Ярослав Мешалкин, советник президента Российской ассоциации свободного программного обеспечения (РАСПО), написал, почему это направление сейчас особенно перспективно, зачем в России нужно open-source community и как СПО повышает эффективность бизнеса.
Начну с факта: без свободного программного обеспечения (СПО) не было бы сегодня ни Google, ни Facebook, ни Twitter – то есть, самого интернета в том виде, к которому мы привыкли. Это отражено в многочисленных интервью первых лиц компаний, в публичных описаниях используемых ими средств разработки, платформ и архитектур, а также очевидно по их обратному вкладу в open-source community. Роль СПО в глобальных компаниях легко верифицируется даже по материалам Википедии.
В open-source community задействованы миллионы человек по всему миру. Объем венчурных инвестиций в open-source растет из года в год и, по последним данным, составил $1,3 млрд при средней стоимости сделки $33,9 млн. 50% крупнейших мировых компаний готовы участвовать в развитии и адаптации СПО под задачи бизнеса, а 30% стремятся облегчить своим сотрудникам запуск их собственных СПО-проектов. Рекомендую всем сомневающимся, но при этом желающим работать в IT-корпорациях или запустить свой успешный стартап, полистать Black Duck Software’s 2014 Review – там вы найдете все, вплоть до ориентиров по отраслям и направлениям, в которых СПО-решения прямо сейчас совершают очередную революцию.
Свободное ПО в России
Случаи успешного применения СПО-решений есть и в России, пусть их число пока относительно невелико. Очевидно, что от них есть положительный экономический эффект.
Внедрение СПО SugarCRM CE в банках «Открытие» и «Уралсиб» дали прямую экономию бюджетов в более чем 3 раза против использовавшихся ранее проприетарных (то есть, не СПО) решений.
О старте тестирования SugarCRM публично объявили и в ВТБ. А собственная СПО-разработка уже более чем 18 лет полностью обеспечивает развитие и эксплуатацию биллинга для «ОмскВодоканала» с экономической выгодой от 5 раз и более – это не сопоставимо ни с одним альтернативным проприетарным решением без каких либо изъянов в части функциональности.
Я не случайно делаю такой акцент на применении СПО в крупных отечественных банках. ИТ в банковской сфере всегда были одними из самых сложных и прогрессивных. Сейчас под эгидой РАСПО формируется рабочая группа из представителей банков и ИТ-сектора, которые запускают пилотный проект по совместной разработке ядра автоматизированной банковской системы (АБС) нового поколения на СПО-компонентах. При этом разрабатываемая АБС обойдется банкам-пользователям намного дешевле и, главное, будет подстраиваться под их клиентов и продукты, а не наоборот, как это часто происходит. Стоит ли говорить, насколько обоснованно применение СПО в стартапах (хоть использующих СПО, хоть разрабатывающих), если даже такие консервативные тяжеловесы в ИТ, как банки, готовы идти на настолько серьезные изменения в своей ИТ-инфраструктуре?
По теме: Минэкономразвития не поддержало гранты для импортозамещения ПО
В чем смысл?
Почему же СПО-решения оказываются эффективными и популярными? Суть в том, что это – только задумайтесь! – возможность использовать в своем бизнесе (неважно, молодой ли это технологичный стартап или крупный банк с солидной историей) самые современные технологии при минимальном пороге вхождения, стоимости обслуживания и обучения. И дело здесь не только и не столько в стоимости, а в возможности и легкости внесения изменений, скорости развития, гибкости, то есть, в конкурентных преимуществах, которые могут дать только СПО-решения. Фактически, свободное ПО сегодня – это ИТ-стандарт для построения любого нового сервиса и повышения эффективности старого бизнеса.
Но будущее СПО в России на перспективе 3-5 лет вызывает большие вопросы – вместе с желанием способствовать их решению. Основная проблема здесь – низкие навыки и умение использования СПО в каждой организации и низкий уровень коллективного взаимодействия таких организаций (то есть отсутствие open-source community, развитого во всем мире). Эта проблема одновременно тесно связана с устаревшими подходами к управлению проектами в целом – в то время как в мире все большее распространение получает модель agile management (гибкая и динамичная система), в России все еще в ходу традиционные «жесткие скрепы» управления.
Может ли развиться open-source community в России?
Мы в РАСПО видим своей главной задачей как раз консолидацию представителей IT-сектора, занимающегося СПО (разработчиков, интеграторов, SaaS-провайдеров, консультантов и учебных центров), и конечных заказчиков, потребителей СПО в единое сообщество. Именно РАСПО сейчас становится той экспертной площадкой и одновременно центром знаний, на базе которых как крупный бизнес, так и стартапы смогут вырабатывать решения своих задач в сообществе таких же (по отрасли, задачам и т.д.) потребителей.
Участники российского СПО-сообщества (наконец-то можно будет говорить о его фактическом существовании) получат методологическую поддержку, прототипирование решений, сравнение альтернатив (в т.ч. на основе проприетарного ПО), а также доступ к практикам и сравнительным отраслевым показателям использования по рынку.
Представители ИТ-индустрии, планирующие развивать и предлагать СПО, получат – прежде всего – максимальную отдачу со стороны пользователей и заказчиков, то есть, обеспечат себя их доверием, рекомендациями и, как следствие, прибылью на долгие годы вперед.
Почему это так – уже сказано выше. По сравнению с проприетарными решениями вырастет и маржинальность на работах и сервисах. Мы также ожидаем более чем 10-кратного роста объема рынка (из-за снижения порога вхождения и стоимости ТСО одновременно с повышением ценности и эффективности для пользователей и заказчиков). Ну а сами разработчики как сообщество ИТ-профессионалов получат бóльшие зарплаты и перспективную работу.
Насколько удастся РАСПО консолидировать ключевых заказчиков, пользователей, разработчиков для создания критической массы и последующей цепной реакции? Покажет время, но мы думаем, что удастся. В случае успеха нас ждет взрывной рост. И здесь я говорю не только об СПО-сообществе или даже ИТ-сообществе – я говорю обо всех тех сферах, где во всем мире СПО-решения находят успешное применение и работают на эффективность бизнеса. Робототехника? Пожалуйста. Медицина? Отлично! Образование, игровая индустрия, мобильные приложения и облачные сервисы – в любой из этих сфер СПО способно стать драйвером роста.
Станет ли оно таким драйвером в России – вопрос времени и восприятия.
Еще одна важнейшая задача РАСПО – это взаимодействие с таким площадками, как Rusbase, чтобы понимать, какие проблемы сейчас стоят перед различными сообществами и как мы можем помочь их решить. Приглашаю к открытой дискуссии в комментариях к колонке!
Написано при содействии Буша С.А, Президента РАСПО.
Фото: Shutterstock.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- 1 Docker Hub заблокирован: как россиянам выгрузить данные
- 2 «SAP — всё»: как российские промышленники переходят на отечественное ПО
- 3 Как геймдев-стартапам сократить расходы и сроки за счет опенсорса
- 4 7 вредных советов: как не надо контрибьютить в open source
- 5 Бизнес-модель open source: как зарабатывают на альтруизме
ВОЗМОЖНОСТИ
17 сентября 2024
18 сентября 2024
18 сентября 2024