную кампанию в социальных медиа и на ведущих сайтах того или иного города. Для понимания специфики желаемой должности мы сняли три вдохновляющих видеоролика о позициях, на которые мы искали кандидатов. Всего за месяц мы собрали 4600 анкет, по итогам отобрав 700 человек, из которых в игре приняло участие 400.
Прелесть этого рекрутингового инструмента в том, что он позволяет оценить потенциал человека вне зависимости от его опыта, возраста и других условностей. При отборе участников мы фокусировались на трех группах потенциальных кандидатов:
- 18–24 года. Студенты без опыта работы.
- 25–35 лет. Специалисты с определенным опытом, но необязательно управленческим.
- 35–50 лет. Профессионалы с опытом работы на руководящей должности.
Механика игры
Игра проходила в 36 городах России от Краснодара до Владивостока. Все участники стартовали в одно и то же время для чистоты эксперимента. Из-за широкой географии и разницы во времени игра растянулась на два дня. Местом проведения стали наши уже открытые магазины, а также арендованные площадки.
Цель каждой игры по аналогии с первоисточником – увеличить капитализацию виртуальной компании. В ее основе лежит компьютерный бизнес-симулятор, включающий множество кейсов из разных областей бизнеса на основе реальных рыночных условий.
Мы выбрали кейсы и задачи, связанные с ритейлом. Например, участникам предлагалось вывести магазин из кризиса и повысить его прибыль или разработать стратегический план для привлечения новых клиентов.
Кейсы у каждой команды разные, но суть их одна – улучшить финансовые показатели. По итогу соревнований программа сама анализирует результаты и показывает финансовую эффективность того или иного решения команды. Таким образом, участники учатся на своих ошибках и могут почувствовать, как дорого в реальной жизни могут стоить эти ошибки.
Игра дает возможность взглянуть на бизнес и рынок со стороны, одновременно погружаясь в них, быть снаружи и внутри, почувствовать их пульс.
Крутые особенности
Большое преимущество такому методу подбору персонала дают игровой и соревновательный элементы.
- Человек чувствует ответственность за команду и ее решения, ощущает почти физически, как конкуренты дышат в спину и могут обойти. Все эти факторы помогают кандидату раскрыться, проявлять живые эмоции и показать себя во взаимодействии в команде.
- Азарт и ответственность за команду захватывают участника, и он становится самим собой, демонстрируя как личностные, так и профессиональные качества. Это та недостающая и важная деталь, которая делает традиционные собеседования несостоятельными, ведь соискатель на интервью все равно играет некую роль и старается понравиться.
- Основной смысл нашего эксперимента – не победа, а участие. Во время игры мы наблюдали за каждым: как он проявляет лидерские качества и свою индивидуальность.
По итогу соревнований мы отобрали 183 финалиста из разных городов. Это те участники, которые лучше всего проявили себя на отборочном этапе. Они приняли участие в решающем «состязании» – очной встрече с региональными директорами, по результатам которой было выбрано 43 человека. Это те люди, которым мы сделали предложение о работе в нашей компании.
Стоит отметить, что среди финалистов немало людей без опыта работы на руководящей должности. Конечно, всем победителям предстоит пройти обучение и стажировку в работающих магазинах и набраться недостающего опыта. Мы создадим все условия для их дальнейшего успешного развития в компании.
Оправдались ли ожидания?
Несомненно. В проекте было интересно принимать участие как организаторам, так и участникам. Мы нашли совершенно уникальных талантливых людей, которые качественно отличаются от тех кандидатов, которые пришли бы к нам после стандартных этапов отбора. У них иной подход к работе, они более амбициозные и требовательные как к себе, так и к работодателю.
Игра дала соискателям правильный заряд на развитие и понимание здоровой конкуренции. Каждый из них достойный лидер, который способен вдохновлять команду и вести за собой. Естественно, их состоятельность в реальных условиях бизнеса докажет только время.
Я очень рекомендую обратить внимание на игровые форматы при отборе персонала. Некоторые симуляционные элементы всегда можно интегрировать в классические интервью.
Можно пригласить на собеседование одновременно несколько соискателей и предложить им в течение часа решить ту или иную задачу командой. Это могут быть реальные проблемы, с которыми компания сталкивалась и успешно справилась. Важно, чтобы командное решение можно было оценить и впоследствии объяснить кандидатам, в чем была их ошибка.
Во время обсуждения можно оценить знания кандидата и способность быстро включаться в рабочий процесс и взаимодействовать в команде. Элемент неожиданности сработает на руку – кандидат явно не будет готов к такому необычному собеседованию.
Отличный тест на стрессоустойчивость и гибкость. Пробуйте и экспериментируйте!
Материалы по теме:
Почему я НЕ рекомендую использовать очки дополненной реальности в бизнесе
12 ошибок, которые мешают стартапу развиваться
Как сделать так, чтобы ваш IoT-проект не провалился
Какие стартапы в области рекламы и маркетинга интересны корпорациям?
Как заставить сотрудников создавать корпоративные ценности и следовать им?
Как интегрировать инновации в реальный бизнес
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Как открыть бизнес по франшизе»
- 1 12 студенческих стартапов со всей России получили поддержку Россельхозбанка в рамках агрофинтех-акселератора
- 2 VK передал доли в трех IT-компаниях и турсервисе в АО «ВК Технологии»
- 3 Agile, scrum, kanban: в чем разница
- 4 Как организовать эффективное взаимодействие подразделений внутри корпорации — конференция «Акселератора ФРИИ»
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025