На этом зарабатывают стартапы в сфере недвижимости

Игорь Калганов

Основатель и генеральный директор компании «33 Слона»

Расскажите друзьям
Игорь Калганов
Игорь Калганов

Игорь Калганов, основатель и генеральный директор компании «33 Слона», рассказывает, какие бизнес-модели существуют на рынке аренды недвижимости и можно ли еще заработать в этой сфере.

Рынок недвижимости – один из самых объёмных и инвестиционно привлекательных в мире. Эксперты ожидают, что в 2016 году объем инвестиций в сегмент увеличится до 720-730 млрд долларов против 689 млрд в 2015 году. При этом рынок недвижимости во многом остается «терра инкогнита», неизведанной областью для технологических проектов.

За последние несколько лет можно вспомнить лишь один ИТ-стартап, добившийся здесь серьезных результатов – это знакомый всем сервис для краткосрочной аренды жилья Airbnb. Других столь же успешных международных игроков в сегментах продажи или долгосрочной аренды просто нет.

Тем не менее, во всем мире появляются все новые стартапы, использующие самые разные бизнес-модели.

Есть ли смысл в запуске проектов в сфере недвижимости и какие ниши сейчас наиболее перспективны? Попробую рассказать.


Какие бизнес-модели есть на рынке


«Классифайды»

Классической бизнес-моделью для проектов в сфере недвижимости является «классифайд», то есть ресурс, собирающий объявления, сгруппированные по общим признакам и обозначенные специальной рубрикой. Например, покупка/продажа квартир или их аренда.

Эта модель появилась еще на заре становления интернета, в девяностых годах, когда пользователи искали жилье на форумах и досках объявлений. Доступ к таким сервисам для рядового пользователя совершенно бесплатен – за размещение объявлений «классифайды» получают деньги  с владельцев недвижимости или агентов.

В России в число трех главных классифайд-проектов входят Cian.ru, Domofond.ru и «Яндекс.Недвижимость», плюс существует немало игроков второго и третьего эшелона.


Сервисы с платным доступом к контенту

Некоторые проекты идут по другому пути и зарабатывают на платном доступе к контенту. Например, сервис по поиску квартир в аренду The Locals, который предоставляет полный доступ к базе и возможность просматривать новые объявления только по платной подписке. Важный момент здесь заключается в том, что контент, публикуемый сервисом, не является полностью уникальным, и увидеть те же объявления часто можно бесплатно – например, в соцсетях. Поэтому у пользователей нет достаточно серьезного стимула платить за услугу.


Сервисы для агентов

Актуальное направление для бизнеса в недвижимости – это создание сервисов специально для агентов, а именно – сайтов-агрегаторов объявлений. Такие сайты, как JCat.ru и Zipal.ru, облегчают жизнь агентам, которым нужно разместить объявление на максимальном количестве ресурсов, чтобы найти арендаторов или покупателей.

Работают они так: на сайт-агрегатор загружается объявление о продаже или сдаче жилья в аренду, которое публикуется сразу на десятках профильных сайтов и форумов.

Еще одна бизнес-модель, созданная для агентов и агентств, представляет собой онлайн-площадку для помощи в совершении сделки. По такой схеме действует, например, «АгентОН» (купленный в прошлом году «Рамблером»). «АгентОН» разрабатывает собственную систему для верификации данных об объекте, что позволит упростить и ускорить процесс заключения сделок.


Онлайн-агентства недвижимости

В сеть переезжают и классические агентства недвижимости – такие сервисы берут на себя задачу по поиску квартиры для покупки или аренды. На сайтах публикуются хорошие фотографии объектов, пользователи могут просматривать их как в вебе, так и с помощью мобильных приложений. Все это гораздо удобнее работы с офлайн-агентствами, а потому эта бизнес-модель довольно перспективна. Зарабатывают онлайн-агентства так же, как и традиционные – получают комиссию за работу (процент с аренды и продажи жилья). Но онлайн-компаниям достаточно сложно «на равных» конкурировать с классическими агентствами недвижимости: так, работающий по этой модели MyHomeDay сейчас переживает не лучшие времена.


Сервисные модели

По такой модели работаем в том числе и мы, компания «33 Слона».

