Дмитрий Давыдов, директор по маркетингу западного направления «Битрикс24» рассказывает о том, какую роль в успехе бизнеса играет ценовая политика.
Может ли маленькая компания тягаться с мировыми гигантами вроде Google, Microsoft, Salesforce? Может. Помимо отличного продукта, в конкурентной борьбе помогает выигрышная ценовая политика.
Цена имеет значение
Цена — это послание, которое покупатель считывает между строк. Прежде чем выставлять цену на продукт, подумайте, что вы хотите сказать.
- Если продаете дешево, то вы говорите покупателю: «С нами вы экономите».
- Если дороже рынка — заявляете: «Мы — лучшие».
- Взимаете плату ежемесячно — намекаете, что «не нужно сразу много выкладывать».
- Одноразово — говорите, что «это выгоднее, чем вечно платить».
Задача «ценомесседжа» — показать явное преимущество и выделить ваш продукт на фоне конкурентов. Это не всегда возможно, но к этому можно и нужно стремиться.
Фото: ShutterStock
В идеале ценовая политика IT-компании
- помогает захватить высококонкурентный рынок;
- окупается;
- сложно копируется;
- работает и в России, и за границей.
К выбору ценовой политики стоит подойти серьезно. Это стратегический шаг, который предопределяет будущее компании. Вспомните об индустрии такси и запуске Uber в 2009 году. Однажды основатель компании Трэвис Каланик не смог поймать такси. Тогда он придумал заказ автомобиля через мобильное приложение: нажал кнопку и поехал. Компания перевернула рынок, а бизнес-модель Uber стала нарицательной.
7 или 9?
Существует масса теорий ценообразования, трактовок психологического восприятия цены, маркетинговых ловушек и метод «тыка пальцем в небо». На эту тему написаны миллионы статей и книг, но каждая вторая мыслит слишком «мелко». Слишком узко. Теории меркнут, когда дело доходит до конкретной задачи — планомерного захвата рынка.
Фото: ShutterStock
На этапе определения цены компании часто допускают одинаковые ошибки:
- Предвкушают выигрыш от снижения цен.
- Считают, что для массового привлечения клиентов достаточно предложить сервис бесплатно.
- Или что сработает уловка с «7» или «9» на конце.
На практике оказывается, что идеальная цена балансирует на грани.
Любые движения цены вверх или вниз покупатели переживают болезненно. Каждое изменение придется обосновывать.
С минимальными рисками повышать цены можно только в странах с высокой инфляцией. Если очень хочется, то можно это делать при выпуске новой суперфичи — тогда шаг будет понятен покупателю. Показательный пример — игроки телеком рынка. Пару месяцев назад «Билайн» повысил мне стоимость услуг на 100 рублей в месяц. Но зато я теперь получаю не 6, а 10 гигабайт трафика. Вот это правильный подход.
Фото: ShutterStock
Скидки переоценены. Например, образовательные учреждения получают бесплатный доступ к Basecamp. Но это не помогает, сервис давным-давно обошли другие предложения проектного менеджмента.
Единственное исключение для SaaS — способность влиять на продолжительность покупаемой подписки. Если даете 30% скидку на годовую подписку, то часть людей с помесячной оплаты перейдет на годовую.
Цена успеха
Рассмотрим на нашем примере. На первый взгляд, «Битрикс24» обычный freemium-продукт. Но только для непосвященных. Полноценная бесплатная модель помогла в вирусном распространении продукта.
Колоссальное преимущество дали «верхние» тарифы. Благодаря им клиенты платят фиксированную цену, которая дает доступ к «облачному» продукту неограниченному количеству пользователей.
Этот подход позволил нашей компании выйти на зарубежные рынки и обогнать старичков отрасли. Конкурентными преимуществами стали:
- бесплатный полнофункциональный план;
- платные тарифы из расчета на всю компанию, а не по пользователям;
- опция выбора между облаком и коробкой.
Разберем в деталях, из чего складывается выигрышная ценовая политика.
1. Муки выбора
Организациям вроде мэрии чешского города Брно, ООН, НАСА, телекомпании NBC, полиции Сьерра-Лионе и тысячам других сложно покупать программы и софт по традиционной «поюзерной» модели.
В мэрии Брно работает 375 человек. Через год их будет 412 или 355. Как планировать бюджет? Купить «на вырост» и переплачивать? Постоянно «докупать» пользователей, сводя бухгалтерию и IT-отдел с ума?
Нужно ли вообще покупать «места» для каждого сотрудника, если 15 менеджеров работают в департаменте озеленения, а 38 в коммунальном хозяйстве? И при этом пользуются не ноутбуком, а граблями и гаечным ключом.
Фото: ShutterStock
Банальный подсчет необходимого количества пользователей корпоративных онлайн-сервисов превращается в сложную задачу и требует времени. Каждому руководителю департамента приходится лично погружаться в процесс подсчета. И даже после этого цена станет понятна только приблизительно.
Затем продукт тестируют и только после внедряют. Этот процесс занимает 6-12 месяцев.
Что делать?
Поставить себя на место клиента, убрать лишние шаги и сократить процесс до 1–2 месяцев.
