Колонки

Шесть вещей, которые я никогда не отдам на аутсорсинг

Колонки
Елена Ватутина
Елена Ватутина

Основатель фармацевтического стартапа Pharmznanie

Полина Константинова

Елена Ватутина, основатель фармацевтического стартапа Pharmznanie, привлекшего около двух миллионов долларов от Фонда развития интернет-инициатив, рассказывает, как обжигалась на аутсорсе бизнес-процессов и задач, и объясняет, почему некоторые из них не созданы для чужих рук.

Шесть вещей, которые я никогда не отдам на аутсорсинг

Умение эффективно аутсорсить задачи, а уж тем более бизнес-процессы — это искусство. Дано не каждому и подходит не для всех. Я расскажу вам о шести вещах, которые никогда никому не отдам. Почти все эти истории написаны моей бизнес-кровью, идут от негативного опыта, а на некоторые потрачены немалые деньги.


IT-разработка


Когда мы запускали стартап Pharmznanie — вебинарную площадку для обучения фармацевтов и провизоров, казалось, что все, что касается разработки сайта и внутренних сервисов можно и нужно доверить команде профессионалов со стороны. Это решение, признаюсь, чуть не стоило компании жизни в апреле 2016 года.

Искать инвестора проще вместе с надежными сервисами из B2B-магазина.

Когда команда аутсорсеров захотела плотно «сесть» в проект, это виделось хорошей перспективой.

Начитавшись всевозможных статей и кейсов, я думала, что от того, какая у тебя технологическая команда, зависит успех бизнеса.

А здесь — пусть и аутсорс, но такой партнерский, люди зажглись и заинтересовались, кажется, может получиться ситуация win-win. Я согласилась.

Когда начались трудовые будни, стало очевидно, что в реальном мире все по-другому. В то время у меня было мало познаний о реализации IT-проектов, естественно, я не могла поставить ТЗ на языке программиста. К сожалению, многие умельцы этим пользуются с целью «подсадить на иглу».

Фото: архив компании

Со временем начался рост затрат, так как партнер все чаще и чаще сообщал, что в ТЗ этого не было и нужны дополнительные деньги и время на переделку или реализацию. А деньги, на секундочку, немалые. И «соскочить» жалко, уже много потрачено, но еще более страшно, что затраты будут расти в геометрической прогрессии.

Не могу точно сказать, была ли здесь чистая жажда наживы со стороны аутсорсеров, или это естественная ситуация на том уровне моего развития, но факт остается фактом — я не могла дальше расходовать бюджет с той же скоростью, получая низкий с точки зрения бизнеса результат.

Мне пришлось принять, как я сейчас вижу, самое правильное решение — создать свою IT-команду. Да, несомненно, уровень профессионализма на первых этапах был ниже, чем у «профессиональных команд». Да, многое пришлось переделывать по пути, но при этом я получила полный контроль над своим IT 24/7, без рисков того, что меня обманут в самый ответственный момент.


Подбор ключевых сотрудников


Я никогда больше не доверю HR-агентству поиск и подбор главных специалистов по чему-либо — IT, маркетингу, любого профессионала, чьи действия влияют на ключевые метрики бизнеса. Из десяти специалистов, которых привлекло агентство (причем работало не одно, а несколько), вышли на работу и заключили договор десять, а вот прижились только два. То есть 80% денег, потраченных на подбор, адаптацию и зарплаты, ушли в пустоту.

Кто наши лучшие сотрудники? Они обычно приходят или случайно, или по рекомендации. Я вывела для себя такое правило: хочешь классного специалиста — запусти мысли в космос и жди. Вот серьезно, еще ни разу не подводило.

Я очень хорошо помню, как мы подбирали того самого первого IT-специалиста, который помог нам принять результаты от тех самых аутсорсеров в первом пункте. Мы сами разместили вакансию на hh.ru, он сразу же откликнулся, но… не явился на собеседование. И я почему-то решила ему позвонить, хотя обычно так не делаю. По телефону он объяснил свои сомнения: ему показалось, что Pharmznanie — сетевой маркетинг.

Фото: архив компании

Я быстро разуверила его, и он буквально через десять минут уже был у нас в офисе. Правда, на этом приключения не закончились: дерзкий айтишник назвал меня кадровичкой и заявил, что нам не о чем разговаривать. Тут я снова проявила нехарактерное для себя терпение и снисходительность. Просто видела и чувствовала, он — тот, кто нам нужен. Ни один сторонний HR не стал бы тратить на этого человека время.

Я убедила его взглянуть на ТЗ. Он посмотрел его вечером того же дня, и мы переписывались с ним всю ночь. Он подошел к вопросу творчески и сразу сказал, что нам делать стоит, а что нет. Этот человек до сих пор работает в нашей команде, на него можно положиться во всех ситуациях.

Сейчас у нас работает собственный HR-специалист, у которого меткость достигает 80%. Он знает нашу историю, знает, кто у нас приживается, за какого кандидата стоит побороться, а на кого можно не тратить время.


Подготовка менеджеров по продажам

У меня 3,5 тысячи друзей и более тысячи подписчиков на Facebook, что создает вокруг меня инфополе, больше похожее на шквал бесконечных предложений. Каждый день я получаю в личку 15-20 различных предложений, и среди них обязательно один-два будет о тренинге для продажников.

Я никогда раньше не соглашалась на такое и вряд ли соглашусь в будущем. Здесь мне даже не нужно получать по лбу, априори ясно, что аутсорсинг переподготовки отдела продаж в лучшем случае повлечет некоторые финансовые потери, а в худшем — станет самоубийством.

Продажники — это эритроциты бизнеса, его кровь, его соль. Можно рискнуть всем, но только не их подготовкой и переподготовкой.

Нормальная ситуация, когда на старте компании основатель сам занимается продажами, потому что продажи — это всегда донесение ценности, а кто ее знает лучше вас?

Фото: архив компании

По мере роста компании основатель должен формализовать свои знания, отстраивать механики и начинать потихоньку учить преемников, которые научат потом следующих. Обучение не может происходить от случая к случаю, как на тренингах, оно должно идти внутри компании. Только делегированием внутри.

Отдать этот процесс в аутсорс можно лишь от великой лени. Люди, которые предлагают тренинги продажников, не хотят решить ваши проблемы, они хотят уважить вашу лень.

Продвижение компании

Аутсорсинг этого направления, как правило, выливается в повышенное количество времени, которое я лично на него трачу. Внимание пиарщика-аутсорсера рассеяно работой над другими проектами, ему просто некогда вникнуть в ваш бизнес так, как того требует хорошее продвижение компании на рынке, в СМИ, соцсетях. И вы бесконечно за ним исправляете тексты, смыслы, генерите за него идеи.

Пиарщик должен быть:

  • включен в дела компании полностью;
  • находиться в непосредственной близости к основателю;
  • быть пропитанным его пониманием ценности компании;
  • быть всегда на связи;
  • быть всегда готовым подхватить и развить, будь то тема для публикации, срочная новость, требующая быстрого и точного реагирования, большой проект на перспективу.

Здесь — только делегирование, то есть внутренний сотрудник, который 100% своего рабочего времени и значительную часть свободного тратит на обдумывание именно твоих задач, а не еще пяти компаний. Человек должен с головой погрузиться в твой рынок, специфику, аудиторию, а не решать задачи типовым способом.


Заказ авиабилетов


Только, чур, не смеяться. Все связанное со своими деловыми и личными поездками — перелеты, проживание, питание — я устраиваю сама. Даже если у меня когда-то появится личный помощник, все равно не доверю другому решать вопрос с моими передвижениями.

И уж тем более, не знаю, что должно произойти, чтобы я доверила этот вопрос какому-то агентству. Считайте это личной паранойей :)


Общение с инвесторами


Эту вкусную конфету не отдам никому, потому что сама люблю конфеты. Никому не отдам возможность знакомиться и общаться с вдохновляющими меня людьми. Каждая такая встреча несет много открытий. К тому же никто, кроме меня, не сможет передать всех тонкостей нашей работы.

***

Принимая решение об аутсорсе какого-то процесса или задачи, надо спросить себя: готов ли я делить время специалиста с кем-то еще и в каких объемах? Аутсорс хорош в очень ограниченных зонах влияния, когда есть четкая проектная задача, сопряженная с внешними компетенциями специалистов, а не с внутренними условиями.

Иными словами, там, где можно обойтись без глубинного погружения в процессы, проблемы, даже атмосферу компании.

Скажем, легко отдается на аутсорс бухгалтерия, исследование по поводу структурирования сделки или решение вопроса, где селить «дочек», когда твоя компания становится международной.

Во всех этих случаях временно привлеченный внешний спец с большой вероятностью сработает не хуже собственного. А то и лучше: аутсорсер день и ночь занимается только такими вопросами, в них больше математики, чем человеческих чувств, а значит, лучшим в них будет тот, кто постоянно это делает.

Те вещи, где есть место личному «я», мнению, чувствам и отношениям, лучше оставить внутри компании. Ну и еще, конечно, такие «мелочи», которые могут сорвать тебе сделку или встречу, как, например, заказ билетов.


Материалы по теме:

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase

Комментарии

ПРОГРАММЫ И КУРСЫ

23 — 25 сентября 2019

INTR: Основы Hadoop

23 сентября — 21 декабря 2019

Digital Branding