Top.Mail.Ru
Колонки

У российского биотеха есть минимум три проблемы

Колонки
Денис Курек
Денис Курек

Исполнительный директор Future Biotech

Денис Курек

Кандидат химических наук и исполнительный директор Future Biotech Денис Курек – о проблемах информационной и кадровой инфраструктуры в научном сообществе.

У российского биотеха есть минимум три проблемы

В мире постоянно появляются новые отрасли и профессии, в том числе на стыке нескольких уже существующих. Несколько лет назад в сфере науки и образования был очень заметен тренд мультидисциплинарных исследований, в России появились новые институты на стыке наук – например, Московская школа биоинформатики. Научное сообщество развивается, появляются новые образовательные направления и их первые выпускники, которым нужно устраиваться на работу, начинать свой бизнес, внедрять разработки.

И здесь возникают проблемы.


Проблема кадров и HR

Для полноценного развития российскому научному и высокотехнологичному сообществу нужна общая среда, в первую очередь – информационная. Университеты выпускают молодых ученых и специалистов в высокотехнологичных областях, появляются новые специальности… Но выпускники сталкиваются с отсутствием информации и понятных алгоритмов, касающихся трудоустройства, внедрения разработок и множества смежных вопросов.

Кадровые агентства, к сожалению, не умеют качественно работать с выпускниками новых специальностей – например, в биоинформатике есть области, в которых обычный рекрутер попросту запутается, и только специалист в той же области сможет правильно отсеять большую часть кандидатов на должность и выбрать нужного.

Ситуация парадоксальна тем, что агентства, которые сталкиваются с необходимостью найти узкоспециализированного сотрудника для, например, фармацевтической компании, не знают, как искать ученых.

Эта аудитория не «сидит» на порталах по трудоустройству: она рассеяна по множеству сайтов и сообществ.

Основные карьерные возможности перед молодыми российскими учеными открываются сегодня в следующих направлениях: работа в лаборатории, в бизнесе (тут нужно разделить небольшие и крупные компании – например, стартапы и фармакологические гиганты), также перспективна работа по проектам в области образования, популяризации науки, написания патентов и грантов.

Каждый из этих вариантов имеет свои сложности. С российскими лабораториями проблема в том, что они редко публикуют вакансии (в отличие от зарубежных), хотя почти всегда готовы взять одного-двух студентов или аспирантов. Если бы существовал общий список лабораторий, на который можно посмотреть, выбрать одну по душе и самостоятельно с ней связаться – то студенты и аспиранты быстро могли бы находить работу мечты, а хорошие лаборатории – успешно конкурировать с плохими. Это вопрос, прежде всего, развития информационной инфраструктуры сообщества. Шаги в этом направлении делаются: например, наряду с уже существующим порталом «Экспир» появился и проект «Лаббук» – основанная научными сотрудниками социальная сеть, которая не только собирается стать пространством для общения и обмена новостями, но также готова аккумулировать новые методики и создать базу по научному оборудованию.

Необходимость связать между собой корпорации или лаборатории НИИ и будущих сотрудников уже привела к появлению кадровых агентств нового типа. Например, «Бластим»  или агентство SciJob из Санкт-Петербурга, которое работает с научно-технической сферой в целом.

Что касается небольших молодых высокотехнологичных компаний, попасть в них несложно, если вращаешься в той же среде: их основатели посещают разные мероприятия и активно общаются в соцсетях, так что с ними можно познакомиться лично. Когда такой компании нужен сотрудник – и он не находится сразу в ближайшем окружении, – его ищут через друзей, но получается медленно и плохо. Нужны отраслевые эйчары вроде упомянутого «Бластима», которые будут известны в сообществе и станут точкой встречи для молодых ученых и их возможных работодателей.

Попасть в большую компанию кандидату, с одной стороны, проще, так как лидеры рынка всем известны и у них есть большие HR-отделы. С другой стороны, пробиться на вакансию, которая в данный момент не открыта, невозможно – в корпорациях более медленные процессы, а их кадровики не всегда умеют работать с редкими специальностями.

Помимо кадрового вопроса, есть и другие, связанные с неразвитостью общего информационного поля.


Проблема отсутствия информации

Высокотехнологичным стартапам не хватает специалистов по коммуникациям в сфере науки и технологий: как и в случае с кадровиками, пиарщик «с рынка» не всегда готов разбираться в сложной научной тематике, а сами ученые не любят или не хотят работать со СМИ. Это приводит к тому, что задачи, которые лаборатория или технологический стартап могли бы решить с помощью коммуникаций, остаются нерешенными или решаются слишком медленно. Какими должны быть эти коммуникации – отдельный вопрос: сегодня всем понятно, что это не только общение со СМИ, проведение мероприятий и ведение групп в соцсетях, но также хорошее понимание рынка (даже если речь идет о НИИ) и умение качественно встроить свою компанию в актуальную информационную повестку.


Проблема взаимодействия с рынком

Знание и понимание сложных рынков – еще одна сложная тема для научного сообщества. В российской науке, к сожалению, типична ситуация, когда результаты научной работы, которые могли бы найти практическое применение, остаются нереализованными только потому, что некому грамотно оценить прикладное значение научного результата. Не хватает знаний об инструментах его оценки и возможных алгоритмов применения.

По сути, когда мы говорим о необходимости создать те или иные механизмы поддержки для научного и высокотехнологичного сообщества, мы говорим о необходимости выстроить его инфраструктуру, создать опорные конструкции, натянуть провода и пустить по ним ток.

Определенные шаги для развития информационной инфраструктуры сообщества предпринимает ОАО «РВК»: так, в конце 2015 года в Подмосковье прошла «Школа техноброкеров», экспресс-курс, организованный совместно РВК, Future Biotech и команды молодых ученых из институтов РАН при поддержке Открытого университета «Сколково» и Университета ИТМО. Школу посетили около 40 биологов, химиков и экологов, которым было интересно узнать о том, как внедрять научные результаты, получаемые в лабораториях.

Такие мероприятия, наряду с информационными проектами вроде «Лаббука», становятся узловыми элементами научного сообщества как сложной системы, состоящей из молодых ученых и их интеллектуального капитала, РАН, государства, институтов развития – и взаимосвязей между этими субъектами. На сегодняшний день в этой системе еще нет выстроенных цепочек взаимосвязей, что мешает молодым ученым свободно получать качественные инструменты для того, чтобы помогать науке, государству и отраслевому бизнесу находить общий язык. Однако мы видим, что сообщество молодых российских ученых осознает себя и самоорганизуется. Внутри него возникают не просто бизнес-проекты, но новые социальные явления, которые постепенно вытеснят с рынка отжившие и неэффективные форматы сотрудничества между наукой, бизнесом, государством и обществом в широком смысле. 


Материалы по теме:

Чем обернется 2016 для фармы и биотеха?

Где учиться биоинформатике?

Биоинформатика в России сегодня и завтра

13 новых венчурных фондов, которые запустились в 2015 году

Бизнес-школа «Сколково» запустила конкурс образовательных грантов

Видео по теме:

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Есть ли будущее у робототехники в России: объясняет эксперт
  2. 2 Студент ИТМО создал прототип «умного» рюкзака для зарядки гаджетов
  3. 3 Как работают со стартапами в Университете ИТМО
  4. 4 Поиск инвестора: с чего начать?
  5. 5 Клубы инвесторов: гид для стартапов и бизнес-ангелов в 2024 году