Top.Mail.Ru
Колонки

Программа Start-up Visa в Канаде: как она работает и какие стартапы ждут в стране?

Колонки
Владимир Бронников
Владимир Бронников

Senior Expert Bronn Consulting

Полина Константинова

Владимир Бронников, Senior Expert Bronn Consulting, рассказывает о том, что дает канадская программа Start-up Visa молодым проектам и почему вам лучше развивать свой стартап в Канаде, чем в США.

Программа Start-up Visa в Канаде: как она работает и какие стартапы ждут в стране?

Государственная программа Канады, Start-up Visa, стала постоянной с 1 апреля 2018 года. Пока нет статистических данных о числе выданных в 2018 году видов на жительство, поэтому в статье я буду оперировать своим опытом работы по этой программе.

Задача перевода канадской экономики с «сырьевой иглы» в светлое будущее высоких технологий стоит уже, наверное, лет 30. У правительства для этого есть большой стратегический план. Элементы этого плана:

  • развитие системы образования,
  • помощь малому бизнесу,
  • поддержка экспорта,
  • секторальные инвестиции в приоритетные отрасли (медицину и биологию), высокие технологии и системы искусственного интеллекта.

Часть этого плана — программа по привлечению в страну активных предпринимателей со своими проектами — Start-up Visa.

Как Канада конкурирует с Кремниевой долиной

Инновационный ландшафт Канады в 2018 году получил много новых импульсов для развития. Вот всего пять из них:

  • Нобелевская премия по физике 2018 года уехала в университет Waterloo, где расположен ведущий Hi-Tech Incubator Канады Communtech. 
  • В Торонто прошел форум мирового рейтингового агентства UBI Global, в котором приняли участие 1500 университетских инкубаторов.
  • В конце 2018 года правительство объявило о выделении 950 миллионов CAD на поддержку канадской «Кремниевой долины» — Toronto-Waterloo  Corridor.
  • Netflix открывает свою производственную площадку в Торонто, что означает существенную добавку к ежегодным $3 миллиардам, которые тратят на видеоиндустрию в Торонто голливудские студии.
  • Инвестиционный банк Кремниевой долины Silicon Valley Bank открывает офис в Торонто.

Американцы — отличные маркетологи и промоутеры своего бизнеса. Раскрученный на рубеже веков бренд Silicon Valley сегодня немного потускнел как за счет азиатского рывка, так и благодаря соседу сверху. «Мы сверху!», — именно такую фразу произносят учителя в канадских школах. В этой шутке есть доля истины. У канадцев есть свои амбиции. История отношений с США — драматическая борьба за территорию, которая завершилась в 1812 году победой Канады на реке Ниагара.

RB.RU организует встречу проекта Founders’ Mondays для начинающих и опытных предпринимателей. Дважды в месяц по понедельникам.

Сражения за территорию давно закончились, а вот война «за мозги» в самом разгаре. Генеральная линия правительства Канады — предотвратить «утечку мозгов», прежде всего из университетов кластера Toronto-Waterloo в Америку. В канадскую систему образования и науки вкладываются миллиарды, чтобы в таких секторах, как Artificial Intelligence, Health Care, Brain Research сохранить свои позиции.

Фото: Unsplash

Велика и активность американских фондов в Канаде, которые финансируют 40% стартап-проектов страны. Новый технологический коридор Toronto-Waterloo все больше становится похож на северную Silicon Valley.

После решения о размещении в Торонто Google Grad Джастин Трюдо лично встретился с директором Amazon Джеффом Безосом и обсудил перспективу размещения штаб-квартиры компании в Торонто. А встреча с исполнительным директором Salesforce Марком Бениоффом принесла 2 миллиарда CAD инвестиций в развитие инфраструктуры компании в Канаде.

Посмотрите на список «единорогов», чтобы понять, что компании канадского происхождения уже давно и прочно обосновались в топе успешных стартапов.

Почему в Канаде стартаперу проще, чем в США?

Конечно, первое, что приходит в голову стартаперу при выборе страны для своего проекта — это США. Можно найти много программ акселерации, чтобы начать свой бизнес в этой стране. Российские консультанты работают в Нью-Йорке, Сан-Франциско и во многих городах Америки.

Канадский подход отличается в части легализации команды проекта на территории страны — если у вас есть хорошая идея или работающий проект, то вы можете получить гражданство.

Кроме того, в Канаде существенно меньше издержки на бизнес, чем в Америке, что важно на старте компании. Правила игры на рынках Канады и США практически одинаковы, а вот стоимость вхождения разная.

Фото: Unsplash

Ведущие акселераторы Торонто, такие как MaRS, Communtech, DMZ, YEDI, имеют собственные программы Start-up Visa, и сертифицированы правительством. Они проводят входной аудит проекта и команды и дают заключение иммиграционному ведомству для выдачи PR (вид на жительство — Permanent Resident) Вот список таких организаций.

Есть немало примеров, когда, запустив свой стартап в Америке и получив первый транш инвестиций, команда была вынуждена вернуться в Россию, и работать в США наездами по шесть месяцев. Вам это надо? Думаю, что нет.

 

Есть ли деньги в Канаде?

 Для компаний, которые становятся резидентами Канады, существует много путей получения инвестиций и грантовой поддержки. Это я поясняю для тех, кто почему-то думает, что инвестиции можно получить, сидя на диване в Перми или в Ижевске. Наверное, можно, но не из Америки и Канады.

Чтобы реально запустить свой бизнес, надо быть на поле боя (где ваши клиенты), и там, где инвестиционные деньги ищут хорошие масштабируемые проекты.

Правительственная поддержка разнообразна и осуществляется через уполномоченные институты. Вот один свежий пример: проект «Vector». Это новая инфраструктура для консолидации разработок и внедрения в области ИИ, финансируемая правительством и компаниями Accenture, Google, Loblaw, NVIDIA, Shopify Inc., Thomson Reuters, Uber. По сути, в каждом секторе экономики есть такой специализированный фонд — в медицине, агробизнесе и других.

Фото: Unsplash

Естественно, все представленные в Канаде крупные технологические компании имеют свой интерес и капитал в стране. Яркий пример — Innovation Space IBM, Venture Lab. Я сам с удовольствием посещаю информационные сессии, которые имеют важнейшее значение для нетворкинга.

Снова пример. На одном семинаре я познакомился с научным директором сил специального назначения министерства обороны Канады. Организаторы (IBM) пригласили этого парня рассказать, какие технологии двойного назначения планируется использовать в Канаде в ближайшие пять лет и что нужно армии от стартапов.

 

Получение Start-up Visa: три варианта

На сайте правительства есть три типа аккредитованных организаций, которые имеют право принимать иностранных предпринимателей по программе Start-up Visa, — это акселераторы, бизнес-ангелы и венчурные фонды. Ниже поговорим о первой категории, так как в прошлом году я наблюдал наибольшую активность именно там.

Прежде чем готовить презентацию для бизнес-ангела или венчурного фонда, посмотрите сайт NACO — национальной организации бизнес-ангелов Канады.

Или зайдите на сайт канадской ассоциации венчурного капитала, чтобы узнать больше об этой системе.

Я встречался со многими ангелами, кто заявил о своей готовности работать с проектами из-за рубежа. Поверьте, им гораздо проще и спокойнее финансировать местные стартапы, чем «кота в мешке из России». Такова реальность: вы будете конкурировать с теми, кто живет здесь, прекрасно знает язык, имеет опыт ведения местного бизнеса, в конце концов, кредитную историю.

Фото: Unsplash

Вот когда вы станете местной, канадской компанией, то разговор с вами будет уже другой: одно удовольствие вкладывать деньги в свои компании, с понятной финансовой и акционерной структурой, с командой, которую можно «пощупать» и увидеть.

Потратив силы и деньги на попытку что-то доказать, вы потеряете самое ценное — время, и придется начинать все сначала, пока некоторые уже переехали и обкатывают свои MVP на реальном рынке, заводят связи и легально живут в Канаде.

Поскольку обычно заявителями являются компании на стадии проработки идеи или MVP, рассчитывать на бизнес-ангела не приходится. Тогда в игру вступают акселераторы и инкубаторы. Программа Start-up Visa не разделяет эти два института, поэтому дальше мы будем говорить об акселераторах.

 

Работа с акселераторами

Не секрет, что очень маленький процент заявок стартапов одобряются акселератором, когда назначается очное интервью. Так, в самом популярном американском Y Combinator из 3 тысяч заявок в один набор проходит около 150. Данных по числу заявок в акселераторы Торонто из-за рубежа трудно оценить. Мы будем оперировать теми, которые прошли через наш портал в прошлом году.

Из поданных 120 проектов на этапе первичной экспертизы было отобрано 20. Из них только семь поступили на обучение в акселераторы по программе Start-up Visa. Все они уже получили письмо поддержки (Letter of Support), и сейчас находятся в разной стадии оформления PR. Некоторые кейсы мы приводим в конце этой статьи.

Фото: Unsplash

Кроме, собственно, бизнес-экспертизы, перед подачей заявки важно провести и юридическую экспертизу, так как проект должен соответствовать всем критериям программы Start-up Visa. Только после этого мы рекомендуем конкретный курс, конкретный акселератор, в зависимости от возможности команды либо приехать в Торонто, либо пройти обучение в России, Израиле, Казахстане: там, где работают выездные сессии программы Start-up Visa от разных канадских акселераторов.

Вы, конечно, можете подать сразу пять заявок в разные акселераторы, но, не зная специфики внутренней экспертизы, вы рискуете:

  • вообще не получить ответа;
  • вступить в длинную формальную переписку;
  • пройти на интервью и успешно его завалить.

Иногда акселераторы предлагают начальные деньги в обмен на акции в компании. Эта практика в случае с прохождением проекта по программе Start-up Visa используется редко. Наоборот, вы должны быть готовы потратить некоторые деньги на консультантов и на обучение в акселераторе. Таким образом отсекаются те, кто не готов вложить в свою идею даже минимальные средства, что может означать, что основатель просто в нее не верит.

Типичная программа акселератора включает семинары, мастер-классы и возможности персональных консультаций с менторами. Темы лекций: от маркетинга и финансов до защиты интеллектуальной собственности. На практике вы получаете новую бизнес-модель, привязанную к канадскому и американскому рынку.

На демодне, который проводится по окончании курса, вы защищаете свой проект. За время обучения вы приобретаете огромное число связей с потенциальными партнерами по вашей индустрии, резидентами акселератора, инвесторами, с сервисными компаниями, которые быстро помогут запустить компанию в Канаде.

Каждый акселератор имеет свою программу. Есть интенсивный курс — две недели, есть трехмесячные курсы, а есть шесть и 12 месяцев.

 

Start-up Visa: три истории стартапов

Я расскажу о трех компаниях, которые были у нас в акселераторе в прошлом году. Я специально взял разные индустрии и стадии проектов, чтобы читатель понимал, что даже имея только идею, вы можете попробовать поступить в акселератор.

Две первые команды уже получили свои PR: Дима из Deskree трудится в своей канадской компании; Сергей из AppTed, открыв компанию после окончания обучения летом 2018 года, сейчас переезжает в Канаду. Паша из компании TS Prof прошел курс, защитил свой проект, получил Letter of Support и находится в процессе получения PR.  

