Как я запустил три сайд-проекта и не сошел с ума

Алексей Банников

Генеральный директор группы компаний Фотосклад.ру

Расскажите друзьям
Алексей Банников
Алексей Банников

Алексей Банников, генеральный директор группы компаний Фотосклад.ру, рассказывает, зачем понадобилось запускать три сторонних проекта на базе основного и к чему это привело – в цифрах.

Когда у нашего интернет-магазина появилась аудитория в 200 тысяч пользователей, мы поняли, что ее можно и нужно дополнительно монетизировать. Предлагать решили не только наши товары, но и дополнительные услуги через сторонние проекты. Плюс мы рассчитываем на обратный эффект, когда сайд-проекты приводят на основной ресурс клиентов.

Так и появились мысли, что пора расширять бизнес – в том числе за счет дополнительных услуг. Меньше чем за полгода у нас появилось 3 новых проекта, и все они были созданы своими силами, без сторонних подрядчиков и привлечения дополнительных инвестиций.




Зачем это было нужно

Так, мы открыли «Школу» – обучающие занятия по фотографии, где курс для новичков из шести занятий стоит 3000 рублей. Да, мы не заработаем на этом проекте миллионы. Но слушатели курсов – это суперцелевой трафик, пользователи, которые хотят научиться фотографии на базовом уровне, понимать, что такое ISO, диафрагма и т.д. Естественно, они более склонны купить технику у нас – и заодно получают VIP-карту, промокоды. Так мы получаем на 100% лояльную аудиторию.

В «Школу» идет большой поток посетителей с нашего основного сайта, у которого посещаемость 30 тысяч уникальных пользователей в сутки, в месяц – 750 тысяч. С помощью таргетированной внутренней рекламы мы перегоняем эту аудиторию в школу.

Также мы запустили контентный ресурс, «Фотосклад.Эксперт». Мы увидели, что в интернете очень мало обзоров, качественных статей про хорошую технику – и решили сами делать новости, обзоры в формате полноценного тестирования, видеообзоры.

Это долгоиграющая история, как и любой контентный проект. Но в конечном итоге часть пользователей переходит в клиентов. Особенно хорошо контент работает в социальных сетях. Эти же обзоры мы используем как дополнительный инфоповод, делаем рассылки не только товарные, но и контентные. По ним переходят на сайт намного лучше.

Третий проект – мета-поисковик билетов «Фотосклад.Тревел» – работает как дополнительный сервис. Это тренд, сегодня все занимаются тревелом, и мы тоже решили попробовать. В этом смысле наша аудитория не отличается от остальной – она тоже путешествует.




Как мы это делали

Запускать сразу несколько проектов практически одновременно – испытание для всех. Нам пришлось немного изменить подход к работе и оптимизировать бизнес-процессы.


Секрет 1: Все делать самим, максимальный inhouse

Это связано с нашим убеждением, что никто не знает кухни лучше, чем внутренние сотрудники. Плюс контроль внутренних сотрудников осуществлять проще. Поэтому для запуска новых проектов мы практически не прибегали к аутсорсу. Да, в связи с новыми проектами отделы маркетинга и разработки увеличились в три раза.

Однако «болезни роста» не было: дело в том, что мы очень долго и очень скрупулезно подбираем сотрудников. Я сам ищу себе специалистов, минуя HR-службы. Такой подход позволяет избежать возможных недоразумений при найме новых людей, а интеграция новичков в компанию проходит максимально быстро.


Секрет 2: На ключевые должности нанимать мини-руководителей

Естественно, на всех сотрудников увеличилась нагрузка, и руководителям приходится больше заниматься стратегией, а не тактикой, делегируя все больше задач. Поэтому мы берем на работу не просто исполнителей, а людей, способных отвечать за проект целиком, мини-руководителей. Так, мы наняли отдельного проджект-менеджера, который отвечает за запуск сайтов. Появился новый специалист по интернет-маркетингу.


Секрет 3: Персональная ответственность

Для того, чтобы повысить эффективность работы и лучше контролировать процесс, мы используем вертикальную структуру.

У каждого из трех новых проектов есть проджект-менеджер, который и отвечает полностью за проект. У нас есть весь необходимый набор ресурсов, которым он может пользоваться – как в разработке, так и в маркетинге. Как говорится, много ответственных не бывает, много бывает только безответственных. Когда один человек отвечает за все, повышается и его мотивация, и эффективность. Такая вертикальная структура позволяет компании быстро и относительно безболезненно прирастать новыми проектами.


Совет 4: Адекватное планирование

Несмотря на утвержденный план работы, не забывайте «поднимать голову»: часто бывает, что, решая конкретные задачи, мы забываем про стратегию и не обращаем внимание на очевидные вещи. Например, что где-то не хватает исполнителей, и сотрудники проекта «зашиваются». Что запланированные сроки нереальны, а показатели, озвученные в самом начале, взяты с потолка.

Планы работы нужно пересматривать, собирая фидбеки от команды и принимая во внимание проблемы каждого проекта. Лучше всего устроить «глобальный смотр» в середине проекта, когда дата запуска близка и все цифры более реальны. 


Совет 5: Оптимизировать все, что можно оптимизировать

Период работы в режиме многозадачности как нельзя лучше показывает, что работает хорошо, а от чего стоит отказаться. Задача всей команды при увеличенной нагрузке и ограниченных ресурсах – заниматься только тем, что действительно важно. Например, в маркетинге мы делаем огромный упор на автоматизированный контекст и полноценное видео, которые генерят 20% трафика и заказов, отказавшись от тестирования кампаний на небольших площадках.

Казалось бы, все просто. Но безболезненное расширение бизнеса возможно, если в компании грамотно подобранный персонал, есть делегирование широкого круга полномочий и правильно выбрана система контроля качества. Только так можно не сойти с ума и совершить минимум ошибок при запуске одновременно сразу нескольких сайд-проектов. 


Материалы по теме:

Как запустить сарафанное радио на пользу стартапа

11 советов от сотрудников IT-гигантов

4 вопроса, которые нужно задать себе перед запуском стартапа

5 неприглядных качеств успешных бизнесменов

Генеральный директор Яндекс.Маркета назвал 5 фатальных ошибок интернет-магазинов



Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Money2020
22 октября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase