Rusbase

13 побед года: успехи российских стартапов за рубежом

Какие проекты заинтересовали иностранцев?

26 декабря 2018




Прошедший год был турбулентным для российских стартапов, но венчурный рынок преодолел период стагнации и показал рост. Особую роль в его развитии теперь играют корпоративные VC-фонды — по данным РАВИ за I-III кварталы 2018 года, в России их 19, а их общий объем достиг $706 млн (на 33% больше, чем в 2017 году). В первом полугодии корпорации и корпоративные венчурные фонды вложили в российские стартапы более 5,5 млрд рублей — почти в пять раз больше, чем за весь прошлый год.

Вместе с тем интерес со стороны западных инвесторов к российским стартапам начинает падать, что отражается на объеме иностранных инвестиций. Сумма вложений иностранных инвесторов за первое полугодие составила 1,2 млрд рублей, что почти в четыре раза меньше показателя за 2017 год. Европейских и американских инвесторов постепенно замещают азиатские — все больше сделок проходит с их участием.
Мы решили вспомнить, кто из российских стартаперов добился успеха за рубежом в этом году — среди них те, кто сумел привлечь иностранные инвестиции, пройти отбор в известные акселераторы и выйти на зарубежные рынки.
Инвестиции
Привлекать зарубежные инвестиции — задача не из легких, особенно в условиях нестабильного рынка. Однако некоторые российские стартапы с ней успешно справились.
В ноябре 2018 года RealtimeBoard — разработчик платформы для совместной работы офисных команд — привлек $25 млн инвестиций в A-раунде. Лид-инвестором стала крупнейшая венчурная компания Accel (у компании более $10 млрд под управлением, среди ее ранних инвестиций — Cloudera, Dropbox, Dropcam, Facebook, Flipkart и Slack). Соинвестором стал AltaIR Capital Игоря Рябенького — до этого фонд уже проинвестировал в RealtimeBoard $1,3 млн.

RealtimeBoard была основана в Перми в 2011 году. Ее создатели, Андрей Хусид и Олег Шардин (которые сейчас занимают должности CEO и COO соответственно), еще в 2005 году во время обучения в НИУ ВШЭ основали независимое рекламное агентство Vitamin Group. Команда, разрабатывающая RealtimeBoard, вышла из первого стартапа основателей.

Продукт представляет из себя платформу для совместной работы кроссфункциональных команд. По словам представителей RealtimeBoard, люди в командах часто говорят на разных «языках» — языках данных, визуальных образов, задач и других. Продукт позволяет им работать вместе независимо от форматов, инструментов, географических или временных зон с помощью онлайн-доски, при помощи которой члены команды могут взаимодействовать друг с другом, визуализировать свои идеи, работать с файлами и таблицами из разных источников и делиться результатами.

Сегодня у RealtimeBoard более 150 сотрудников, разбросанных по всему миру, и более 2 млн пользователей. Среди клиентов — Netflix, Skyscanner, Autodesk, Cisco, SAP и другие. У компании четыре офиса — в Сан-Франциско, Лос-Анджелесе, Амстердаме и Перми.
Андрей Хусид
Для стартапа Grabr, который занимается трансграничной доставкой, 2018 год стал не менее удачным — компания привлекла инвестиции в раунде A в размере $8 млн. Лид-инвестором стал американский фонд Foundation Capital, в списке инвестиций которого — Netflix, Uber, публичные P2P-платформы LendingClub и OnDeck и другие лидеры рынка. Ранее Grabr уже привлекал финансирование — в 2017 году несколько венчурных фондов и ангелов Кремниевой долины вложили в проект $2,6 млн. В проект также вкладывались основатель группы «Русагро» Вадим Мошкович и Алексей Репик из российского венчурного фонда RBV Capital. Общая сумма инвестиций в Grabr превышает $14 млн.

Семейная пара Дарья Ребенок и Артем Федяев основали проект Grabr в 2015 году в Сан-Франциско. Еще до этого, в 2011 году, Артем запустил другой проект — Mywebroom, который привлек уже более $4 млн инвестиций. Дарья в 2011 году закончила НИУ ВШЭ, после этого около года проработала в Ersnt&Young и переехала к Федяеву в США. По словам основателей, идея проекта выросла из тоски по испанскому гаспачо — пара готова была заказать его за любые деньги, однако сервиса, который позволил бы это осуществить, не существовало.

