Малому бизнесу сложно работать с крупными ТРЦ. Требований к оформлению и управлению магазинов больше, арендная плата выше, а конкуренты сильнее. Но есть и неоспоримые плюсы: трафик лучше и качественнее.
Открытие магазина в такой локации — это выход на качественно новый уровень для предпринимателя. Однако зачастую торговые центры отдают предпочтение крупным брендам в качестве арендаторов. Как сломать этот «классовый» барьер, рассказывает Мария Тепикина, директор по брокериджу MALLTECH.
На сегодняшний день в столичных ТРЦ соотношение доли малых предпринимателей и «федералов», по моему опыту, примерно 70 на 30. В регионах этот показатель зависит от желания и возможности собственников экспериментировать с tenant-mix проекта и может достигать соотношения 50 на 50.
Чаще всего малый бизнес представлен в виде островных конструкций в ТРЦ. Это и понятно: инвестиции минимальны, договор аренды короткий, риски для обеих сторон минимальны.
Если говорить про полноценный магазин, то в основном некрупные бренды представлены в категории fashion-операторов — в частности, это магазины одежды, обуви и нижнего белья.
В категории общественного питания малый бизнес — это так называемые «гастроэнтузиасты» на фуд-холлах и уникальные концепции в рамках стандартных фуд-кортов и кафе. Согласно моим наблюдениям, в тройку лидеров среди категорий входят и различные бьюти-услуги.
Перейдем к советам для предпринимателей малого бизнеса.
1. Начните с острова
Предприниматели задумываются о том, что пора «заходить» в ТРЦ, когда понимают, что необходимо наращивать объемы продаж, расширять зону охвата и, разумеется, когда у них есть для этого финансовая возможность.
Малый бизнес в большинстве случаев предпочитает арендовать острова. Инвестиции в изготовление островной конструкции в разы ниже, нежели даже в небольшой магазин.
Стоимость островной конструкции в среднем составляет 400-500 тысяч рублей, а то время как стоимость проекта и ремонта полноценного помещения (50-100 кв. м.) с учетом установки витрины и фирменной вывески может достигать от 2 до 10 млн. рублей. В обоих случаях также потребуется внести страховой депозит в размере двух месяцев аренды.
Многие предприниматели ограничиваются киоском и не расширяются. Но бывают и те, кто приходит с запросом на перемещение в формат полноценного магазина. Такие случаи немногочисленны, но встречаются.
Чаще случается другая ситуация: предприниматели делают запрос в отдел аренды и на остров, и на полноценное небольшое помещение. Брокеры формируют им два варианта предложений по размещению.
Согласно внутренней статистике нашей компании, в 70% случаев предприниматели выбирают остров. Почему?
Потому что еще не готовы инвестировать в долгосрочную перспективу и хотят попробовать себя в безрисковой модели.
2. Проверьте себя в «районнике»
Обычно малый бизнес начинает с «районников», проверяет себя на прочность, и, если все получается — начинает смотреть в сторону крупных ТРЦ. Более уверенные в себе предприниматели сразу обращаются в большие торговые центры.
Этот выбор во многом зависит от «подушки безопасности» того или иного предпринимателя, убежденности в успешности своего бизнеса и аппетитов.
Я бы рекомендовала малому бизнесу начинать с «районников» или с форматов островов как с тестовой площадки. Имея опыт работы и понимание рынка, им будет проще зайти в крупный ТРЦ, а арендодатель крупного ТРЦ сможет лучше рассчитать потенциал будущего магазина, имея пример уже реализованного.
3. Сыграйте на уникальности
Главное преимущество некрупных брендов перед федеральными в их уникальности. Они обычно не растиражированы и при грамотном продвижении в городе имеют свою особую целевую аудиторию. Это особенно касается Instagram-игроков, у которых уже есть свои ценители, и обычно они открывают один-два магазина в городе, не больше.
Уникальность может заключаться не только в ассортименте, но и в ярком и запоминающемся дизайне магазина, своей индивидуальной системе лояльности и т.д.
Малому бизнесу гораздо проще экспериментировать и делать работу над ошибками, ведь зачастую у них нет своих глобальных бренд-буков, а также требований по ассортименту и оформлению от головных компаний.
Сейчас популярно мнение, что все крупные ТРЦ похожи между собой по набору брендов: якорные и мини-якорные арендаторы в проектах одни и те же. К сожалению, частично это так и есть. Люди не хотят одеваться только в популярном масс-маркете, питаться только во всем известных заведениях общепита. Людям нужен выбор.
Безусловно, международные сетевые бренды всегда будут на лидирующих позициях у основной аудитории ТРЦ по всем показателям. Но именно малый бизнес с его уникальностью может привнести в торговый центр разнообразие и дать гостю тот самый выбор, новые эмоции от посещения объекта.
