Колонки

Накраудфандили!

Колонки
Сергей Коновалов
Сергей Коновалов

Product Manager @bright box: - Connected Cars - Мобильные приложения - B2B-решения для автобизнеса

Сергей Коновалов
Накраудфандили!
Присоединиться

Да! В предыдущем своём посте я задавался вопросом о судьбе краудфандинга в России. Наш опыт оказался удачным, но я решил рассказать, чего ждать от краудфандинговых платформ, какие проблемы встречались на пути сбора денег. Всё изложу максимально коротко, а вы подумаете, подходит вашему проекту такой способ сбора денег или нет.

1. На какой IT-проект целесообразно собирать деньги?

Большинство проектов, представленных на краудфандинговых платформах - творческие. Начиная от авторских поделок, записи музыкальных альбомов и заканчивая созданием полнометражных мультфильмов. Поясню, что ЕДИНСТВЕННЫМ успешным IT-проектом стал как раз мой проект Focality. Дело не только в специфике проекта. Давайте разберемся. Во-первых, надо изначально понять.. 

2. ..ЧТО может дать автору размещение на подобных платформах?

Конечно, первым делом в голове крутится слово "Деньги". Но! IT-проект изначально проигрывает, например, музыкантам, у которых уже заранее есть целая армия поклонников, готовых поддержать съемку их клипа, а нам приходится доносить свою идею до потенциального спонсора с нуля. Это усложняет процесс. Несложно догадаться, что на этом моменте автору проекта придется сразу умерить свой "аппетит бабла" и опустить планку так низко, насколько только возможно. У краудфандинговых сайтов абсолютно нет такой аудитории, которая сфокусирована именно на технологических проектах. Нет. Точка. Туда заходят в основном люди, причастные к искусству(широкое понятие, правда?), а значит, ваш проект должен это учитывать. Пусть все эти художники - бедняки и денег вам не дадут, но вы еще не создали приложение, а целевые ребята уже в курсе. Таким образом:
- невозможно накраудфандить на проект, не интересный хипстерам
- занижайте требуемую сумму, чтобы прогресс был более воодушевляющим
- относитесь к собранным деньгам не как к зарплате, а как к бюджету на PR

3. А что ВЫ можете дать спонсорам?

Это вообще один из важнейших стратегических вопросов в краудфандинге. Дадите плохие плюшки - никто не даст денег. Предложите хорошие и дорогие плюшки - никто не даст денег, потому что все ходят в дорогие рестораны, но как дело доходит до поддержки проектов - все сразу нищеброды. Плюшка должна быть привлекательной.

Этот неловкий момент, когда ты делаешь какое-то приложение(которое должно быть привлекательным и понятным для арт-молодежи), и всё, что ты можешь дать спонсорам - это бесплатная установка приложения. Это НЕ привлекательная плюшка. Точнее она привлекательна, если достаточно дешевая, дешевле, чем скачать ваше платное приложение в аппсторе. Но если ты делаешь бесплатное приложение, то выкручиваться надо вдвойне. Что делать? Мы же помним, что ключевая цель всей нашей истории - PR. "А почему бы не закатить закрытую вечеринку по спискам, чтобы на ней тусовались только те, кто поддержал проект?"- подумал я. Сразу посыпались идеи с бесплатным баром, конкурсами (в которых можно выиграть футболки и наклейки Focality) и теплой дружеской компанией (ведь абсолютное большинство спонсоров - мои друзья). Супер!  Кстати, вот фотографии с вечеринки открытия.

Размер взносов я распределил таким образом: 100, 300, 500, 1000, 5000, 10000 рублей, а срок кампании - месяц (требуемая сумма 30000 рублей). За это время мы успели выкатить приложение и всё подготовить, а спонсоры не устали ждать и внимательно следили за прогрессом. Я также предусмотрел вариант, если проект соберёт большую часть суммы, но не полную сумму. Для этого я сделал эти самые большие взносы, которые в случае неудачи мог бы доплатить я сам:)

4. Какие ресурсы приводят больше спонсоров/больше денег?

Большинство спонсоров - мои друзья из социальных сетей, где я не покладая рук постил всякие вкусные посты, а также лично просил перепоста у популярных персонажей, публиковал информацию в популярных группах. Это оказалось очень важно для общественного резонанса. Но резонанс - резонансом, а денег то от него прибавляется не слишком много (примерно половина суммы). Что делать? Написал главному редактору Apps4all, попросил разместить мою статью на благо краудфандинга. В итоге по ссылке оттуда пришел спонсор, заплативший 10000. А после поста на Стартап Афише пришел спонсор, заплативший 5000 (хотел тоже дать 10000, но этот взнос был уникальный и на уникальных условиях). Кстати, огромная личная благодарность Маше за идею написать пост здесь. Вывод: из более серьезных источников приходят более серьезные спонсоры, НО учитывая, что специфика проектов, как я писал выше, должна быть всё же околохипстерской, то социальные сети - лучший друг краудфандера. Следите за нашими новостями в Facebook и ВКонтакте, кстати))

5. Что в итоге?

В итоге деньги собрались, вечеринка состоялась на ура, приложение Focality (в платной и бесплатной версиях) уже в аппсторе, а фотографии с хештегом #focality завоёвывают просторы Инстаграма. Буду ли я пытаться краудфандить проекты в дальнейшем? Думаю, да. Но только подходящие по духу, если вы понимаете, о чем я. Потому что идею краудфандинга я считаю очень organic, как принято говорить в Силиконовой Долине. А аудитория со временем придет, никуда не денется!

Если вдруг это прочитали потенциальные инвесторы, то давайте познакомимся. У меня есть еще несколько хороших проектов.

Также смотрите обзор платформ краудфандига в России.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как поддержать сотрудников с тревожно-депрессивными расстройствами
  2. 2 Денежная мотивация сотрудников: от прямых выплат до долей в акционерном капитале
  3. 3 Эмпатия в интерьере: как заботиться о сотрудниках с помощью комфортного рабочего пространства
  4. 4 Как арендатору сократить расходы на CapEx
  5. 5 Все о незаконном дроблении бизнеса в 2024 году