Суть модели в том, что компания предлагает комплекс услуг по полному сопровождению квартиры в течение всего срока аренды. Арендодатель может выбрать один из нескольких пакетов сопровождения, куда входят проверка благонадежности жильцов, уборка квартиры, косметический ремонт, страховка, оплата коммунальных услуг и многое другое. За дополнительные услуги с владельца жилья списывается абонентская плата в размере 5-10% от ежемесячного взноса за аренду.

Такая модель позволяет иметь стабильный доход и вместо 100-150 рублей в год с одного клиента (как, например, у «классифайдов») получать несколько десятков тысяч рублей.


Быть или не быть?

Строить компанию в сфере недвижимости однозначно стоит. Несмотря на кризис и все сложности, в этом сегменте есть масса нереализованных возможностей.

Рынок меняется: уходят слабые игроки, появляются новые интересные компании. Обостряется гонка между лидерами, и это тоже подстегивает отрасль к развитию. Главное – совершенствуются технологии, и я считаю, что именно за ИТ-стартапами – будущее отрасли аренды недвижимости.

Чтобы стартовать сейчас, нужно:

  1. Учитывать реалии рынка. Российский рынок недвижимости переживает не самые лучшие времена. Некоторые его сегменты серьезно обвалились или стагнируют, как, к примеру, аренда элитной недвижимости. Такие квартиры чаще всего снимали экспаты с высоким доходом. Но многие из них в последний год-два уехали из страны, а россияне, которые раньше бы сняли элитное жилье, теперь все чаще предпочитают более демократичный бизнес-класс.

    Усложнилась и ситуация в сегменте аренды многокомнатных квартир – раньше они были популярны, а теперь такие объекты все чаще простаивают. Общее падение спроса привело к серьезному снижению цен на рынке: если раньше снять однокомнатную квартиру в Москве дешевле 30 тыс. рублей было сложно, то сегодня за 25 тыс. можно найти вполне приличные варианты.

    Серьезно замедлился и рынок продажи недвижимости – в 2015 году общее число сделок серьезно упало, что привело к снижению цен на 10-15%. Такое положение дел ограничивает пространство для создания новых стартапов. Конкуренция в традиционных нишах рынка уже крайне высока, а получить высокий доход могут только лидеры – компаниям, занимающим 3-4-5 место в своей нише остаются жалкие крохи денег.

  2. Выбрать перспективную бизнес-модель. Вариантов монетизации немало, но одним из самых перспективных сейчас является «сервисный» подход, предполагающий создание добавленной стоимости с помощью внедрения новых технологий автоматизации рутинных задач по аренде и покупке недвижимости.

  3. Продумать выход на международный рынок и заранее заложить в бизнес-модель возможности масштабирования. Российские инвесторы отдают преимущество стартапам, которые могут быть успешны не только на локальном, но и международном рынке. Поэтому мы, например, изначально потратили немало сил и времени на анализ рынков аренды жилья Сингапура, США и Израиля. По результатам этого анализа бизнес-модель дорабатывалась таким образом, чтобы ее можно было быстро перенести и запустить в новой стране с учетом ее специфики.

  4. Найти партнера. Это может быть состоявшийся бизнес в сфере недвижимости либо крупная компания, которая только хочет войти на рынок. Так вы получите опыт, связи, необходимые ресурсы и финансовую помощь, что существенно облегчит старт бизнеса. Самостоятельно серьезный стартап в нынешних условиях будет сделать крайне сложно.


Будущее рынка недвижимости, безусловно, за ИТ-компаниями, которые меняют привычные схемы работы в цепочке собственник-агент-покупатель/арендатор. Технологии делают процесс аренды или приобретения жилья более простым и прозрачным, сводя к минимуму возможность обмана или подмены документов. Стартапы, которые предложат рынку новые решения и помогут решить существующие проблемы, смогут занять свою нишу и добиться успеха.


