Top.Mail.Ru
Колонки

«Школьники работают наравне с учеными». Как устроена Школа молекулярной и теоретической биологии

Колонки
Георгий Машков
Георгий Машков

Ученик — «Новая школа»

Дарья Кушнир

Школьники часто недооценивают себя – думают, что знают еще слишком мало и не готовы столкнуться с настоящей наукой. Но если тебе интересна биология, физика, математика или информатика, то уже в старших классах ты можешь бесплатно попасть в Школу молекулярной и теоретической биологии (ШМБТ). Одиннадцатиклассник Гоша рассказал о поступлении в Школу, поездке в Барселону и работе в лабораториях вместе с учеными.

«Школьники работают наравне с учеными». Как устроена Школа молекулярной и теоретической биологии

Читайте по теме: Частная школа: что это и чем она лучше обычной


Как я поступил в ШМТБ

Школьникам кажется, что они еще совсем мало знают и абсолютно ничего не умеют, а работать в действующей лаборатории им не светит курса до четвертого. Именно по этой причине в начале девятого класса я узнал про Школу молекулярной и теоретической биологии (ШМТБ), но не решился отправить заявку на конкурс. Сто раз пожалел. Там школьники работают наравне с действующими учеными над реальными научными проектами, занимаются настоящей наукой.

Я начал пристально наблюдать за деятельностью Школы, изучать отчеты работы лабораторий, следить за публикациями в соцсетях, подписался на странички некоторых ученых.

В девятом и десятом классах у меня было много научной практики: «Моторика» в «Сколково», лаборатория клеточного гемостаза и тромбоза в НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева, проектная работа в лаборатории биофизики биофака МГУ, участие в профильных летних школах и олимпиадах.

 Я был уже на шажок ближе к реальной науке, имел опыт работы в «мокрых» лабораториях (так биологи называют лабы, в которых непосредственно проводятся опыты). И когда осенью 2018 открылся новый набор на ШМТБ, которая в августе 2019 должна была пройти в Барселоне, я подал заявку.

Для кого создана Школа

Набор на Школу открывается каждый год осенью для учеников 9-11 классов. Надо заполнить заявку на участие в электронном виде: описать свои учебные достижения и интересы в области науки, причем не обязательно только в биологии, рассказать о своей мотивации на участие. Если ты считаешь, что должен перед подачей заявки обязательно затащить Всероссийскую олимпиаду по биологии, то ты ошибаешься. Важна твоя мотивация и ожидания от школы для тебя лично. Важно, как ты себя чувствуешь в науке, какими ее областями интересуешься. Даже если ты хорошо разбираешься в физике, математике или информатике, но не очень хорошо знаешь биологию и хотел бы попробовать себя на стыке наук – смело подавай заявку.  

К заявке надо приложить письмо поддержки от любого другого человека: родителя, учителя или просто друга. Мне, например, письмо поддержки писал мой учитель химии, за что я ему очень признателен. После рассмотрения заявки меня пригласили на дополнительное собеседование по Skype с одним из заведующих лабораторией и психологом. Кстати, участие в Школе бесплатное.

Как я участвовал в Школе в Барселоне

В 2019 году ШМТБ проходила в Барселоне на базе исследовательских центров PRBB и CRG. Все ученики, ученые и другие члены команды жили рядом с исследовательским центром в двухместных комнатах с общей кухней на номер из четырех человек. До места занятий мы ходили небольшими группами человек по 8-10 под руководством вожатых, к которым могли обратиться по любому вопросу. Когда удавалось выйти пораньше, приятным бонусом перед занятиями был утренний поход на пляж. 

Первые дни в школе были посвящены знакомству со всеми лабораториями, курсами и, конечно же, учеными, которые их возглавляли. Чтобы каждый мог выбрать себе наставника и лабу по душе, нас знакомили с интересующими нас проектами – «ротациями», после которых из выбранных ранее шести, надо было оставить только одну, в которой и предстояло работать всю Школу. Для принятия такого сложного решения необходимо второе мнение, и тут на помощь приходят советники, которые есть у каждого участника школы. Советник помогает с выбором лаборатории, курсов, консультирует по научным вопросам. 

Я присоединился к проекту Дмитрия Коркина «Лаборатория исследования экстремальной геномной консервативности», где мы изучали растительные лаймы. Нет, это не цитрусы: LIMEs – это Long Identical Multyspecies Elements (длинные идентичные мультивидовые элементы), части генома, представляющие собой последовательности со 100% идентичностью и минимальной длиной 20 нуклеотидов у различных видов. Эти элементы изучались у четвероногих, но о расположении и функциях их в растениях ничего не было известно. То есть мы работали в рамках реального исследования, которым и занимается Дмитрий в настоящее время. И это невероятно круто! 

Я никогда не забуду того чувства, когда, делая свою часть исследований, осознавал, что если я не замечу какой-то детали, неверно напишу код, то мир никогда не узнает того, что я упустил.

C ростом современных аналитических технологий информации накапливается все больше и больше, обрабатывать ее не успевают, и вряд ли кто-то посмотрит на эти данные в ближайшем обозримом будущем.

Кроме работы в лабораториях мы посещали курсы: от функциональной геномики и внутриклеточной сигнализации до программирования на Python и написания мотивационных эссе, и лекции, которые читали приглашенные ученые и заведующие лабораторий. 

Конечно, большую часть времени мы уделяли работе в лабах. Чтобы провести исследование и довести его до презентабельного состояния, надо потратить уйму сил, времени и кофе. В команде лаборатории было не больше десяти человек, и у каждого — определенная задача, свой кусок исследования. Результаты наших работ мы представляли в самом конце школы на конференции в виде постеров. Причем не обычных, а в реальном научно признанном формате — можно сказать, мы делали основу для будущей научной статьи и докладывали другим участникам о результате исследований. 

Кроме науки и учебы вечерами мы много общались или сидели все вместе в зоне для отдыха, пели под гитару. Прямо посреди Школы у нас случился выходной день на чудесном пляже в пригороде Барселоны. Весь день мы плавали, гуляли, ходили на развалины замка, ели мороженое и просто общались. 

Что мне дала школа

После окончания Школы я продолжаю общаться с ребятами из своей команды и лаборатории и собираюсь продолжать начатые исследования по согласованию с завлабом.

Я ехал на школу с мыслью о выборе факультета, на который хочу поступить в следующем году. Я намеренно выбрал «сухую» (биоинформатическая или теоретическая) лабораторию на Школе, курс математики в биологии и программирование на Python, что помогло понять, насколько мне близка биоинформатика. Она оказалось мне близка! Как итог – готовлюсь к поступлению на ФББ МГУ.

Кроме того, учась в университете, выпускники Школы могут претендовать на грант по летней стажировке в выбранной ими исследовательской лаборатории.

И, конечно, одной из основных ценностей Школы являются люди: и ученые, и выпускники ШМТБ прошлых лет, и наставники с вожатыми, и сами увлеченные ребята. 

Фото: Сергей Моргунов

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Профессии будущего, которые актуальны уже сейчас: как стать биоинформатиком и ИТ-медиком
  2. 2 Советы Гарварда, Оксфорда и Принстона: Как написать цепляющее мотивационное письмо
  3. 3 Как попасть в летнюю школу, которая откроет тебе двери Гарварда