Grabr позволяет заказывать из любой страны мира вещи, которые у вас не продаются или стоят слишком дорого. Покупатель описывает нужный ему товар на сайте и указывает размер вознаграждения (обычно составляет 10–20% от стоимости товара). Путешественники заранее вводят дату и направление поездки и получают список вещей, на которые сейчас есть запрос. Когда путешественник принимает заказ, согласованная сумма блокируется на карте заказчика и перечисляется «курьеру» после доставки. Комиссия Grabr составляет от 7% до 15%.

В интервью для проекта «Русские норм!» Дарья рассказала, что у сервиса уже около миллиона пользователей. Путешественники в среднем зарабатывают $350–500 на доставках, а количество стран, в которые привозят товары, достигло 53 в прошлом году.
Артем Федяев и Дарья Ребенок
Стартапу Dbrain, который создает открытую блокчейн-платформу на основе искусственного интеллекта, 2018 год принес сразу два раунда инвестиций. Первый — в рамках seed-финансирования в феврале, сумма инвестиций составила $2,5 млн. В стартап вложились фонды G2H2 Capital, Suicide Ventures, ChronoBank, а также частные инвесторы — основатель CarPrice и CarMoney Эдуард Гуринович и партнер DLA Piper Лео Баталов. В августе список инвесторов пополнился Bitfury Group, китайской инвестиционной группой AngelVest и консорциумом криптотрейдеров — они инвестировали в проект $3 млн. До этого Dbrain получил еще $5 млн за свои токены.

Основатель проекта, Дмитрий Мацкевич — выпускник МФТИ и РЭШ. Предприниматель уже известен как создатель бота для Telegram Icon8, который получил личный грант от Павла Дурова в размере $50 тысяч, и один из основателей сервиса реферального маркетинга Flocktory — его Qiwi купила за 830 млн рублей. Dbrain — следующий продукт Дмитрия, который Мацкевич запустил в 2017 году вместе с Алексеем Хахуновым (CEO Conneсtome.ai, разработчика решений в области видеоаналитики) и Димой Девинном (CEO и основатель Thngs, единого интернет-каталога вещей).

Dbrain помогает компаниям создавать и внедрять нейросети в свои процессы без особых затрат трудовых и финансовых ресурсов. Клиент загружает на платформу данные, а пользователи помогают обучать нейросети (например, просматривают фотографии и указывают, что на них изображено), получая за это токены. После такой разметки платформа на открытом конкурсе находит разработчика, который пишет алгоритм нейросети и получает за это фикс (до $300 тысяч) или процент от стоимости обращений. Dbrain проверяет уже готовое решение, а бизнес — подключает его через API.

По данным Dbrain, около 20 тысяч пользователей уже выполнили 4 млн заданий на платформе, а количество клиентов компании превысило двадцать. Среди них — Dodo Pizza, Nestle, Kupivip, Hoff и другие лидеры рынка. Компания регулярно участвует в конференциях и конкурсах, таких как NeurIPS, Web Summit и OpenAI.
Дима Девинн, Дмитрий Мацкевич и Алексей Хахунов
В апреле 2018 года стало известно, что российский стартап по разработке медицинских экзоскелетов «ЭкзоАтлет» привлек $5 млн от южнокорейской компании Cosmo and Company Co. для выхода на международный рынок (в частности, для развития экспорта экзоскелетов в Европу). «ЭкзоАтлет» открыл офис в Южной Корее еще в 2016 году. Компанию назвали ExoAtlet Asia, и Cosmo and Company Co. тогда вложила в проект $1,2 млн. За первый месяц работы филиал продал в Южной Корее восемь экзоскелетов. В «ЭкзоАтлет» также вложились российские инвесторы — Moscow Seed Fund и биофонд РВК.

