Взрастил и отпустил: примеры spin-off модели в России и США

iDealMachine

Стартап-акселератор www.idealmachine.ru

Расскажите друзьям
Виктория Кравченко
iDealMachine

Spin-off — быстро набирающая популярность модель развития и масштабирования бизнеса. В двух словах, это запуск новой компании внутри материнской с целью продажи отдельного продукта, головная же организация становится основным источником первичных инвестиций.

Для материнской компании в этом много плюсов: масштабирование бизнеса, привлечение дополнительного финансирования, повышение конкурентоспособности и получение новых сегментов целевой аудитории. 

Сергей Фрадков, управляющий партнер iDealMachine, руководитель программы iDM USA Landing, рассказал о специфике модели в России и США, ее преимуществах и недостатках и о том, что не стоит бояться выделять новую единицу в самостоятельный бизнес.

Что такое spin-off

С английского spin-off переводится как отделение дочерней компании от уже существующей. Предположим, есть идея продукта, имеющего большой потенциал развития, но для его продвижения на рынок нужна совершенно иная структура и модель компании: кадровый состав, менеджмент, ценовая политика.

Для этого на базе головной организации создается новая, что способствует выгодному взаимодействию: опыт и ресурсы материнской компании как «подушка безопасности» плюс привлечение новых инвестиции без страха потери основного бизнеса.


Акулы Уолл-стрит Меррилл Линч (Merrill Lynch), Голдман Сакс (Goldman Sachs), Морган Стенли (Morgan Stanley) и еще несколько компаний объединили свои наработки в сфере безопасных сообщений и создали сеть передачи информации между собой.


Spin-off в Америке и России

Рождение новой компании в рамках существующей — распространенное явление для американского рынка, где подобная реструктуризация происходит постоянно. В нашей бизнес-среде данная практика встречается не столь часто. Связано это и с культурой управления, и с тем, что отечественные компании не так активно нацелены на инновационное развитие.

Специфика spin-off состоит в том, что руководитель материнской организации, будучи владельцем доли нового проекта, не занимается им непосредственно, а передает руководство другим сотрудникам. В понимании российских предпринимателей такое делегирование сопряжено с большим риском и противоречит привычке контролировать все самому.


Можно сказать, что в Штатах к этому относятся проще: взрастил и отпустил. В России же наблюдается больший контроль со стороны материнской компании, что может замедлять развитие.


Spin-off компании, которая хочет выйти на американской рынок, необходимо активно использовать все ресурсы и контакты головной организации. В принципе, механизмы развития обычного стартапа и spin-off схожи и не имеют существенных различий. Важно заранее определить целевые сегменты, изучить специфику США (см. статью про регионы) и на месте провести customer development.

Некоторые проекты решают выйти с новым продуктом сразу на американский рынок, в обход российского, однако, это довольно рискованно: гипотеза о востребованности оказывается не подтвержденной. Чтобы убедиться в том, что Штаты — подходящее место для развития вашего проекта, можно обратиться за советом в программу iDM USA Landing. Это поможет избежать ошибок на начальном этапе вхождения на рынок.


Пример:

Компания GetIntent занимается рекламными технологиями, в частности, созданием SaaS-сервиса для рекламы в интернете. Приехав в Штаты два года назад, руководители поняли, что могут продавать не только сам сервис, но и лицензию софтовой компании, чтобы клиент сам мог управлять своим рекламным бюджетом, и запустили spin-off.

Сейчас у них две разные компании, каждая со своей структурой продаж и клиентами, и каждую можно продать по отдельности.


Преимущества spin-off

Основное отличие и одновременно преимущество spin-off перед обычным стартапом заключается в том, что последний создается с нуля, а spin-off основывается на готовых наработках.

Другими словами, появляется возможность добавить инновационную составляющую в уже существующую компанию и стать более конкурентоспособным. В зависимости от задач проекта — это может быть как создание нового направления бизнеса, так и коммерциализация уже имеющихся наработок, — выделяют следующие преимущества модели spin-off:

  • Задача, для которой создается spin-off, обычно отражает реальные проблемы и требования рынка, что повышает шансы на успех.
  • Есть возможность пользоваться наработками и опытом материнской компании: продвижение, каналы дистрибуции, связи, клиенты и т.д.
  • Риск для основного бизнеса минимален, при этом появляются условия для его роста за счет нового выделенного направления.

Возможные ошибки:

  • Неправильное распределение сотрудников: например, в материнской компании остаются более опытные специалисты, а развитием spin-off проекта занимаются сотрудники, не привыкшие и не умеющие работать самостоятельно.
  • Материнская компания не дает достаточно автономности spin-off проекту, что впоследствии тормозит его развитие.

Заключение

Spin-off — хороший инструмент масштабирования существующего бизнеса. Не бойтесь оформлять появившуюся идею в отдельную бизнес-единицу и выделять для этого профессиональных менеджеров. Кадровый резерв в компании должен постоянно восполняться, ведь самое важное в бизнесе — люди. Чем больше выращено специалистов внутри компании, тем лучше будет развиваться бизнес внутри страны и за рубежом.


Материалы по теме:

Стратегия «дохлой собаки на столе» и другие рекомендации, которые помогут в заключении любой сделк

Советы по локализации: «Английского недостаточно, чтобы стать глобальной компанией»

«Хочу жить с видом на горы и заниматься любимым делом». Как я сбежала из корпорации в свой бизнес

10 главных финтех-акселераторов Европы

Стартапы должны присмотреться к модели spin-off



Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
MIXX Conference 2017
3 октября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase