Top.Mail.Ru
Колонки

Центры трансфера технологий должны выйти из состава вузов

Колонки
Технопарк СПб Ингрия
Технопарк СПб Ингрия

Технопарк Санкт-Петербурга – инструмент поддержки высокотехнологического предпринимательства. В Технопарке создана многоуров...

Технопарк СПб Ингрия
Центры трансфера технологий должны выйти из состава вузов

Центры трансфера технологий должны выйти из состава вузов

29-30 октября в Томске состоялась международная конференция «Территория инноваций. Внедрение высокотехнологичных разработок». Организаторами школы-конференции выступили Томский консорциум научно-образовательных и научных организаций, Российская венчурная компания (РВК) и Бизнес-инкубатор «ИНГРИЯ». Мероприятие прошло на площадке Томского государственного университета при поддержке Администрации Томской области.

Участники, среди которых были представители вузов из Томска, Тюмени, Москвы, Владивостока, Новосибирска и других городов, обсудили пути​ внедрения научных разработок на производстве, способы создания диалога между вузами и промышленными предприятиями, роль техноброкеров и подготовку​ специалистов предприятий по взаимодействию с вузами. В первый день модераторами круглых столов выступили директор Центра кластерного развития Томской области Денис Таранов, менеджер по развитию трансфера технологий РВК Сергей Марданов и управляющий партнер АК Patent Law Group Виталий Кастальский. Во второй день школы-конференции директор бизнес-инкубатора «Ингрия» (Санкт-Петербург) Игорь Рождественский провел стратегическую сессию «Дорожные карты вузов по взаимодействию с промышленностью». Стратегическая сессия прошла в формате рабочих групп, которые сначала обсуждали предложенные темы между собой, а потом выносили результаты на общую дискуссию.

Сергей Марданов, менеджер по развитию трансфера технологий РВК: «Нам важно, чтобы в университетской среде сформировалось сообщество увлеченных и компетентных специалистов, которые выступят связующим звеном между вузом и промышленостью. Внутривузовская инновационная инфраструктура сегодня уже более или менее  создана, но очень не хватает межвузовских связей, скоординированных решений и трансфера компетенций. Поэтому формат стратегических сессий с вовлечением в него вузовских работников, представителей промышленности и государственных учреждений – это один из ключевых элементов построения  инновационной экосистемы».

Участники рабочих групп моделировали работу университетских Центров трансфера технологий. Сегодня в России, по данным портала «Инновации в России» (innovation.gov.ru) 46 центров трансфера технологий, из них больше половины – в вузах. К ним следует добавить центры управления интеллектуальной собственностью, инновационного консалтинга, бизнес-инкубаторы и иные подобные структуры, которые есть почти в каждом техническом или классическом вузе. Однако далеко не все из них могут доказать свою эффективность. Поэтому участники сессии постарались переработать бизнес-процессы, показатели эффективности и ключевые компетенции сотрудников. В чем же отличия предложенной модели?

Лучше всего разницу иллюстрирует предложенное одним из участников название: «Центр трансфера и маркетинга технологий и компетенций». Такой вариант подчеркивает значение коммуникаций и направленность на работу не только с проектами, но и с разработчиками.

 

Олег Мальсагов, директор бизнес-инкубатора Томского государственного университета, предприниматель, консультант в области управленческого маркетинга: «Благодатной средой для трансфера технологий являются средние компании. У малых еще нет спроса, а большие часто самодостаточны. Причем сегодня, по сути, ищут не разработки, а компетенции. Поэтому очень важны личные контакты между директором центра и директором предприятия. Не только  деловая переписка и  встречи на выставках и конференциях, но и постоянный живой контакт, в том числе в неформальной обстановке, и совместные встречи с обсуждением общих вопросов, поиском точек пересечения и взаимовыгоды. Пример такого формата – совместные стратегические сессии. Успешного директора ЦТТ индустрия должна знать в лицо, доверять ему и допускать к своим проблемам».

 

По мнению участников сессии, особое внимание следует уделить и внутреннему маркетингу: взаимодействию с преподавателями, студентами, учеными.

 

Игорь Рождественский, директор Бизнес-инкубатора «Ингрия»: «Это была одна из наиболее интересных стратегических сессий. Мне показалось, что коллеги работали с явным удовольствием. Общее мнение, что коммуникации сейчас далеко не на пике эффективности, и что это ключевой аспект на первом этапе. Единственное, что я бы добавил к обсуждению: в предложенных моделях, основной «входной единицей» является проект, а следовало бы добавить – непосредственно студент или профессор».

 

На практике, работа центров трансфера технологий часто сводится к различным аспектам защиты интеллектуальной собственности вуза, достижению отчетных показателей и административной поддержке получения различных грантов. Этот вывод подтверждается и недавним исследованием Европейского университета в Санкт-Петербурге, выполненным в рамках проекта РВК по технологическому брокерству. Несомненно, это важная деятельность. Но она мало способствует росту доли коммерческих заказов в финансировании вузов.

 

Поэтому в основе предложенного участниками подхода лежит отношение к центру трансфера технологий, как к коммерческому предприятию, а не просто одному из отделов вуза. Такой подход, несомненно, отражается на процессах. Вот только один пример: перед коммерциализацией проекта предложено определить потенциальных покупателей, причем не в общем виде, а буквально, по названиям компаний. И проводить защиту интеллектуальной собственности с учетом предполагаемой потенциальной сделки и специфики этой компании. Конечно, в результате изменяются и показатели оценки эффективности таких центров: от более формальных оценок типа «число патентов», к показателям вовлеченности, маркетинга, потока сделок, а в конечном итоге — выручки и капитализации.

 

Ольга Бабкина, заместитель проректора по научной работе ТГУ, исполнительный директор Томского консорциума научно-образовательных и научных организаций: «В томских  университетах и академических институтах последние годы благодаря федеральной грантовой поддержке ежегодно завершаются сотни научных исследований, но до стадии НИОКР доходит лить десятки, до промышленности – единицы. И как бы мы ни гордились этими единицами, это все же не показатель для таких сильных научных коллективов. Мы можем больше, но нужно понять, где происходит системный сбой, и устранить его. Для понимания нам нужно живое общение самого разного круга людей – от студентов и специалистов центров трансфера технологий до инженеров и владельцев предприятий. Совместная постановка вопроса и поиск решения – уже движение в нужном направлении. Для этого мы и проводим встречи, как в формальной, так и в неформальной обстановке».

 

Довольно активную дискуссию вызвал вопрос, должен ли центр трансфера технологий быть подразделением вуза, или это должна быть отдельная компания. Этот вопрос уже поднимался на предыдущих стратегических сессиях, и тогда мнения участников разделились. В этот раз все рабочие группы пришли к выводу, что начинать следует с отдела внутри вуза, но стремиться к выделению центра в отдельную компанию. В пользу отделения говорят отличные от вузов принципы управления, другой механизм принятия решений, которые должны быть, прежде всего, экономически оправданными.

 

Следующие стратегические сессии по развитию инновационных экосистем вузов планируется провести в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Казани, Сочи и других городах.      

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 SEO для локального бизнеса: как выйти на первые позиции в поиске по регионам
  2. 2 «Проблема в нехватке мозгов»: почему нейросети не заменят старших разработчиков
  3. 3 Почему ваша программа лояльности не работает: 5 причин
  4. 4 Как загрузить приложения, которых нет в сторах
  5. 5 «Так рано?»: как просить отпуск на новой работе