История проекта началась в 2011 году, когда ученые из НИИ механики МГУ выиграли тендер МЧС на создание экзоскелета для аварийно-спасательных задач. В течение двух лет команда робототехников под руководством Елены Письменной занималась разработкой пассивного и активного экзоскелетов. В 2013 году было решено делать экзоскелет для медицинских целей, к проекту присоединились Михаил Крундышев (на данный момент генеральный директор компании) и Екатерина Березий (директор по развитию бизнеса). Спустя год «ЭкзоАтлет» уже стал резидентом «Сколково», вошел в пятерку финалистов конкурса GenerationS и выступил на Всемирной олимпиаде по робототехнике в Сочи.

Медицинский экзоскелет «ЭкзоАтлета» предназначен для реабилитации и социальной адаптации людей с нарушениями локомоторных функций нижних конечностей, полученными в результате травм, инсульта или неудачной операции. Конструкция представляет из себя моторизированный каркас, который позволяет тем, кто прикован к инвалидной коляске, встать в полный рост и ходить. Компания предлагает продукт ExoAtlet для дома и для клиник, где пациент может пройти реабилитацию.

В августе 2018 года корейское управление по контролю качества продуктов и лекарств, а также медицинских приборов, сертифицировало ExoAtlet. После получения сертификата ExoAtlet может продавать экзоскелеты как медицинские приборы в Южной Корее. В 2019 году компания планирует выходить на рынки США и Японии с новой версией экзоскелета и новой методикой реабилитации. ExoAtlet уже выпустил 100 экзоскелетов, реабилитация доступна в 23 российских клиниках.
Екатерина Березий и CEO Cosmo and Company Ан Сун Дук
В ноябре этого года стартап с российскими корнями Mercaux привлек $4,5 млн на стадии A от европейского фонда Nauta Capital. Предыдущие инвестиции компания получила весной прошлого года — в seed-раунде размером $900 тысяч приняли участие бизнес-ангелы из России и Великобритании. Среди более ранних инвесторов — Maxfield Capital, Sun Capital и калифорнийский бизнес-инкубатор Plug and Play.

Mercaux была основана в 2013 году в США. В 2015 компания открыла офис в Москве, в 2016 — головной офис в Лондоне. CEO компании Ольга Коцур — выпускница МФТИ, РЭШ и Гарвардской бизнес-школы. До открытия собственного дела Ольга работала в Boston Consulting Group, где изучала применение IT-технологий в «традиционном» бизнесе. Идея открыть сервис для помощи консультантам в магазинах пришла к Коцур в 2011 году, а в 2012 году, во время прохождения курса MBA в Гарварде, предпринимательница приступила к реализации — и даже взяла идею как основу для своего учебного проекта, который она презентовала американским и европейским ритейлерам.

Продукт представляет из себя B2B-SaaS-платформу, которая помогает ритейлерам автоматизировать работу на точках продаж. Продавцы-консультанты могут использовать приложение-шпаргалку для сканирования штрих-кода товара, чтобы предоставить покупателю всю необходимую информацию, например, доступные размеры и расширенный каталог; заказать товар онлайн, если его нет в наличии в магазине; предложить альтернативу покупке, сделать кросс-селл или подобрать для клиента полный образ. Сотрудники головного офиса компании используют аналитическую платформу Mercaux, поддерживающую технологию искусственного интеллекта, чтобы более эффективно управлять магазинами и общаться с ними в режиме реального времени.

Сейчас у Mercaux более 15 клиентов на рынках Великобритании, Европы, Латинской Америки и России. Среди них, по данным компании, United Colors of Benetton, Finn Flare, French Connection, Karen Millen, Under Armour и другие бренды. Платформу используют более 100 тысяч раз в день в более чем 250 магазинах по всему миру.
Алексей Петров (СTO) и Ольга Коцур
Акселераторы и конкурсы
Попасть в западный акселератор — мечта любого стартапа (где еще можно можно познакомиться с топовыми инвесторами и предпринимателями?). В этом году для российских проектов открылись новые возможности — в сентябре начался сбор заявок на акселерацию от Сбербанка и 500 Startups, и 30 стартапов уже проходят программу в Москве. Пока мы ждем результатов московского демо-дня (который состоится 1 февраля 2019 года), вспомним российские стартапы, которые смогли показать себя на зарубежных конкурсах в этом году.
Cтартап с российскими корнями Instreamatic стал финалистом десятого ежегодного конкурса стартапов от SXSW. SXSW, South by Southwest — серия музыкальных, кино- и медиафестивалей и конференций в США, которые проводятся в Остине, штат Техас, с 1987 года. SXSW Pitch (ранее SXSW Accelerator) существует с 2009 года. За прошедшие десять лет участники конкурса получили в общей сложности $5,43 млрд от инвесторов, 16% из них были куплены такими компаниями, как Google, Apple и Huffington Post. В 2010 году конкурс выиграл голосовой помощник Siri.

Компания Instreamatic была создана акционерами холдинга Dream Industries и создателями Rutube в 2015 году. CEO компании, Станислав Тушинский, на момент создания стартапа также возглавлял Unisound — первый российский sales house онлайн-аудиорекламы. Команда основала Instreamatic в России и позже открыла офис в Кремниевой долине.

Instreamatic запустила платформу для создания и размещения внешней рекламы в аудиоформате. Пользователи могут таргетировать своих потенциальных клиентов по определенным признакам — например, местоположению, интересам или типу девайса. Коммуникации с клиентом осуществляются с помощью технологии искусственного интеллекта, которая позволяет «общаться» с рекламой голосом — пользователь может сказать, что предложение ему интересно, попросить пропустить ролик или положить товар в корзину.

Среди клиентов Instreamatic, по данным компании, такие крупные игроки как Samsung, HP, Alfa-Bank, Tinkoff и CarPrice. Согласно информации с Crunchbase, проект привлек $1,5 млн инвестиций. Инвесторы компании — SeedInvest и Run Capital Investment Fund (учредители последнего — Андрей Романенко, председатель совета директоров QIWI, и его отец Николай, основатели QIWI-банка Игорь Михайлов и Сергей Федющенко, а также Андрей Муравьев).
Станислав Тушинский
Google Launchpad Accelerator — Voximplant и App in the Air
В конце 2017 года два российских стартапа — Voximplant и App in the Air — вошли в пятый набор акселерационной программы Google Launchpad Accelerator. Акселератор рассчитан на технологические стартапы с готовым продуктом, которые ориентируются на развитие на местных рынках.

Пятый набор программы начался в январе 2018 года и включает в себя двухнедельное обучение в Сан-Франциско от сотрудников Google и экспертов из ведущих технологических компаний и венчурных фондов Кремниевой долины. После окончания обучения участники могут продолжать сотрудничать с местным филиалом Google, получая кредиты на продукты компании. Россия попала в список стран-участников акселератора в 2017 году вместе с Украиной, Беларусью, Румынией и еще несколькими странами.
В 2010 году Алексей Айларов, выпускник МГТУ им. Баумана, запустил сервис Zingaya. Решение позволило звонить компаниям прямо с сайта, не используя телефон и не устанавливая дополнительных программ. Спустя три года Алексей вместе с Андреем Коваленко и Сергеем Порошиным (также выпускниками Бауманки) запустил следующий проект — Voximplant, облачную платформу для разработчиков коммуникационных сервисов и приложений.

Voximplant предлагает для разработчиков инструментарий для создания приложений, таких как внутренний call-центр или АТС. Все звонки через платформу управляются в реальном времени с помощью JavaScript. По словам компании, возможность гибко управлять каждым «плечом» звонка позволяет клиентам реализовать решение любой сложности: от простых — «звонок с сайта» или «заказать обратный звонок», до сложных — облачные АТС, колл-центры и распределенные конференции.

В 2014 году на платформе зарегистрировалось 1,5 тысячи разработчиков, к 2016 их число достигло 10 тысяч. Сейчас компания обрабатывает 40 млн звонков в месяц. Среди последних разработок — возможность подключить звонки Voximplant к агенту Dialogflow и сделать интеллектуального голосового ассистента с помощью машинного обучения. Клиентами Voximplant уже стали S7 Airlines, Skyeng, Hoff, Hyundai, «Битрикс24» и другие крупные организации. Один из недавних клиентов компании — Сбербанк, который выбрал Voximplant в качестве подрядчика для создания виртуального оператора.