4. Подготовьте грамотную презентацию
Рассматривая тот или иной бренд, арендодатель прежде всего обращает внимание на визуализацию будущего магазина и ассортиментный перечень.
Любому малому предпринимателю необходимо иметь грамотную презентацию, в которой должна быть указана вся необходимая информация про бренд (миссия, идея, создатели, год основания), его позиционирование относительно других схожих по профилю и ценовому позиционированию брендов, средний чек, основная целевая аудитория, требуемый формат помещения (площадь), другие требования к помещению (если они есть).
Стоит также представить несколько рендеров с будущим дизайн-проектом магазина и обязательно с дизайн-проектом витрины. На оформление витрины и внутреннего мерчендайзинга арендодатели обращают внимание в первую очередь.
Предприниматель должен понимать и прогнозировать будущий оборот своего магазина. На этом выстраивается вся дальнейшая коммуникация по обсуждению коммерческих условий между арендатором и арендодателем.
Если у предпринимателя уже есть открытые магазины, будет замечательно, если он поделится цифрами по реальному товарообороту действующих точек, а также предоставит фотографии и видео магазина. Арендодателю будет проще понять его потенциал и принять решение о размещении.
Новый бренд может заинтересовать арендодателя как уникальностью в части оформления магазина и ассортимента, так и четкой, понятной экономикой будущего проекта. Прозрачность и ощущение надежного партнера в коммуникациях с арендодателем также добавит дополнительное преимущество при принятии решения о размещении в торговом центре.
5. Сделайте ТРЦ вашим помощником
Предпринимателю не стоит рассматривать арендодателя как экзаменатора.
После того как арендатор свяжется с ТРЦ, в переговоры вступят брокеры. Они обычно не только задают бизнесмену вопросы, но и дают рекомендации, о том, какую информацию необходимо подготовить для рассмотрения бренда. Далее идет обсуждение коммерческих вопросов и итоговое принятие решения по размещению.
Сотрудники торгового центра, заинтересованные в успехе своих арендаторов, всегда помогают им и делятся экспертизой в области визуализации и оформления магазина.
Предметом обсуждения становится и размер возможных инвестиций в ремонт помещения. Арендатор имеет выбор из несколько рекламных пакетов для продвижения внутри ТРЦ. В целом, если арендодатель качественно выполняет свою работу, то консультировать арендатора он будет на каждом этапе по всем вопросам до открытия магазина.
6. Что делать, если полноценного бренда еще нет
Иногда у предпринимателя на момент открытия магазина еще не складывается полноценного понимания бренда, а есть только идея: что и где он хочет открыть и чем торговать.
Такое часто бывает в региональных ТРЦ, и к нам также поступают такого рода заявки. В этом случае от арендодателя потребуется максимальная экспертиза и сопровождение такого арендатора на всех этапах его согласования. Это всегда несет риски, и арендодатели неохотно на них идут.
Поэтому основной совет — не стоит начинать коммуникацию с «сырой» идеи. Подготовьте хорошую презентацию и дизайн-проект, а также будьте готовы ответить на вопросы по будущим экономическим показателям работы магазина.
7. Верьте в успех
Бывают единичные случаи, когда местная компания арендует большую площадь и становится чуть ли не трафикообразующими арендатором. Такой рост требует от локальных брендов многолетней тяжелой работы.
Чаще всего подобного успеха достигают предприниматели из сферы общепита. Из одной небольшой точки они вырастают в успешную ресторанную сеть в рамках одного города и начинают развиваться в других регионах.
Среди региональных компаний также есть примеры стремительного развития в категории развлечений — до форматов крупных развлекательных центров.
Пандемия повлияла на оффлайн-ритейл не лучшим образом — прежде всего сказалось падение трафика и, как следствие, продаж всех арендаторов торговых центров.
Я очень рада, что сейчас ситуация понемногу стабилизируется, и по нашему портфелю проектов мы видим, что практически все арендаторы начинают прирастать по оборотам и показывать положительную динамику. Чувствуется, что рынок оживает, и это не может не радовать!
Это подходящий момент для предпринимателей, чтобы попробовать свои силы в крупном проекте. Главное — учиться на чужих ошибках и ясно понимать цели своего бизнеса.
Фото на обложке: unsplash.com
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- 1 Как айтишники переупаковали консервативный страховой продукт и нашли ему применение для путешественников
- 2 Мошенники в Telegram: топ-5 способов обмана
- 3 Как превратить маникюрный салон в сеть, продвигаясь только в соцсети
- 4 Как проекту о путешествиях получить 285 заявок в «VK Рекламе» и снизить стоимость брони на 21% за три месяца
- 5 Это мэтч: как бизнесу выбрать формат благотворительности
ВОЗМОЖНОСТИ
10 сентября 2024
10 сентября 2024
10 сентября 2024