Клиенту остается решить, готов ли он платить ежемесячно фиксированную цену, скажем $100–200. Это выгодно, потому что не нужно ничего «выжимать» из бюджета.
А дальше работает так: несколько сотрудников тестируют продукт и только потом его «раскатывают» на всю компанию. Без дополнительных расходов. Компания-разработчик тоже остается в выигрыше: при таком подходе нет существенных трат на постоянно растущий отдел продаж и консультантов.
2. Прозрачный потолок расходов
Более 60% пользователей нашей CRM — «беженцы». Это люди и компании, которые «пересаживаются» с Salesforce, Microsoft Dynamic, Zoho. Почему это происходит c CRM и другими отраслями?
Клиенты начинают пользоваться продуктом с «младшего» или «среднего» тарифа, платят за 5 человек $250-500. Штат компании растет — растут и аппетиты CRM-провайдеров: $500 превращаются в $1000, потом в $2000, потом в $5000. Потом это становится головной болью.
Что делать?
Фиксировать цены. Прозрачный потолок расходов гарантирует , что клиент не выйдет за рамки комфортного бюджета. Даже при росте количества пользователей и требований.
Вам приходилось выбирать мобильный или интернет-тариф «на вырост»? Вызывать такси «Максим» или «Везет», чтобы заранее знать сумму за поездку? Положительный психологический эффект ценовой политики налицо.
В этом заключается преимущество для стран «третьего мира». Да, у этих государств низкий ВВП, но их граждане, как и жители более обеспеченных стран, ведут торговлю, принимают туристов, развивают экономику. Не стоит недооценивать этот рынок.
Жители Венесуэлы. Фото: ShutterStock
Зимбабве, Бурунди, Венесуэла — страны, в которых революции происходят чаще, чем европеец заправляет автомобиль. Поэтому понятный потолок цен там особенно привлекателен.
Официальный курс доллара к болливару в Венесуэле — 1 к 8. Когда человек платит по карте, за один доллар он получает 8 болливаров. На черном рынке курс — 1 к 160. При обмене на наличные в обменнике дают 160 болливаров за доллар. Поэтому жителям периодически приходится выезжать в соседнюю Колумбию, только чтобы оплатить услуги. Они выбирают онлайн-решения, ценовая политика которых прозрачна и стабильна в условиях девальваций местной валюты и высокой инфляции.
3. Борьба с лидерами за место под солнцем
В прошлом месяце IBM сообщила, что прибыль ключевого направления падает уже четвертый год. Однако компания в очередной раз презентовала облачную платформу. Один аналитик не выдержал и написал: «Когда же вы поймете, что проиграли книжной лавке?»
Фото: ShutterStock
История вырвавшейся в лидеры «книжной лавки» (Amazon Web Services), которая стремительно обогнала IBM, Google и Microsoft, показывает — конкурент «со стороны» может с легкостью обойти «старожилов рынка», если думает и действует иначе.
Поисковик может подмять под себя рынок такси. Мобильный оператор — рынок кабельного телевидения. Производитель телефонов — дистрибуцию музыкального контента.
Что делать?
Искать новые рынки и «бежать» намного быстрее признанных лидеров. Искать нестандартные решения и бить точно в болевые точки конкурентов.
Для «перехвата» чужого рынка недостаточно сделать классный продукт. Ценовая политика должна быть таким же «ноу-хау», как и товар. Рынок выигрывает компания, которая сегодня продает так, как другие будут через 3–5 лет.
***
Большинство предпринимателей не собираются «запускать новый Amazon». Тем не менее, каждому сегменту бизнеса пригодятся три принципа ценовой политики.
Чтобы отличиться от конкурентов недостаточно продавать дешевле или дороже.
- Любое сравнение оборачивайте в свою пользу.
- Конкуренты не должны безболезненно повторять ваши ценовые находки.
Показательный пример — кредитные карточки с авиамилями или кэшбеком. Создается ощущение, что чем больше потратил, тем больше «накопил». Намного лучше назвать магазин «Все по 99 рублей», чем «Дешевый ценопад».
Рынок может мгновенно перевернуться с ног на голову за счет действий новичков. Это уже произошло с такси, музыкальным рынком или онлайн-банкингом.
Делайте уникальный продукт, продавайте не так, как остальные, и развивайтесь на собственные средства. Это даст шанс поменять правила игры в вашу пользу. А потому уже можно и поспорить: на 7 или на 9 будет заканчиваться цена.
Материалы по теме:
Меньше цена – больше денег. Как увеличить прибыльность компании?
Как формируются цены во внутриигровых магазинах
Как я придумал идею на миллион для онлайн-торговли за 20 минут
Отвертка и кинотеатр, арбуз и телефон — все продается одинаково. Как выделиться в онлайне?
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Как открыть бизнес по франшизе»
- 1 Как Amazon, Alibaba, WeChat и «Яндекс.Деньги» превратились в платежные экосистемы
- 2 Ищем подрядчика онлайн: советы и лайфхаки
- 3 Смертельная спираль ecommerce: как расширить ассортимент и не упасть в продажах
- 4 Закон, вступивший в силу 1 июля, заставляет по-новому смотреть на доставку товаров. Что изменилось?
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025