Обратите внимание, что все три наших героя по-разному попали в Канаду. Дима, приехал учиться в университете, вернулся в Киев и только потом подал документы на программу. Паша впервые оказался в Канаде уже в рамках самой программы и большую часть подготовки проекта делал онлайн. Сергей приехал поучиться на языковые курсы, в Торонто придумал проект и нашел себе партнера. В итоге решил переехать и запустить производство продукта в Канаде.

Дмитрий Гречко, CEO Deskree (компания-поставщик решений в сфере управления бизнес-процессами)

 

Как возникла идея продукта?

Идея Deskree возникла в процессе обучения в университете в Торонто. Студенты в Северной Америке имеют огромное множество групповых проектов, и во время их реализации мы использовали много различных способов обмена информацией. Это приводило к постоянному недопониманию.

После этого мы провели исследование и поняли, что бизнес-команды испытывают те же проблемы. В результате мы создали платформу для онлайн-коллаборации, где команды имеют возможность структурировать свою работу по задачам, идеям, и возникающим проблемам.

Что было самым сложным при подготовке проекта для подачи заявки в акселератор?

Для нас ключевая сложность при подаче была совмещена с нашей основной маркетинговой трудностью — сложностью рассказать о своем продукте и его преимуществах кратко и понятно.

В чем отличие канадской системы ведения бизнеса от российской или украинской?

Наша команда не делала бизнес в России или Украине. Однако мы вполне прочувствовали канадскую бизнес-структуру на собственном стартапе. В Канаде очень открытые предприниматели, они все время ищут новые возможности и связи, все время хотят расти, а государство и такие топовые акселераторы, как DMZ, Communtech, YEDI, всячески этому способствуют и помогают. 

Какой план на 2019 год?

В 2019 году мы хотим провести seed-раунд для платформы после достижения нашего KPI по количеству пользователей. Также наша студия готовит в первой половине года выпуск нескольких новых продуктов — мобильную игру и робота для Slack.

 

Павел Худяков, СОО компании TS Prof (производитель высокоточных механических систем для заточки инструментов)

Как так вышло, что программист вдруг стал заниматься «точилками для ножей»?

Я занимался программированием по заказу, потом помогал своему отцу моделировать новые механизмы в Автокаде и увлекся его разработкой, из которой и появилось наше топовое устройство  — лучший в мире прибор для заточки ножей

Почему вы решили перенести бизнес в Канаду, а, скажем, не в США или Ирландию?

Так сложилось, что одним из основных рынков для нас стал рынок США. Тема ножей и всего, что с ними связано, в Штатах хорошо развита. Там проходят самые крупные в мире отраслевые выставки, выходят самые популярные журналы, оттуда родом популярнейшие ножевые бренды.

Да и первый опыт выхода на рынок через популярного американского видеоблогера, когда за две недели наш сюжет набрал 700 тысяч просмотров, показал нам, что на рынке есть высокий интерес к нашему устройству.

Понимание необходимости «быть ближе» к своему стратегическому рынку было всегда. Но исходя из тех данных, что у нас были на момент принятия решения о выходе на новый рынок, путь в Америку был сложным. США проводят достаточно закрытую миграционную политику и не имеют реально работающих релокационных программ, аналогичных Start-up Visa Canada. Наш выбор пал на Канаду.

Почему вы выбрали программу Start-up Visa?

Бытует мнение, что под эту программу в основном подходят IT-стартапы, а в нашем продукте IТ процентов 5% всего. Есть также финансовый порог для начинающего бизнеса, относительно высокая стоимость обучения в акселераторе, высокая конкуренция проектов на стадии отбора.

Важным этапом является «упаковка» проекта под требования программы, тут нужен опытный консультант. Наверное, самый волнительный момент — это интервью с твоими будущими преподавателями, от которого во многом зависит результат — попал, не попал. Но в итоге, когда мы прошли курс в Торонто, нам даже показалось, что эта программа разработана как будто специально для нас и для таких, как мы, поэтому если не мы, то кто?

Что было самым трудным на этом пути?

Для многих людей это стресс — поменять работу, переехать в другую квартиру на соседней улице, сменить круг общения. Когда ты переносишь бизнес в другую страну, на другом континенте, это похоже на межпланетный перелет или телепортацию в параллельный мир, где все вроде бы как в том, старом мире, но чуть-чуть по-другому. Многие вещи приходится делать заново, многие — переосмысливать, во всем делать первый шаг. Первый шаг — это всегда трудно.

Трудно ли было учиться в акселераторе, какие основные навыки вы получили?

Кроме общей информации по особенностям экономики и геополитики, я бы выделил навык упаковки бизнес-проекта в лаконичную информативную устную и письменную презентацию, которую мы и провели для менторов акселератора и потенциальных инвесторов в рамках итоговой сессии, которой заканчивается двухнедельный курс.

Сколько времени занимает весь процесс от момента подачи заявки в акселератор до момента подачи на PR?

Примерно пять-шесть месяцев, многое зависит от тебя самого. Надо просто выполнять все текущие задачи, и, что важно, научиться работать с документами.

Сергей Ягнюк, CEO AppTed

Как пришла идея проекта?

Идея, по сути, была взята из личного опыта. На тот момент я был студентом одной из школ по изучению английского языка в Торонто. Освоив уровень выше среднего, пришло понимание, что глубина познания языка напрямую зависит от словарного запаса.

Там же в школе я познакомился со своим будущим компаньоном, у которого были аналогичные мысли по поводу проблем расширения словарного запаса, к тому же он оказался айтишником.

Мой товарищ смог найти алгоритм для автоматизации и упрощения накопления собственного словаря, что в свою очередь вело к уменьшению временных затрат и более эффективному запоминанию. 

С чего надо начинать, если вы решились на такой шаг?

В первую очередь нужно четко понять две вещи.

  • Первое — мотивация (зачем вам это нужно).
  • Второе — возможность вложить в проект как материальные, так и интеллектуальные ресурсы.

Нужно сконцентрироваться на задаче, так как процесс подготовки и обучения очень интенсивный. Самое правильное — изучить весь процесс от самого начала (точка входа — пытайте своего консультанта) и до реализации проекта. Рассчитайте свое время и деньги.

В каком состоянии был проект, когда вы начали процесс, и в каком он сейчас?

Когда мы решили участвовать в проекте, мы имели концепцию, общее видение нашего продукта и прототип программы. Только после многих часов обсуждения с нашими консультантами мы поняли, что были в начале пути и имели очень искаженный взгляд на рынок и его потребности.

На данный момент мы завершаем первую полную мультиплатформенную версию продукта с глубокой проработкой изначального прототипа. 

Почему вы сразу не пошли к бизнес-ангелу, а потратили время и деньги на обучение в акселераторе?

Ответ банален и прост: это другая страна со своими законами культуры и бизнеса, в которой вы новичок среди акул. Если не заниматься самообманом, то понятно, что акселератор даст вам хотя бы общую картину, контакты, связи, направит на путь истины, так сказать. А далее дело за вами.

Сколько времени занял весь процесс получения PR?

В общей сложности около семи месяцев. Однако нужно учитывать, что у каждого индивидуальная ситуация.


Материалы по теме:

В Канаде построят город, который будет знать о своих жителях все

Я хочу переехать в Канаду, чтобы развить свой стартап. Что мне нужно знать?

13 побед года: успехи российских стартапов за рубежом

Не нефтью единой: 18 молодых и перспективных стартапов в области энергетики

В какой стране открывать бизнес

Фото на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Soft skills для предпринимателей
  2. 2 Как работает франшиза в бизнесе
  3. 3 Что такое клиентская база: эффективное ведение и управление
  4. 4 Прибыль в бизнесе: основные виды и типы
  5. 5 Что такое конверсия продаж, как ее посчитать и какая конверсия считается хорошей?
EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти