Top.Mail.Ru
Колонки

Как часто необходимо переобучать сотрудников: советы руководителям и владельцам бизнеса

Колонки
Блэр Шеппард
Блэр Шеппард

Руководитель PwC по стратегии и лидерству

Ахмед Садулаев

Технологии открывают новые возможности для бизнеса, через несколько лет компания может существенно отличаться от той, что сейчас. Для внедрения новых технологий сотрудникам любого предприятия необходимо иметь новые знания. Глобальный руководитель PwC по стратегии и лидерству Блэр Шеппард в рамках серии мероприятий СберУниверситета «Reskilling talks: главное о переобучении» рассказал о том, как часто необходимо переобучаться, чему учить и как мотивировать сотрудников на переобучение, а также из чего состоят компоненты эффективной программы переподготовки.

Как часто необходимо переобучать сотрудников: советы руководителям и владельцам бизнеса

Как часто переобучаться 

Один из самых актуальных вопросов на сегодняшний день: насколько часто должна проходить переподготовка? Ответ — непрерывно. Даже я постоянно учусь, это позволяет мне быть постоянно в курсе актуальной повестки. 

Я аргументирую. Перед человечеством сейчас стоит задача глубинного переосмысления системы информационных технологий и системы промышленных технологий.  Система промышленных технологий — это то, как мы производим товары, то, как мы взращиваем и распространяем продукты питания, как мы возводим различные сооружения, как мы перевозим товары — все вещи, которые позволяют нам жить.

Система информационных технологий — это то, как мы ведем коммуникацию друг с другом, какие инструменты используем, какие данные мы собираем, как мы принимаем решения на основе этих данных. 

Обе эти системы, инновации и технологии, развиваются с неимоверной скоростью — намного быстрее, чем раньше, но в конечном счете они определяют, что вообще означает быть человеком, и именно это мы должны изучать.

Чтобы правильно разработать план переобучения сотрудников, необходимо понять, какие умения являются наиболее важными для той деятельности, которой мы занимаемся сегодня, и насколько эти умения отличаются от тех навыков, которые мы использовали еще вчера.

Например, навыки работы представителя банка с клиентом могут колоссально отличаться в зависимости от ситуации. Представьте — или вы находитесь в банке, сидите за столом операциониста и обсуждаете с ним финансовое планирование, или же ситуация в онлайне, когда вы никогда не видели работника «face-to-face». 

В представленном кейсе — банк «вчера» кардинально будет отличаться от банка «завтра». И это влияет на сотрудников на всех уровнях вплоть до CEO. Навыки отличаются в зависимости от контекста, но общие навыки остаются: понимание себя, умение учиться и современные представления о технологиях. 

Мир так устроен — он не «объясняет», зачем людям нужны какие-то новые навыки, поэтому у сотрудников возникает непонимание целей переобучения.

Необходимо изначально объяснить сотруднику, почему те или иные навыки являются актуальными сейчас, когда они перестанут быть актуальными и, соответственно, какие умения придут им на замену. В таком случае, вы, будучи руководителем, сможете опередить время и подготовить сотрудника к навыкам будущего. 

Как появляются новые профессии и как быть к этому готовым

Зачастую профессии, которые только появляются, имеют атрибуты тех профессий, которые уже существуют. Для человека важно осознавать, какие навыки он имеет в своем арсенале, которые могут быть адаптированы для новейших профессий, а какие навыки необходимо приобрести, чтобы перейти «на новую ступень». 

Здесь достаточно понять, какой навык является практичным в любых обстоятельствах, а какой недостаточно гибок — и также его адаптировать.

Примером может послужить ситуация во время пандемии — человечеству потребовалось неимоверное количество сотрудников-операторов сканеров для КТ, которые беспрерывно были в режиме работы и использовались для выявления поражения легких у болеющих пациентов.

И мы нашли выход — специалисты по авиабезопасности в аэропортах, которые работают со специальными рентгенами в поисках запрещенных предметов у людей и в их багаже, стали идеальными кандидатами для работы по скринингу в медицинских учреждениях.

Это связано с тем, что навыки работы со специальной техникой пересекаются между специалистами авиабезопасности и медицинскими работниками — рентгенологами. Единственное различие — контекст их профессиональной деятельности. 

Элементы эффективной программы переподготовки

Компоненты эффективной программы переподготовки состоят из двух ключевых вещей — динамичности (актуальности) и вовлечения. Самая распространенная ошибка заключается в том, что зачастую мы создаем статичный учебный план. Несомненно, темы на протяжении долгого времени могут быть одинаковыми, но контент, наполнение этих тем, постоянно меняется.

Представьте себе, у нас есть расписание по программе переподготовки по использованию искусственного интеллекта (AI). В течение определенного периода жизни вы изучаете уже известные данные, но полученная информация будет отличаться от той, что будет актуальна по окончании обучения, ведь технологии не стоят на месте. 

Наполнение программы переподготовки очень важно, ведь если оно своевременно, вы будете учиться лучше, потому что актуальный контент усваивается быстро. Представьте, что вам потребовался десяток лет, чтобы стать кандидатом геологических наук, и вы устроились на высокооплачиваемую работу в нефтедобывающей компании. Но к моменту получения кандидатской степени информация, которую вы изучали на протяжении всех этих лет, уже устарела.

Также нужно убедиться в том, что и те технологии, которые используются при обучении сотрудников, будут оставаться актуальными и будут использоваться в их профессиональной деятельности.

Второй элемент эффективной программы переподготовки — вовлечение. Существует несколько популярных трендов, например, «геймификация». Высококачественный видео-продакшн, игровые элементы, VR — все эти средства работают на вовлечение в процесс обучения. Это относится еще и к технологиям, которые не только вовлекают, но и увеличивают качество обучения. 

Кроме того, элементы геймификации — это не только вовлечение и дополнительная мотивация, это еще и способ обнаружить то, что невозможно было обнаружить ранее.

VR, например, предоставляет возможность увидеть то, что не представлялось возможным увидеть ранее. Если вы изучаете хирургию, то высококачественные перчатки и качественный VR-шлем будут способствовать полному погружению в процесс проведения операции, прочувствовать этот уникальный опыт, грубо говоря, не разрезая тело реального пациента. 

Новые технологии открывают новые возможности.

Чек-лист с основными рекомендациями для руководителей и владельцев бизнеса о переподготовке сотрудников 

  • Постройте обучение в строгом соответствии со стратегией вашей организации. Обучайте сотрудников для той организации, который вы станете — не для той, которой вы были. Если сотрудник будет работать с определенными технологиями, предоставьте ему доступ к этим технологиям уже на этапе обучения;
  • Развивайте в людях навыки будущего. Даже если вы предоставляете интересную и хорошо оплачиваемую работу с требованием от сотрудников определенного набора навыков, постарайтесь предоставить им возможность освоить те умения, которые могут быть полезны для их профессиональной деятельности в будущем;
  • Обучение сотрудников должно быть непрерывным, увлекательным и, что самое главное, релевантным;
  • Давайте только актуальный контент;
  • Обучение — это не односторонний процесс, когда преподаватель обучает студента, это процесс создания чего-то нового, совместного, направленного в будущее. 

Фото: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Программа лояльности клиентов: что это и какие цели бизнеса решает
  2. 2 Ностальгия: почему мы платим за это
  3. 3 Гибридные офисы — чем они отличаются от обычных и кому подойдут
  4. 4 Как сделать деловое мероприятие доступным для людей с ОВЗ и другими потребностями
  5. 5 Как и зачем интегрировать чат-боты в систему 1С
RB в Telegram
Больше полезного контента в Telegram
Подписывайтесь!