В октябре 2018 года Алексей Айларов рассказал о своих впечатлениях от Google Launchpad Accelerator в колонке на Forbes: «По итогам обучения мы не только сформулировали миссию для компании Voximplant, мы также выбрали основной вектор работы на ближайшие три года: развитие платформы для быстрого запуска роботизированных обзвонов с использованием технологий AI (искусственный интеллект) и ML (машинное обучение), чтобы каждый бизнес имел удобный инструмент для самостоятельного внедрения голосового бота».
Василий Кудрявцев (HR-специалист) и Алексей Айларов, фото: Мой круг
App in the Air — приложение от российских разработчиков, которое пригодится тем, кто часто летает. Команда разработала ассистент полетов для путешественников — этот виртуальный помощник предоставляет пользователю информацию о времени завершения регистрации и посадки, собирает данные по совершенным перелетам и помогает ориентироваться в аэропортах и узнавать их характеристики с помощью подсказок от других туристов. App in the Air может сказать вам, какие магазины в аэропорту открыты ранним утром и где можно подзарядить телефон.

CEO и основатель проекта Байрам Аннаков окончил МГТУ им. Баумана и магистратуру экономического факультета МГУ им. Ломоносова. В 2008 году Аннаков начал строить свой бизнес — компанию Empatika, которая специализировалась на консалтинге и помогала клиентам вырабатывать стратегию развития и налаживать продажи. Со временем оказалось, что консалтинговое агентство сложно масштабировать, поэтому Empatika изменила бизнес-модель и превратилась в студию мобильной разработки. В 2012 году Байрам и еще четверо сотрудников студии начали работу над App in the Air. В том же году приложение вошло в лист The APP 100: The World's Greatest Apps от Business Insider.

Приложение используют по всему миру, но большая часть пользователей сосредоточена в США и Евросоюзе. В описании приложения указано, что сервис покрывает более 5 тысяч аэропортов и более тысячи авиаперевозчиков. Согласно данным Crunchbase, компания привлекла в общей сложности $300 тысяч — на seed-стадии в нее вложился фонд IMI.VC.
Байрам Аннаков
Летом 2018 года космический стартап с российскими корнями Momentus прошел акселерацию в крупнейшем акселераторе США Y Combinator. Y Combinator обычно инвестирует в компанию $120 тысяч в обмен на 7% в стартапе. В сентябре стало известно, что акселератор увеличивает объем инвестиций до $150 тысяч со следующего года. Доля, получаемая акселератором за свои инвестиции, сохраняется на том же уровне.

В ноябре Momentus также привлек $8,3 млн в seed-раунде. Лид-инвестором стала инвестиционная компания Prime Movers Lab, соинвесторами — Liquid 2 Ventures, One Way Ventures, Mountain Nazca и Y Combinator.

Momentus был создан в 2017 году Михаилом Кокоричем, российским серийным предпринимателем. В 2012 году Кокорич основал компанию Dauria Aerospace, которая занималась разработкой и запуском малых космических аппаратов нового поколения и сотрудничала с Роскосмосом. В 2015 году стало известно, что компания закрывает свои подразделения в США и Европе — из-за неблагоприятной экономической и политической обстановки стало невозможно финансировать зарубежную активность. В том году Кокорич продал свою долю в Dauria. В 2014–2015 годах Михаил окончательно переехал в США — до этого предприниматель проводил половину времени в России.

Momentus занимается транспортировкой в космосе и решает проблему последней мили. Цель проекта — предоставить сервис транспортировки грузов между орбитами. Для этого компания строит свой космический буксир. Для уменьшения стоимости ракет Momentus использует воду как топливо. В недавнем интервью для проекта «Русские норм!» Кокорич сообщил, что компания уже подписала письма о намерениях почти со всеми крупными игроками в отрасли на $400 млн.
Михаил Кокорич
Выход на зарубежные рынки
Иностранные инвестиции почти всегда подразумевают выход стартапа на международный рынок — а что насчет российских проектов? В нашей последней категории — стартапы, которые смогли продвинуть свои решения за рубеж без вложений от иностранных фондов.
В декабре 2018 года сервис заказа такси inDriver объявил о старте работы на рынке США. По данным «Ведомостей», к сервису подключено более 5 тысяч водителей с лицензиями Комиссии по такси и лимузинам Нью-Йорка (именно по этим лицензиям работают Uber, Lyft и другие игроки рынка). Осуществить выход на рынок США inDriver смог с помощью недавних инвестиций от Leta Capital — в августе 2018 года стало известно, что компания получила от фонда $10 млн. Это уже второй раунд инвестиций от Leta — в 2017 году фонд вложил в проект $5 млн.

