Колонки

Топ-5 типичных ошибок стартапов, которые погубят бизнес еще на старте

Колонки
Татьяна Мельничук
Татьяна Мельничук

Основательница и CEO международного IT-рекрутингового агентства Lucky Hunter

Софья Федосеева

У вас когда-нибудь возникала гениальная, по вашему мнению, идея продукта? Помните, что вы делали первым делом? Проводили маркетинговое исследование? Делали MVP? Или, может, сразу искали инвесторов, готовых поверить в вашу идею? 

Татьяна Мельничук, основатель проекта Zero to Hero, рассказывает о пяти типичных ошибках «влюбленных» стартаперов, из-за которых закрываются проекты.

Топ-5 типичных ошибок стартапов, которые погубят бизнес еще на старте

В этой статье я не буду затрагивать типичные ошибки стартапов вроде неверного определения целевой аудитории, недостаточного анализа рынка или непонимания схем монетизации — об этом уже писали не один десяток раз. 

Я постараюсь не повторяться и расскажу об ошибках, которые совершают стартапы уже на стадии идеи. 


Хочу сразу готовый продукт

Представьте, что у вас появилась гениальная идея продукта, которая решит N болей людей. Вы настолько горите идеей, что уже готовы создавать продукт здесь и сейчас. Вы «бежите» делать первую версию продукта, напрочь забыв о прототипе. Вы даже не допускаете мысль, что ваша идея нереализуема. 


Последствия

Пропустив этап прототипирования, вы рискуете потратить миллионы и в итоге разориться, просто потому, что не проверили гипотезу заранее. С этой распространенной ошибкой я сталкивалась не раз, когда работала в стартапах или подбирала IT-персонал для фаундеров, будучи руководителем IT-рекрутингового агентства. 



Мы искали самых лучших и дорогих профессионалов в проекты, а они при этом не до конца понимали свою килл-фичу и не знали, будет ли работать идея с технической точки зрения. 

RB.RU готовит большое обновление — и мы хотим учесть пожелания и интересы вас, наших читателей. Если вы готовы поделиться своим мнением об RB.RU, переходите по ссылке, чтобы заполнить короткую анкету.

Компании тратили не одну сотню тысяч на подбор программистов, на разработку MVP, месяцами искали инвесторов и в итоге разорялись, потому что не проверили гипотезу заранее в попытках получить продукт «здесь и сейчас». 


Мой проект уникален, потому что он мой

Обсуждая идею с фаундером, мы не можем добиться четкого ответа на вопрос, в чем уникальность проекта. Причина — слабый анализ рынка. 


Последствия

Непонимание килл-фичи сулит быстрое разорение для стартапа. Вы будете вкладывать больше и больше в проект, который не «выстрелит»: окажется, что подобные продукты уже есть, или килл-фича будет бесполезной для пользователя. 

Даже если у вас есть финансовая подушка, вы устанете от долгого поиска инвесторов, постоянных пивотов и прочих сложностей неуникальных проектов. В итоге вы решите забросить идею. 


А что, прототип — это не MVP?

Примерно такой вопрос мы слышим от стартапов, когда начинаем делать прототип. Я не говорю про ошибку в понимании терминов. Это история тоже связана с чрезмерной спешкой. 

По нашему опыту, фаундеры стараются в прототипе сделать весь продукт сразу, продумывают его до мельчайших деталей, ошибочно полагая, что так будет лучше. Ведь больше — лучше, чем меньше. 


Последствия

На деле получается, что прототип становится слишком сложным и повторяет уже существующие идеи — поэтому инвестор не видит килл-фичу. Она спрятана в утяжеленной бизнес-логике.


А что, IT — это дорого? 

Запуская IT-стартап, многие не понимают, во что ввязываются. Некоторые фаундеры, имея на руках два миллиона рублей инвестиций, думают, что этого будет достаточно, чтобы сделать полноценный продукт, еще и на маркетинг останется… Наивные! 


Последствия

Из-за непонимания реальных расценок в IT фаундеры теряют мотивацию запускать проект. Многие считают, что наша стоимость за прототип (300 тысяч рублей) — это слишком дорого, и хотят за эти деньги получить полноценный продукт. Когда они понимают, что это невозможно, — теряют запал. 



Если говорить более широко — вам нужно хорошо понимать бизнес, в котором вы будете «крутиться». Думаю, что этот пункт уже ранее встречался вам в подобных статьях, об этом пишут даже самые ленивые бизнес-тренеры. 

К сожалению, несмотря на распространенность этого совета, к нам активно приходят стартапы, которые даже близко не представляют, что такое IT-сфера. И мы знаем: таким проектам будет трудно выдержать конкуренцию и выжить.


Чем больше килл-фич, тем лучше! 

Если одни стартапы не могут определить уникальность своего продукта, то другие, в противовес пытаются «впихнуть» сразу несколько килл-фич в один прототип, чтобы угодить как можно более широкой аудитории. 


Последствия

Такой переизбыток может запутать не только инвестора, но и пользователя. Хорошая идея может превратиться в непонятный или слишком дорогой для будущей аудитории продукт. 

Копирайтеров учат: один абзац — одна идея. Здесь работает похожее правило: один прототип для проверки одной килл-фичи. 

Делать несколько прототипов при разработке продукта — совершенно нормально. Поверьте, вы сэкономите на этом большое количество средств и времени, даже если сейчас вам кажется, что это не так. 


Резюме

Всего получилось пять ошибок, которые могут допустить стартапы уже на стадии pre-seed. Как говорится, предупрежден — значит, вооружен. 

Надеюсь, что вы не допустите ошибок, о которых рассказали в этой статье, и сделаете самые крутые и нужные продукты. Очень не хочется, чтобы хорошие идеи «прогорали» из-за типичных ошибок. 


Как получить максимум

  • Помните, что этап прототипирования — важная ступень в запуске продукта и весомый помощник любого стартапа, который защитит вас от финансового истощения. 

Это поможет вам точно знать, работает идея или нет, быстрее найти инвесторов, привлекать команду разработчиков физической моделью продукта, а не малоубедительными предположениями. Смело делайте прототипы в самом начале пути.

  • Делайте отдельный прототип на каждую идею, чтобы не утяжелять продукт и заранее проверять потенциал каждой килл-фичи. 

Выберите идею, потенциал которой окажется наиболее высоким, и используйте ее для запуска своего продукта.

  • Не спешите: старайтесь делать все постепенно, не пропуская ни один этап. 

Не пытайтесь получить все и сразу, это чревато созданием некачественного продукта из очень даже качественной и хорошей идеи. Чрезмерно медлить я, конечно, тоже не советую, вдруг вы перегорите и мы не увидим ваш гениальный продукт! 

  • Определите килл-фичу продукта в самом начале. 

Подумайте, чем ваша идея отличается от других, какие проблемы решает, как улучшает уже существующие решения. 

  • Исследуйте сферу IT. 

Посмотрите примерные расценки на прототипы, работу программистов и дизайнеров, создание MVP, маркетинг. Все-таки, разорение — это главная причина провала стартапов. 


Фото в тексте и на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Я готовился к запуску экостартапа почти год. Вот что я узнал про этот непростой бизнес
  2. 2 Куда идти с идеей стартапа: кто поможет превратить её в действующий бизнес?
  3. 3 Найти болевые точки на рынке и бить по ним: как запустить успешный PropTech-стартап
AgroCode Hub
Последние новости, актуальные события и нетворкинг в AgroTech-комьюнити — AgroCode Hub
Присоединяйся!