frulantis

Третий Вопрос Инвестора


Бизнес-тренер Радислав Гандапас в одном из мастер-классов озвучил одно железное правило, справедливое для множества случаев. Звучит это так: - Если ты провалил подготовку, значит ты подготовился к провалу.

Вроде все понятно, не так ли? И все же, каждый из нас, я уверен, что-то где-то вспомнил в последний момент перед (выступлением, поездкой, и так далее - добавьте свой вариант). Мне казалось, что я подготовил все. И все-таки, в дороге я понял, что подготовленная речь совсем не такая, какая должна быть. Что я должен что-то выкинуть, а что-то добавить. И наглядного материала совсем мало, чтобы донести суть идеи до инвестора. И много чего другого надо было сделать по-другому.

Но к самому главному я был готов (так мне казалось). К Трем Главным Вопросам Инвестора. Аркадий Морейнис в речи перед молодежью перечислил три главных вопроса, которые задает стартаперу инвестор:

1 - Где здесь деньги?

2 - Нафига тебе я?

3 - А нафига тогда мне ты?

 

Многим кажется, что самый критичный вопрос – первый. Что популярно объяснив, как будут идти денежные потоки, можно считать, что инвестор будет на стороне светлых сил (цитируя Морейниса). Несомненно, если у тебя инновационная идея, которой нет ни у кого (один шанс на миллион), то важно показать способы монетизации, либо  масштабирования и глобализации.  Важный вопрос, но не критичный.

Насчет второго вопроса, полагаю, разночтений немного. Действительно, инвестор нужен стартапу либо для волшебного пинка на посевной стадии, либо для быстрого роста и масштабирования - на второй стадии.

В поиске ответа на третий вопрос, стартапер мечется между необходимостью показать все свои качества и врожденной скромностью. Вроде бы надо рассказать, какие у тебя компетенции. Вспомнить породы всех собак, которые ты съел на своем пути, полном ошибок и падений. Товарищ инвестор, ну как вы можете задавать такой очевидный вопрос – «зачем вам я»? Ну это же понятно, ведь мои компетенции зашкаливают, мой коэффициент офигенности приближается к максимуму. А креативность – так вообще повышенная. Так думал я. Я надеюсь, что я такой единственный глупец, но боюсь, что нет.

Я думал, что пытаясь привлечь деньги для традиционной и понятной всем отрасли, мне будет легко ответить на все три вопроса. Одно дело – убедить в жизнеспособности соцсети для любителей вышивания мальтийским крестиком, а совсем другое дело – бизнес, связанный с едой. Понятно – где зарабатывать, только надо убедить, что я – именно тот чувак, которого так ждали. Ан нет. Классика жанра. Люди не хотят слышать о тебе, люди хотят слышать о себе.

Инвестор просто по-другому задал третий вопрос. Как сказал бы Задорнов  - наберите побольше воздуха в легкие, сейчас вы почувствуете гордость за всех инвесторов. Приготовились? Инвестор сказал: «Если здесь так спокойно можно заработать деньги (пусть с небольшим мультипликатором, но надежные), что мне мешает пойти к другому чуваку из твоей отрасли, но который лучше тебя стоит на ногах? Пойти и предложить ему дать денег, чтобы масштабировать его проект? Ему всего лишь надо будет увеличить размеры, а тебе – надо строить твою империю с нуля».

Я искренне завидую тем чувакам, которые знали всегда суть Третьего Вопроса. Я почему-то его понял по-другому. Поэтому пытался рассказать о своей крутости.

Хотя мне и кажется, что я теперь знаю, что надо было ответить инвестору – все же буду рад услышать мнение других чуваков по этому поводу. А если кто-то из числа уважаемых инвесторов выскажется на эту тему – буду бесконечно благодарен.

Я намеренно не указываю в статье сферу деятельности. Мне кажется, если ответ не будет привязан к конкретной отрасли, он будет полезен не только мне.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно

Нажмите "Нравится",
чтобы читать Rusbase в Facebook