inDriver был основан в Якутске в 2012 году, когда температура в городе упала до -45°C и местные операторы такси удвоили цены. Группа студентов создала сообщество во «ВКонтакте», где каждый мог отправить заявку на поездку, а владельцы автомобилей — принять ее. Через год после создания у группы было уже 50 тысяч подписчиков. Арсен Томский, основатель сервиса inDriver, инициировал разработку мобильного приложения на основе этого сообщества.

inDriver отличается от большинства агрегаторов такси тем, что позволяет пассажиру участвовать в определении цены на поездку. Первоначальную цену предлагает клиент — система показывает ему рекомендованную стоимость, которую можно изменить перед тем как предложить водителям. Водители платят комиссию за пользование сервисом, она составляет 7,5% (по данным компании).

В апреле 2018 года компания начала международную экспансию и вышла на рынки Латинской Америки. 26 августа inDriver зафиксировал 1 млн поездок в этом регионе. Сервис уже работает в 180 городах 11 стран — США, России, Мексики, Колумбии, Перу, Чили, Гватемалы, Сальвадора, Танзании, Казахстана и Узбекистана. Количество пользователей сервиса достигло 14 млн, по данным компании. К концу 2019 года inDriver планирует войти в топ-6 сервисов на глобальном рынке по числу поездок, пишет «Коммерсантъ».
Арсен Томский
Для Promobot 2018 год стал особенно успешным — компания регулярно становилась героем медиаповестки. В ноябре, при поручительстве Корпорации МСП, Promobot получил кредит в «МСП Банке» на 50 млн рублей — это позволило компании модернизировать новый корпус в технопарке «Морион», увеличить промышленные площади до 2 тысяч кв. м и повысить эффективность производства, логистики и разработки. Спустя месяц стало известно, что корпорация МСП и итальянский фонд Mikro Kapital вложат в российского производителя роботов 400 млн рублей.

Promobot — автономный робот для бизнеса, который может общаться с людьми, распознавать лица, отвечать на вопросы, перемещаться, избегая столкновений, двигать руками и головой, транслировать материалы на своем дисплее и интегрироваться со сторонними устройствами и системами. Роботы компании выполняют функции администраторов, промоутеров, хостес, музейных гидов, консультантов, консьержей и многих других.

Бывший студент политеха Олег Кивокурцев еще в 2016 году попал в список топ-30 предпринимателей по версии Forbes, не достигших тридцатилетнего возраста. Компанию «Промобот» Кивокурцев с партнерами основали в 2013 году. По словам Олега, изначально в стартапе все отвечали за все — «приходилось быть и слесарем, и конструктором, и электриком, и маляром, и курьером — да много кем». Позже компания вышла на прибыль и оптимизировала свои задачи.

Летом Promobot заключил сделку с американской компанией Intellitronix о покупке 2,8 тысячи роботов-ассистентов. Контракт, подписанный на пять лет, может принести Promobot до $56,7 млн выручки. Эксклюзивное право на дистрибуцию будет стоить Intellitronix $600 тысяч. В 2018 году Promobot должен был поставить в США около 75 роботов, к 2022 году партии вырастут до 100 роботов в год. США — далеко не единственная страна, с которой сотрудничает компания: «промоботов» поставляют в 25 стран, включая страны Ближнего Востока, Европы и Африки.
Олег Кивокурцев
В 2017 году Stafory стал одним из тех проектов, которые редакция Rusbase занесла в свой список стартапов года. Наши ожидания оправдались — в декабре 2018 стало известно, что компания, разработавшая робота-рекрутера Веру, привлекла 226 млн рублей от ФРИИ и гендиректора Кировского завода Георгия Семененко. С ФРИИ Stafory связывает длинная история — в феврале 2016 года компания прошла в восьмой набор акселератора фонда и привлекла 2,1 млн рублей в обмен на 7% компании. В сентябре фонд вложил в проект еще 15 млн рублей. В августе 2017 компания получила от ФРИИ инвестиции в размере 50 млн рублей.