Материалы по теме:

9 бизнес-моделей образовательных онлайн-стартапов

Стартапы, которые быстрее всех достигли $1-миллиардной капитализации

Инвестирование в коммерческую недвижимость: 4 главных риска

«Когда клиент приносит тебе деньги, он постоянно ждет подвоха»

Инвестор рассказывает, чем отличается бизнес в онлайне и офлайне

Из-за кризиса стартаперы стали умнее

Видео по теме:

Фото: Serjio74 / Shutterstock.com.


Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

  • Aleksey Kuzin 10:54, 6.04.2016
    0
    Странно, что нет мнения экспертов и участников рынка - www.maroom.ru
  • Aleksey Kuzin Igor Kalganov 12:40, 6.04.2016
    0
    Алексей, это колонка, а не соц.опрос :)
  • Igor Kalganov Aleksey Kuzin 12:57, 6.04.2016
    0
    Это многое объясняет. Прям про нас написано просто:"делают процесс аренды или приобретения жилья более простым и прозрачным, сводя к минимуму возможность обмана или подмены документов. Стартапы, которые предложат рынку новые решения и помогут решить существующие проблемы", - а упоминаний нет =)
  • Aleksey Kuzin Igor Kalganov 13:14, 6.04.2016
    0
    :) тут речь о технологиях - блокчейн-сетях, платежных системах с рекурентами, разделением платежей, системами телеметрии, банками, страховыми компаниями, реализация 3д-съемок, виртуальных туров, онлайн-бронирования, технологиях аккредитивов при взаиморасчетах и тд. Все проекты на рынке - и мы, и вы, и классифайды, и группы в соцсетях заняты одним правильным делом - улучшением рынка.
  • Aleksey Kuzin Igor Kalganov 13:17, 6.04.2016
    0
    Вы "качаете" правильную историю - легальную часть рынка, но это решение не для России, к сожалению. Вам нужно или в Штаты (хотя там своих таких проектов 1в1 хватает), или подходить к вопросу с другой стороны - инициировать введение патентов для физ.лиц - это дало бы большой рывок для вашего бизнеса. Пока этого нет, вряд ли упоминания будут частыми
  • Aleksey Kuzin Yuri Dyatlov 00:05, 15.04.2016
    0
    Рынки просто разные. Ваш сервис ориентирован при развитии на несколько городов России. 33 slona изначально готовил программу по схеме обкатки на отечественной площадке и выхода на зарубежный рынок. Потому что именно это направление в силу менталитета не развито пока в России. Если maroom.ru доживет до тех времен, когда "не зазорно" будет снимать квартиру на, скажем, 10 лет в большинстве городов страны, то вот тогда " вы сможете плотно занять свою нишу". Если за 1-2 года Слоны выйдут на 5-6 крупных городов мира и полностью отладят процесс, то через 5-6 лет вирус поменяет курс и в нашей стране.
  • Rodion Kadyrov 13:02, 21.04.2017
    0
    Mylinker.ru забыли указать)
  • Michael Gerasimov
    Michael Gerasimov 16:20, 13.02.2018
    0
    А на своем сайте подобный контент с претензией на "аналитику" стыдно публиковать? Ваша деятельность ни чем не отличается от всех прочих доморощенных риэлтеров. Скупаете базы (точнее то, что от них остается после крупных игроков), размещаете проплаченный контент, договариваетесь с аггрегаторами и онлайн каталогами (которых вы тут обозвали "классифайдами"). Одним словом, любое упоминание информационных или цифровых технологий можно смело опустить или относится к ним, как к дешевому маркетингу. Где собственный уникальный контент? Где собственная аналитика (ориентированная на грамотного покупателя, продавца или инвестора)? Где knowledge-base или wiki? Где приложения? Где, наконец, SMM и качественный крауд-маркетинг? Где они, эти технологии и методы? Где "комплексный подход", о котором вы везде пишете. Вы даже резюме соискателей не утруждаетесь читать (и никто из ваших коллег не читает). Правда в том, что вы держите своих клиентов за лохов, и это - большая ошибка. Все списывается при этом на "специфику" Российского рынка. Эдакое политкорректное название "Мордора" (в реальном содержании сознания ваших сотрудников). При этом продолжаем нанимать десятки "неудельных" агентов за мифические проценты и непонятные перспективы.. Пошловато как-то!
Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
Startup Weekend 5.0
23 ноября 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase