Колонки

Как Amazon, Alibaba, WeChat и «Яндекс.Деньги» превратились в платежные экосистемы

Колонки
Андрей Воронин
Андрей Воронин

Генеральный директор международного платёжного сервиса Fondy

Виктория Кравченко

В настоящее время наблюдается стремительный рост объемов онлайн-торговли крупнейших стран мира. Выручка на рынке электронной торговли Соединенных штатов в 2017 году составляет $374 млрд. Крупнейшим игроком рынка является Amazon. Компании уже удалось создать платежную экосистему, замкнув на своей площадке покупателей и продавцов. 

Аналогичные системы есть и в других странах. Например, WeChat и Alibaba занимаются платежными экосистемами в Китае, а Яндекс ― в СНГ. Как компаниям удалось выстроить инфраструктуры электронной торговли?

В своей колонке рассказывает Андрей Воронин, генеральный директор международного платёжного сервиса Fondy.

Как Amazon, Alibaba, WeChat и «Яндекс.Деньги» превратились в платежные экосистемы
Присоединиться

Amazon укрепляет позиции

Amazon создал свою платежную систему Amazon Pay в 2007 году. Суть этой системы состоит в том, что все покупатели Amazon могут использовать хранящиеся на amazon.com данные банковских карт для оплаты товаров и услуг, причем не только на сайте Amazon, но и на других сайтах, где есть кнопка Pay with Amazon.

Партнерские компании встраивают в свои сайты эту кнопку с помощью специального кода. При этом услуга не бесплатная для магазинов: Amazon берет комиссию 2,9% от суммы транзакции и 33 цента от каждой из покупок стоимостью от 10 долларов и выше.

Даже с учетом этих условий Pay with Amazon составит нешуточную конкуренцию крупнейшему оператору электронных платежей PayPal и платежной системе Apple Pay. С помощью кнопки уже можно оплатить счет за телефон, коммунальные услуги или приобрести подписку на музыкальный сервис или любой другой сайт.

С помощью специальной программы лояльности Prime и широкого выбора поставщиков товаров, которые предлагают все, начиная от самых популярных бытовых приборов и заканчивая системой голосового управления Alexa для автомобилей Ford и всех гаджетов от компании Amazon.

Джефф Безос, создатель Amazon, смог убедить большую часть американцев в качестве своего бренда и сделать так, чтобы Amazon превратился в первого и основного поставщика всего, что они заказывают онлайн.

Amazon начал как книжный интернет-магазин в 1995 году и со временем создал платформу для других интернет-магазинов разных категорий. В США малые предприниматели даже говорят: «У меня свой магазин на Amazon». Создать магазин могут предприниматели многих стран, в том числе России, Украины, Беларуси.

При регистрации доступно два типа аккаунтов: профессиональный и индивидуальный. Последний имеет ряд ограничений, например, позволяет продавать не более 40 товаров в месяц и не дает доступ к аналитике. Профессиональный аккаунт платный и стоил на момент подготовки статьи $39.99 в месяц.

При индивидуальном тарифе Amazon берет себе $0.99 с каждой продажи. Для регистрации понадобятся действующий телефон, реальный адрес компании и международная банковская карта для вывода денег.

В настоящее время бизнес-аккаунт на Amazon зарегистрировали уже более 300 000 американских компаний. Не последнее место в этом процессе заняла система управления бизнес-аккаунтом, которая упрощает многим компаниям ведение дел.

Преимущества такого аккаунта сводятся к следующему: многопользовательское управление, позволяющее владельцу бизнеса делегировать свои полномочия помощникам, а также не выходить за рамки бюджета; вариативность способов оплаты и качественная система аналитики, которая позволяет не только проследить, на что тратили деньги сотрудники компании, но и спрогнозировать траты в дальнейшем.


Что скрывается в «Красном конверте»?

В Китае кредитными картами пользуется только часть потребителей, тогда как Alipay, платежная система китайского ecommerce-гиганта Alibaba, и WeChat Pay, платежная система мессенджера WeChat, имеют 450 млн и 806 млн активных пользователей соответственно.

Кредитные карты не получили особого распространения в Китае в связи с тем, что эта страна быстро совершила переход от наличных денег непосредственно к мобильным платежам, практически минуя этот этап.

В 2016 году средняя сумма перевода в WeChat выросла на 168% ― до $1 526 на пользователя по сравнению с 2015 годом. Секрет популярности денежных переводов в WeChat довольно прост ― разработчики стараются сделать все, чтобы повысить лояльность пользователей и сделать так, чтобы они как можно больше времени проводили в мессенджере.

Кейс WeChat

В 2014 году Tencent запустил кампанию WeChat «Красный конверт» ― это цифровая версия старой китайской традиции дарить небольшие суммы друзьям и родственникам в красных конвертах во время Китайского Нового года, который длится 15 дней.

Чтобы «распечатать» свой «Красный конверт», получатель должен был обзавестись учетной записью в WeChat, связанной с банковским счетом. В течение первой недели праздника, более 8 миллионов человек использовали эту услугу, а количество новых банковских счетов, подключенных к WeChat, увеличилось на миллионы.

В общей сложности через WeChat было произведено больше транзакций, чем при помощи PayPal за весь 2015 год. Во время Китайского Нового года в 2017 году пользователи WeChat отправили друг другу 46 млрд цифровых «Красных конвертов», то есть этот показатель увеличился на 43% с 2016 года.

WeChat предоставляет возможность официальным аккаунтам создавать интернет-магазины. Внутри мессенджера можно открывать отдельные от аккаунтов Wechat shop. Но регистрировать их могут только находящиеся в Китае лица, которые должны открыть счет в китайском банке. Уже есть посредники, берущие на себя не только регистрацию магазина, но и его создание.

И продавать через WeChat можно самые разные товары. Например, блогер Беки Ли (黎贝卡) организовала продажу 100 автомобилей Mini Cooper. Машины разошлись за 5 минут. Покупателям нужно было оставить депозит в $300 и оставшуюся сумму в $42 000 заплатить уже дилеру.

Также в WeChat предоставляют сторонним разработчикам возможность создания приложений, которые будут использовать единый кошелек для предоставления дополнительных услуг. Это могут быть покупки билетов в театры, кино или на стадионы, оплата транспортных или иных услуг.

Кейс Alipay

Крупнейшая китайская платежная система Alipay запущена в 2004 году в качестве онлайн-платежного сервиса в рамках платформы для электронной торговли Alibaba. В 2009 году появилось мобильное приложение Alipay. К 2016 году Alipay обрабатывала уже 175 миллионов транзакций в день, 60% из которых были совершены через мобильный телефон.

Alipay представляет собой платежный сервис, который, по поручению клиентов, производит операции в пользу контрагентов. Особенностью системы является возможность гарантировать возврат средств в случае ненадлежащего исполнения контрагентом своих обязательств.

В случае продавцов Alipay также предоставляет необходимый сервис по проведению платежей. При этом в экосистеме есть ресурсы для B2B-продаж: Alibaba.com, Juhuasuan и 1688.com, а также для C2C: Aliexpress.com и Taobao. Большинство из них внутренние для китайского рынка, но есть и международные площадки.

Российским предприниматели любят Aliexpress.com

Она позволяет создать собственный магазин и продавать товары на единой платформе. Для этого необходимо зарегистрироваться в качестве продавца. Пока все работает в режиме бета-тестирования. После чего, необходимо пройти регистрацию в системе Alipay. И вот тут могут возникнуть сложности, так как регистрация в системе доступна только для проживающих в Китае.

Предпринимателям необходимо найти посредника, который согласится предоставить свои документы для регистрации в системе. Китайцы и иностранцы, проживающие в Китае, уже сделали настоящий бизнес на посредничестве, предлагая свои услуги за определенный процент от прибыли.

Первое время для магазина на площадке Aliexpress.com будет дейстовать ограничение на количество выкладываемого товара. Обычно, это не более 50 позиций. Со временем ограничение снимается. Таким образом, площадка борется с мошенниками перекупщиками.

Китайский электронный рынок интересен за счет его динамичного развития. iResearch прогнозирует, что средние расходы одного онлайн-покупателя в Китае составят около 12 188 юаней ($1 836) в 2017 году, что на 7% больше по сравнению с 2016 годом. Однако необходимость поиска посредников может оттолкнуть предпринимателей.


«Яндекс.Деньги» не отстают

Функционирующий с 2002 года платежный сервис «Яндекс.Деньги» пользуется большой популярностью в России благодаря интеграции с поисковой системой и почтовой службой. С помощью этого решения можно оплатить налоги, мобильную связь, штрафы ГИБДД и многое другое.

