Одна из главных проблем рынка веб- и мобильной разработки — тут заказов больше, чем исполнителей. Обычно IT-компании решают эту проблему, привлекая более дешевых субподрядчиков. Но в Mediasoft такую тактику считают малоэффективной. Вместо схемы посредничества команда выбрала путь глубокой партнерской интеграции с похожими компаниями.
В 2020 году Mediasoft запустила проект «Инвестиции». Одним из кейсов стало партнерство с компанией FIRECODE. Около года они поработали вместе в тестовом режиме и в августе вышли на сделку: объединили бизнес-процессы и стали работать как одна группа компаний. Какую выгоду это принесло обеим сторонам, рассказал Сергей Полуэктов, директор Mediasoft.
ИТ-компания MediaSoft с 2014 года разрабатывает сложные веб-системы, бэкенды, мобильные приложения и высоконагруженные проекты. Среди клиентов — «Связной», «Перекресток», «ЗдравСити», Sunlight и другие.
Партнеры, а не посредники
По данным Минцифры дефицит квалифицированных кадров в ИТ — от 0,5 до 1 млн человек в год. С января IT-компании разместили на HeadHunter более 250 тыс. вакансий, что на 38% больше, чем в прошлом году.
Но мы чувствуем этот дефицит безо всякой статистики. Если крупный клиент хочет найти в ближайшие два месяца 500 человек на свои проекты и мы хотим этого клиента получить, то должны иметь достаточно специалистов в штате. Другая стандартная ситуация: заказов много, но мы не можем взять их все. Вынуждены ставить клиентов в очередь. Сейчас у нас в резерве как минимум 50% от текущего производства.
Многие компании поступают так: ищут партнера, который продает час за 2000 рублей, а с клиентом договариваются на 3500 рублей. Мы считаем эту модель нестабильной и краткосрочной. Клиент постоянно исследует рынок разработки, и рано или поздно он выйдет на конечных исполнителей. Посредник забирает часть денег, которую мог бы заработать непосредственно специалист. На нашем высококонкурентном рынке труда это дополнительный негативный момент. Посредники в итоге никому не нужны.
Да, мы тоже хотим занять кусок рынка побольше. Но посредники это делают, просто пропуская поток клиентов через себя и распределяя его. А мы как старший партнер помогаем компаниям дорасти до нашего уровня. На мой взгляд, такая модель гораздо органичнее и перспективнее на длинной дистанции.
На нашем рынке есть игроки, которые заявляют, что готовы всему научить и взять за это процент компании. Ребята из MediaSoft подошли к делу по-взрослому: предложили smart money — выкупить долю, зафиксировать методику расчета на будущее, и активно помогать своими возможностями и экспертизами.
Как мы отбираем партнеров
Наш идеальный партнер — это производство, где есть собственные разработчики, которые продаются по Time&Material, когда заказчик платит за отработанные командой человеко-часы. Мы не рассматриваем агентства, которые предлагают множество подрядчиков и партнерских программ. Нам важно найти людей, близких по духу. И, конечно, мы должны понимать, зачем мы нужны партнерской компании, чем мы можем ей помочь.
Например, у FIRECODE не было Python, Java, Mobile на тот момент, когда мы познакомились. Она искала варианты, как расширить технологическую экспертизу. А у нас были запросы и потребности на разработчиков, владеющих этими технологиями. Мы предложили собеседовать людей к ним в штат, адаптировать и развивать, подключая к нашим проектам. Наши тимлиды осуществляли менторство новых специалистов по аналогии с воспитанием новичков в MediaSoft.
За год мы добавили в коллектив 15 новых специалистов. Сейчас в ростовской команде больше 70 человек, которых мы можем привлекать на свои проекты.
На какой основе мы сотрудничаем
Мы создали отдельное юридическое лицо, которое работает под брендом FIRECODE. Поначалу договорились просто: прибыль делим пополам. Пробный год был нужен, чтобы наладить коммуникацию и отстроить процессы по новым направлениям. Понять, комфортно ли нам чисто по-человечески работать друг с другом.
В процессе оценили оборот компании FIRECODE — мультипликатором стал показатель х1,5 от годовой выручки. И выкупили 20% доли. Партнеры были готовы обсуждать любой процент, но мы были настроены именно на пятую часть, чтобы у ребят не пропала мотивация самостоятельно развивать свою компанию.
То есть мы стали партнерами помогающими, а не поглощающими. Мы не можем наложить вето на какие-то их решения. Они остались самостоятельной компанией со своей политикой управления.
Какие преимущества дала нам работа с партнерами
- Рост компании и, как следствие, увеличение объема продаж
Теперь мы продаем не только как отдельные компании, но и как группа компаний. У нас единая воронка продаж: новый клиент может быть подключен в MediaSoft или FIRECODE.
Мы получили возможность брать больше крупных клиентов и закрывать заказы с помощью специалистов компании-партнера, в которых мы уверены. Как только мы объединились, то стали располагать штатом в 250 программистов. До этого команда Mediasoft состояла из 170 человек. То есть партнерство позволило нам вырасти на 47%.
- Репутация компании-ментора, который помогает вырасти
Партнерам мы даем возможность поработать с нашими клиентами по нашим ценам. Компания FIRECODE была моложе нас, и продавали они дешевле. Но мы решили не выступать реселлерами, а помочь им выполнять заказы по нашим ставкам. Для нас это — рост объемов, для FIRECODE — более комфортная ценовая политика.
Раньше мы в большей степени продавали разработку агентствам. С начала нашего партнерства с MediaSoft доля конечных клиентов у нас сильно возросла: было 30 на 70, сейчас — наоборот. А средняя стоимость часа увеличилась на 25%. Как самостоятельная компания мы росли и развивались и до партнерства. Это логично: весь рынок растет. Но теперь благодаря партнерству мы растем в три раза быстрее рынка. Прогнозирую, что мы получим +200% за год.
- Экспансия
Мы смотрим на региональные компании, где хорошее соотношение стоимости специалистов к стоимости наших контрактов. В случае с FIRECODE эта разница составляла порядка 25%.
Нам интересна экспансия в другие города с точки зрения трудовых ресурсов. MediaSoft появился в Ульяновске, затем открыл филиалы в Москве, Санкт-Петербурге и Самаре. Если бы не партнерство с компанией FIRECODE из Ростова-на-Дону, до юга России мы бы «дотянулись» еще не скоро.
Что мы можем посоветовать компаниям, которые задумываются о партнерстве
- Сделок покупки-продажи компаний не нужно бояться. Главное — понимать свои задачи, считать цифры и строить прогнозы. Обговаривайте на словах и прописывайте в соглашениях, какие обязанности берет на себя каждая из сторон.
- Если вы большая компания и планируете слияние с компанией поменьше, помните, что недостаточно просто купить. Услышьте, чего хотят фаундеры, учитывайте их интересы, помогайте, относитесь как к равным. Не претендуйте на полное поглощение, не отбирайте суверенитет и большую часть прибыли. Иначе вы убьете мотивацию партнеров к совместному развитию.
- Держите в голове мысль, что через некоторое количество лет вы с партнерами можете стать менее полезны друг другу. Все должны понимать, что есть возможность в определенный момент пойти каждому своей дорогой. Методика оценки доли должна быть прозрачной как на этапе входа, так и при выходе.
Фото на обложке: puhhha/shutterstock.com
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025