Колонки

Startup-библия Моськи Рунета. Глава 2. ПРЕЗЕНТАЦИЯ (PITCH). КАК ОФОРМИТЬ ИДЕЮ

Колонки
Ярослав Греков

Нашей целью является финансирование и поддержка инновационных стартапов в сфере интернета.

Ярослав Греков
Startup-библия Моськи Рунета. Глава 2. ПРЕЗЕНТАЦИЯ (PITCH). КАК ОФОРМИТЬ ИДЕЮ
Присоединиться

Друзья, я не зря предупреждал вас в первой главе не присылать мне ссылки на PowerPoint презентации. Дело в том, что я не просто их не переношу, но являюсь членом подпольной организации, которая отлавливает пользователей PowerPoint и промывает им мозги лекциями TED о визуализации информации, а в перерывах заставляет слушать Metallica и Rammstein. Но мы этого с вами делать не будем и не потому что не хотим, а потому что не можем.

А если серьёзно, то PowerPoint уже давно выработал к себе стойкую неприязнь, граничащую со сном, ведь нас начинают мучить буллет-поинтами ещё в школе, затем это продолжается в ВУЗе, и когда вас этим добивают уже на работе, то хуже PowerPoint'а может быть только программа "Время", не в смысле содержания, конечно, критику содержания данной программы мы для целей данной книги опустим, а в смысле прямолинейной подачи информации. На самом деле в том способе, который используется PowerPoint и программой "Время" для подачи информации существует одна проблема - он заставляет мыслить линейно, то есть шаблонно. PowerPoint - это инструмент недостойный стартапера.

Вообще, в тусовке стартаперов не принято называть презентацию презентацией - чаще используется термин pitch. Питч - это бросок в бейсболе, который производит pitcher, то есть вы должны с первых минут захватить внимание аудитории (бросить мяч), и если вам этого не удалось сделать, то вы увидите, что люди достали свои смартфоны и начали проверять email, что не есть гуд. Но не всё потеряно, вы можете привлечь аудиторию вновь, объяснив как ваша идея решит их проблемы, если это будет им понятно, то питч снова может стать интересным. Можно сказать что-то громко или рассказать что-то забавное.

Аудитория, которая будет смотреть вашу презентацию (менторы, инвесторы) вдоволь накушалась этого продукта и без вас. Средний инвестор в день просматривает до 10-15 презентаций. Конечно, его уже с них тошнит, особенно если они однотипные, да ещё, не дай бог, используют ClipArt. Есть много инструментов для создания интересных, необычных презентаций, один такой инструмент даже назвали Prezi (создатели этого сервиса явно незнакомы с русским языком).

Но даже не это самое главное (конечно, не это :). Простейший способ внести креатив в презентацию это - попытаться визуализировать информацию. Для этого тоже существует много сервисов, но лучше попробовать самому и, поверьте, эти попытки могут открыть вам много новых идей, просто потому, что когда информацию визуализируют, то есть слова заменяют визуальными образами, восприятие мозга изменяется, он перестаёт мыслить линейно, возникают новые связи между синапсами и нейронами и даже самый средний мозг бывает способен породить интересные идеи. Попробуйте, и вы будете приятно удивлены.

Просто попытайтесь вместо слов, которые вы хотели бы за пару секунд уместить в очередном буллет-поинте, подобрать визуальный ряд образов, который бы объяснил вашу мысль, дословно бы передал ваши слова. Слова можно использовать, но именно отдельные слова, а не предложения. Это довольно нетривиальное упражнение и многим оно не сразу даётся: я, помню, просидел целый день над одним слайдом для корпоративной презентации в части логистики, но результатом я был очень доволен. Вы как будто начинаете действовать в совершенно иной парадигме, что открывает перед вами много возможностей как в информационном плане, так и в плане креатива.

Если вам нужна дополнительная информация по критике PowerPoint технологий - почитайте об этом в интернете, лучше по-английски. Информации очень много...

Поверьте, такая презентация запомнится куда лучше, чем куча нагромождённого текста, который сложно запомнить и который просто усыпляет (по статистике любого через 40 минут, просто потому что мозг не способен воспринимать информацию дольше 40 минут). Более того, такая презентация заставит вашу аудиторию думать о вашей идее, понять её глубже, сделает её более интересной.

Некоторые инвесторы иногда очень формально подходят к презентации и не всякий креатив воспринимают... Доходит до того, что кому-то четко надо белый фон, черные буквы и никаких картинок. Строго и по делу. На этот случай, имейте две презентации и действуйте по ситуации. Помните: краткость - сестра таланта. Можно иметь супер-презенташку из трёх слайдов и нескольких слов на этих слайдов, и никакущую презентацию из 30 слайдов со страницей текста на каждом слайде.

А теперь посмотрим презентации стартапов, которые мне прислали и которые я выбрал из сотен презентаций на SlideShare...

Стартап Realaxy: бесплатный онлайн-сервис для планировок и декорирования. Google Glass-compatible. Realaxy — это комплекс онлайн приложений для проектирования интерьера помещений, который позволяет непрофессионалам легко создавать и просматривать в режиме реального времени фотореалистичную модель интерьера. Проект также позволит пользователям обмениваться идеями дизайна, публиковать трехмерные модели помещений на своих сайтах и в блогах, обсуждать их, просматривать и применять готовые решения, приобретать недостающую мебель и оборудование, ориентироваться в незнакомых помещениях, и многое другое. Краткая видеодемонстрация вот здесь.

Witology — молодая российская компания, специализирующаяся на разработке краудсорсинговых решений. Вы наверняка слышали об этой компании, ей около 3 лет, но уже сейчас её сложно назвать стартапом, это растущий и большой бизнес, причём, пока конкурентов в России у них нет, а клиенты очень толстые :) Компанию создавали ветераны Рунета и маститые GR-специалисты, плюс у них была солидная финансовая подушка, презентация очень информативная и хорошая во всех смыслах.

BotScanner - система, которая собирает и автоматически анализирует данные о посетителях сайта, делая выводы об их качестве. Информация предоставляется клиентам в простой и удобной форме, позволяя принимать бизнес-решения быстро и легко, демо сервиса есть прямо на главной странице сайта.

Аm.ru — крупнейший авторынок Рунета. Помогать продавцам и покупателям новых и подержанных автомобилей найти друг друга — главная задача, и мы стараемся делать это лучше всех. Тут всё понятно, сайт по продаже авто.

Nginx - известный стартап-вебсервер, один из самых успешных в России стартапов имеющих международную известность. Лично мне, как не особо продвинутому в техническом слысле, было интересно посмотреть вот эту старую презентацию, чтобы понять, что же делает и зачем нужен Nginx.

Ещё один успешно поднявший финансирование стартап - онлайн-курсы английского языка: лучшей презентацией это стартапа будет, пожалуй, сам сервис - LinguaLeo, но если что-то не ясно то на главной странице есть видеотур, объясняющий всё.

И, наконец, Мобильный Повар: отправляете туда фото продуктов, которые у вас есть, и в ответ получаете рецепт.

Ещё парочка интересных презентаций, очень подробных, почти околонаучных:

Следующая (3) глава будет о рисках - напишите мне, что было в вашем стартапе самым большим риском, чего вы больше всего боялись? А как оказалось на самом деле? Стоило ли бояться и действительно ли это самое было самым главным риском? Писать лучше в Facebook.

ПРЕДЫДУЩИЕ ГЛАВЫ

Startup-библия Моськи Рунета. Предисловие. Кто я такой и почему всё это пишу

Startup-библия Моськи Рунета. Глава 1. ИДЕЯ. КАК ПРИДУМАТЬ СТАРТАП

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как поддержать сотрудников с тревожно-депрессивными расстройствами
  2. 2 Денежная мотивация сотрудников: от прямых выплат до долей в акционерном капитале
  3. 3 Эмпатия в интерьере: как заботиться о сотрудниках с помощью комфортного рабочего пространства
  4. 4 Как арендатору сократить расходы на CapEx
  5. 5 Все о незаконном дроблении бизнеса в 2024 году