О том, что риск – дело благородное, не говорил только ленивый. Действительно ли это так и насколько применим этот принцип в стартап-деятельности – рассказывает Андрей Бычковский, серийный предприниматель, основатель компаний «Ленточка» и Cintapunto, а также бренда
Как человеку, вечно ищущему даже в самых скучных бизнес-идеях фанк и драйв, риск как один из вариантов тактических решений мне абсолютно не чужд. Конечно же, прежде чем решиться получить или потерять все, предпринимателю стоит взвесить все «за» и «против» подобных отчаянных решений. Но начать стоит с того, что стартапер уже по праву может считаться рисковым парнем, согласившимся ввязаться в авантюру с не факт что успешным бизнесом.
Риск: что такое хорошо, что такое плохо
Для себя как для предпринимателя я вижу в рискованных решениях ряд преимуществ.
Прежде всего, для бизнесмена любой риск сродни возможности взглянуть на ситуацию поверх обыденных рамок. Отсюда – более креативные и изощренные решения в кризисных ситуациях. Когда ты на волоске, обычно пытаешься ухватиться покрепче, завязав не обычный узел, а как минимум узел Хантера.
Риски учат верить. Это как с аэрофобией: человек до жути боится летать, но никак повлиять на свой страх и, главное, мягкую посадку не может – остается только верить. Так и в бизнесе: рискуя «удачным приземлением», остается полагаться на собственную удачу. Только не стоит на нее сваливать всю ответственность: на судьбу надейся, но и сам не плошай.
Риски обогащают опыт. Причем любой исход – негативный или позитивный – дополняет личный бэкграунд предпринимателя и восполняет единую «картинку». Стоит ли вспоминать о том, сколько шишек набивается таким путем в проектах на самых ранних стадиях? Зато потом будет что рассказать внукам молодым адептам в стартап-тусовке.
Однако стоит быть осторожным: главный побочный эффект не оправдавших себя рисков – тотальная апатия к происходящему. Получив негативный опыт, человек опускает руки, забивается в угол и начинает бояться всех этих «а вдруг опять» и «если как тогда». Как следствие – проект топчется на месте, а то и вовсе сворачивается.
Когда уместно/неуместно рисковать
В плане принятия рискованных решений, я считаю, существует только два случая, когда стоит «придержать коней»: нельзя рисковать с клиентом и нельзя рисковать с законом. И если в последнем случае можно отделаться легким испугом в виде штрафа или какого другого санкционного вердикта со стороны государства, то первый случай сулит потерей аудитории.
Согласитесь, ведь обидно: три года наращивать базу клиентов и молниеносно уничтожить ее одним необдуманным решением.
Для того, чтобы не облажаться по этим двум параметрам, рекомендую проговаривать все идеи с юридическим департаментом и заложить клиентоориентированность в основу философии компании.
Можно ли рисковать, работая с инвестором? Думаю, да, но в рамках приличия и не с его деньгами. Как показывает опыт, инвесторы не любят зануд, предпочитая иметь дело с авантюристами (конечно, в меру), способными объяснить то или иное решение адекватными аргументами. Поэтому прежде чем начинать игру в плохих парней, следует провести мало-мальское исследование, чтобы собрать данные и предоставить их «капиталовкладчику».
Кстати, чтобы оценить потенциал риска, можно прибегнуть к методу Дельфи. Этот метод зарекомендовал себя как один из самых доступных способов достижения консенсуса по вопросам, в которых вы сомневаетесь.
С продуктом рисковать тоже можно, и даже нужно. Только в этом случае риск должен подразумевать усовершенствование. Но и тут мнительность приветствуется – потому перед радикальными мерами стоит запустить тест на будущий апгрейд.
Почему рисковать – это нормально
Каждый вход в новый бизнес – это риск. Когда я в новом для себя деле, я сразу осознаю, что может и не получиться вовсе ничего. Это здоровый подход, особенно когда новый бизнес кардинально отличается от всех предыдущих. Риск существует всегда, поэтому изначально я настраиваю себя так, что, по сути, вкладываю в ничего и могу в один прекрасный момент все потерять.
Зато такой «мазохистский» трюк очень здорово тренирует персональную выдержку. И когда стартап в результате выстреливает, положительных эмоций гораздо больше, нежели при изначально завышенных ожиданиях.
В моем опыте часто бывало, когда риск себя не оправдывал. Я видел какое-то перспективное, как казалось на тот момент, направление, вкладывал в него много денег, сил, труда, а в итоге оказывалось, что идея вовсе не рабочая. В результате приходилось закрывать проект.
Однако я к этому отношусь философски: я попробовал и у меня есть опыт; не рискнул бы – не обогатился бы новыми знаниями, в итоге мучился бы всю жизнь. А так понял: окей, здесь денег нет, идем дальше. Это нормально.
Благородно ли рисковать? Пожалуй, да. Только стоит помнить, что за каждым оправдавшим себя риском стоит здравый смысл, логика и адекватная оценка собственных возможностей.
Фото на обложке: Pixabay
Материалы по теме:
Кто ты: хороший менеджер или хороший предприниматель?
Как это – рисковать правильно?
Четыре стартапа, в которые никто не поверил, а зря
«Мне казалось, что я гениальный предприниматель...»
Как не угодить в ловушку на старте?
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025