  • В 2016 году «Яндекс.Деньги» запустили сервис «Безопасная сделка» для онлайн-площадок, с помощью которых люди предлагают друг другу товары и услуги. С помощью «Безопасной сделки» P2P-сервисы могут выступать исключительно в роли информационного посредника, все остальные заботы на себя берут «Яндекс.Деньги».
  • В 2016 же году «Яндекс.Деньги» начали выпускать дебетовую карту «Карта с плюсами». Баланс карты равен балансу электронного кошелька в системе «Яндекс.Деньги». Использовать карту можно везде, где принимают банковские карты MasterCard. Клиенты, совершающие покупки в магазинах и на сайтах партнеров, участвующих в этой программе, получают определенный процент от потраченной суммы в виде возврата на карту «Яндекс.Деньги» бонусными плюсами.
  • Для предпринимателей Яндекс предлагает участие в сервисе «Яндекс.Маркет». По сути, это виртуальная витрина, которая помогает пользователям выбрать товар по привлекательной цене и в непосредственной близости от себя. Для участия в сервисе необходимо подготовить прайс-лист с предоставляемыми товарами и пройти простую регистрацию. Сегодня «Яндекс.Маркет» охватывает большинство популярных категорий товаров.

Кроме виртуальной витрины, Яндекс предлагает подключиться к сервису «Яндекс.Касса». По сути, это платежный агрегатор, позволяющий облегчить интернет-магазинам процесс принятия оплаты за покупку. По данным Яндекса, в системе зарегистрировано уже 75 000 магазинов «Яндекс.Касса». Он привлекателен отсутствием абонентской платы, комиссией от 2,8% и простотой развертывания. Технология очень похожа на кнопку Pay with Amazon и позволяет расплатиться средствами со счета «Яндекс.Денег».

На конец 2016 года сервисом пользовались 29,6% сайтов с онлайн-оплатой. За год «Яндекс.Касса» сместила с первых позиций ранее популярный сервис Robokassa.

У «Яндекс.Деньги» есть своя НКО (небанковская кредитная организация). Возможность принимать и хранить деньги на счетах появилась у этого сервиса еще в 2012 году, когда НКО прошла регистрацию в Банке России. Наличие НКО позволило компании наладить сотрудничество с платежной системой MasterCard по выпуску собственных карт. А для предпринимателей НКО гарантирует сохранность денежных средств при расчетах и переводах.


Итоги и новые направления

Согласно результатам исследования Juniper Research, глобальный объем мобильных P2P-платежей вырастет на 40% к концу 2017 года и будет составлять 540 млрд долларов. В Китае Alipay и WeChat занимают 53,7% и 39,5% рынка мобильной оплаты, а значит, компании продолжат наращивать свою выручку и будут все больше замыкать на себе покупателей.

По данным АКИТ, в первом квартале 2017 года рынок интернет-торговли вырос на 14% и составил 240 млрд рублей. На 76% в рунете увеличилось количество сайтов с онлайн-оплатой с конца 2015 по конце 2016 года. «Яндекс.Касса» установлена на 29,3% сайтов, тогда как ближайший конкурент Robokassa имеют долю в 10,3%.

Текущие финансовые условия способствуют росту платежных экосистем. Как и потребность пользователей замыкать свою жизнь на ограниченном количестве сервисов. В будущем мы же сможем увидеть новые возможности по покупке товаров в один клик. Например, просто выбирая и покупая интересный товар, увидев его фотографию в аккаунте друга.


Материалы по теме:

Ищем подрядчика онлайн: советы и лайфхаки

Смертельная спираль ecommerce: как расширить ассортимент и не упасть в продажах

5 приложений для учёта личных финансов

Пять трендов и кейсов будущего ритейла

10 полезных сервисов для разумного шоппинга

Не делайте так: ТОП-10 ошибок интернет-магазинов

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как определить цену IT-продукта, по которой его захотят покупать все
  2. 2 Ищем подрядчика онлайн: советы и лайфхаки
  3. 3 Смертельная спираль ecommerce: как расширить ассортимент и не упасть в продажах
  4. 4 Закон, вступивший в силу 1 июля, заставляет по-новому смотреть на доставку товаров. Что изменилось?
  5. 5 Пять трендов и кейсов будущего ритейла