Привлеченные средства Stafory планирует использовать для выхода на международный рынок, в приоритете — Великобритания, США и Германия. Компания уже проводит пилоты во Франции, Италии, Индии, ОАЭ и Сербии. В ОАЭ пилот проводится совместно с многопрофильным холдингом Arloid Group — после его окончания «Робот Вера» в течение года подберет более 25 тысяч человек для предприятий в стране.

Stafory стала известна благодаря своему роботу-рекрутеру на основе искусственного интеллекта — этот автоматизированный сервис по подбору персонала был создан только в январе 2017 года, ранее компания развивала площадку, которая связывает ищущих сотрудников работодателей с HR-специалистами. «Вера» умеет за несколько минут делать выборку резюме с сайтов по требованиям вакансии, звонить кандидатам, анализировать ответы, отвечать на вопросы пользователей и проводить видеособеседования с функцией распознавания эмоций. «Вера» уже сделала 1,4 тысячи звонков и провела 10 тысяч видеоинтервью, а в списке ее клиентов — МТС, PepsiCo, Raiffaisen, IKEA и другие компании.

CEO и основатель Stafory Владимир Свешников также является сооснователем HR-агентства First-Street. По данным «Ведомостей», идея сделать автоматизированного робота родилась у Stafory после того, как «Юлмарту» потребовалось закрыть 200 вакансий кладовщиков. Из-за нехватки рекрутеров Свешникову пришлось самому поучаствовать в обзвоне. Осенью 2016 года Свешников заинтересовался нейронными сетями и стал экспериментировать с Yandex SpeechKit, что в конечном итоге привело компанию к «Вере».
Владимир Свешников
В конце ноября в Казани состоялись показательные полеты первого промышленного беспилотника российского производства SKYF. Платформа SKYF позволяет разрабатывать беспилотные летательные аппараты разных модификаций для решения различных задач — от грузовой логистики и обработки полей до тушения пожаров. Грузоподъемность дронов составляет до 250 кг с перспективой увеличения до 400 кг, дальность и длительность полета — до 350 км и до 8 часов соответственно (с грузом 50 кг).

В начале 2018 года SKYF представила свою блокчейн-платформу SKYFchain для беспилотной грузовой логистики, которая позволяет фиксировать все ключевые события на рынке беспилотных систем. Платформа также предоставляет независимые каналы обмена данными и совершения платежей для поддержки логистической системы с использованием роботов. По данным ICObench, SKYFchain привлекла на ICO примерно $6 млн.

SKYF уже подписала партнерские меморандумы с 29 странами, включая Вьетнам, Японию, две страны из Южной Африки и Саудовскую Аравию. В рамках соглашения с Саудовской Аравией дрон будет адаптирован к эксплуатации в этой стране при температуре +55°С. О выходе компании на японский рынок стало известно в марте 2018 года — SKYF подписала соглашение о сотрудничестве с Carciel Inc., японской аэрокосмической консалтинговой фирмой, которая работает с Honda, Toyota, Kawasaki и другими гигантами рынка. В апреле компания заключила партнерство с Международной транспортно-торговой компанией (ITC, Вьетнам) для использования аппаратов SKYF в логистических целях. В том же месяце SKYF стала партнером шведской компании Swedron в Северной Европе.

Проект SKYF был запущен в Казани в 2013 году командой авиастроителей. В 2014 году к разработчикам присоединился фонд FPI, управляющий партнер которого, Александр Тимофеев, также является CEO SKYF. В декабре 2018 года Тимофеев вошел в список «100 выдающихся людей 2018» по версии журналов «Эксперт» и «Русский Репортер».
Команда SKYF на показательных полетах в Казани
© Rusbase, 2018
Автор: Татьяна Петрущенкова


Людмила Чумак
13 побед года: успехи российских стартапов за рубежом