IT-сфера уже давно «ловит» в свои сети молодых специалистов, которые гонятся за высокой зарплатой и стабильностью. С каждым годом абитуриентов факультетов информационных технологий становится все больше, в то время как количество шуток про востребованность гуманитариев растет в геометрической прогрессии.
Общество само создает стереотипы, не догадываясь о том, что IT-компании ждут на работу гуманитариев не меньше, чем технарей. Если вы сомневаетесь, стоит ли менять сферу деятельности на IT, то вот вам несколько цифр и фактов от Михаила Пеньковского, вице-президента Veeam по удаленным продажам регионов EMEA, Emerging markets.
Зачем гуманитарию идти в IT?
Вопреки всему на разработке программ и «железа» сфера IT не заканчивается. Мало написать программное обеспечение: его нужно правильно представить на рынке, а это уже не входит в круг задач айтишников. «The best product never wins», – считает Ратмир Тимашев, сооснователь компании Veeam Software. По его словам, какой блестящей бы ни была идея, в лидеры выбьется тот, кто грамотно выстроит маркетинговую стратегию. Здесь эстафета как раз и переходит гуманитариям.
По данным HeadHunter, в последнее время в резюме специалистов с гуманитарным образованием все чаще встречаются записи об опыте работы в IT-компаниях, втором высшем образовании или курсах повышения квалификации в сфере IT. Она привлекает гуманитариев в первую очередь более высокими окладами.
Аналитика «Банка данных заработных плат HeadHunter» показывает, что в России в первом квартале 2018 года айтишники зарабатывали на 43% больше специалистов розничной торговли, на 35% больше финансистов и на 32% больше тех, кто делает карьеру на производстве.
Чем объясняется высокий уровень заработных плат в IT-сфере? Все просто: эта область активно развивается, что делает ее одной из самых востребованных на рынке. По данным HeadHunter, в феврале 2018 года количество IT-вакансий в России выросло на 40% по сравнению с февралем 2017 года. При этом специалистов, которые могут удовлетворить спрос, не хватает.
Фото: Unsplash
В январе 2018 года на одну вакансию в сфере «IT, интернет, телеком» в Москве и Санкт-Петербурге приходилось около трех резюме от соискателей при норме в пять-шесть кандидатов на вакансию. Конкуренция среди работодателей обостряется, и нередко заработная плата становится главным инструментом в борьбе за ценные кадры.
Если вы хотите чувствовать себя уверенно даже в кризисные времена, можно смело идти работать в IT. К тому же, кроме более высокой зарплаты, IT-компании зачастую предлагают сотрудникам и другие преимущества – рабочее место в комфортном современном офисе, гибкий график, абонемент в спортзал, ДМС и многое другое.
Кем работать в IT-компании без диплома программиста?
Главный вопрос: если гуманитарии хотят работать в IT-компаниях, хотят ли IT-компании брать на работу гуманитариев? Ответ – да. Работодатели из этой сферы готовы принять в свои команды менеджеров по продажам и работе с клиентами, HR-специалистов, переводчиков и копирайтеров. Причем менеджеры по продажам входят в топ-5 наиболее востребованных кадров у работодателей из сферы «IT, интернет, телеком», по данным HeadHunter.
Для работы на этой должности кандидатам не нужно знать языки программирования, а вот английский или другие иностранные будут большим плюсом.
Кроме того, особенно ценятся коммуникабельность, способность работать в команде, креативность и готовность постоянно учиться.
Ведь так или иначе гуманитарию придется ознакомиться с тем продуктом, с которым он будет работать, и, если можно так сказать, полюбить его. Даже если в первый день работы вам захочется убежать, то уже через месяц вы сможете свободно обсуждать технические тонкости новой сферы.
Команда отдела Veeam Inside Sales в регионе SEMEA, январь 2018. Фото из архива компании.
По данным HeadHunter, четверть специалистов с филологическим образованием в IT-компаниях специализируются на управлении проектами. Еще по 14% филологов работают с контентом, в поддержке и Helpdesk, 11% и 10% – в отделах аналитики и маркетинга.
Юристы востребованы в этих же направлениях и в продажах (12%). Каждый пятый работающий в IT-компании психолог – это аналитик, еще 18% кандидатов с психологическим образованием осваивают маркетинг, 12% – создают и продвигают контент.
Среди ключевых навыков в своих резюме гуманитарии указывают иностранные языки, управление проектами и персоналом, ведение переговоров, грамотную речь, написание текстов и организаторские способности.
Истории сотрудников
Многие IT-компании, в числе которых и наша, ждут на работу не только специалистов с математическим и техническим образованием, но и достойных профессионалов-гуманитариев. Эти сотрудники не менее ценны для IT-бизнесов, в первую очередь – для отделов продаж: достаточно сказать, что больше 90% менеджеров по работе с клиентами и партнерами Veeam – выпускники гуманитарных вузов.
Кстати, всем известны случаи, когда специалисты без IT-образования достигали невероятных высот в мире технологий.
Например, основатель ВК и Telegram Павел Дуров окончил факультет английской филологии, «отец» Facebook Марк Цукерберг – факультет психологии, а создатель Alibaba Group Джек Ма получил образование учителя английского языка.
В нашей компании есть много примеров успешного развития специалистов-гуманитариев. Один из них – Антонина Зотова, руководитель отдела продаж в регионах Италия, Средиземноморье, Иберия, Турция. Полученный диплом лингвиста не стал преградой к ее блестящему старту в IT, а наоборот способствовал развитию ее карьеры.
Я пришла в Veeam в 2009 году и стала первым сотрудником, который говорит на итальянском языке. В круг моих задач входило ежедневное общение с IT-специалистами – нашими потенциальными клиентами. Мне нужно было узнавать, какие потребности испытывают компании, и предлагать решения с помощью продуктов Veeam Software. Тогда на меня легла большая ответственность: никто из руководителей не мог принимать участие в моих переговорах на итальянском языке. За девять лет работы в компании я поднялась на четыре ступени по карьерной лестнице и сейчас возглавляю отдел продаж сразу трех крупных регионов. Сегодня я работаю в команде, в которой уже почти 40 человек
Это как раз тот случай, когда специалист с гуманитарным образованием пришел в компанию, проявил немного терпения в период адаптации и остался на новом месте надолго. Теперь Антонина со смехом вспоминает о том, что при устройстве на работу хотела уволиться уже на следующий день, но решила бросить себе вызов и попробовать поработать еще неделю.
Сегодня она набирает в свою команду креативных людей, которые открыты ко всему новому, готовы учиться, добиваться поставленных целей и умеют общаться с людьми: грамотно формулировать мысли, слушать клиентов и главное – слышать их.
Развить эти навыки приходящим в компанию специалистам помогают обучающие курсы: их проводят опытные тренеры, которые, кстати говоря, когда-то сами были новичками, но выросли профессионально в стенах компании.
Еще один пример сотрудника с гуманитарным образованием, который успешно нашел себя в компании, в отделе веб-аналитики, – Анна Аврамова. Она получила специальность психолога в сфере менеджмента – по ее словам, «выбрала психологию из романтических побуждений». Учебный план предполагал погружение в отрасль рекламы – во время учебы Анна поняла, что именно эта сфера ей интересна больше всего.
На четвертом курсе я начала работать помощником специалиста по продвижению сайтов в поисковых системах. В университете нас учили проводить различные тестирования, опросы и интерпретировать их результаты – и именно сфера аналитики в маркетинге еще тогда захватила меня. Шел 2010-й год, как раз появились Google Analytics и «Яндекс.Метрика». Стало возможно автоматически собирать информацию от пользователей и выстраивать на ее основе стратегию развития сайта. Это было очень интересно, и я полностью погрузилась в процесс.
Пять лет практики сделали Анну опытным и востребованным веб-аналитиком – на эту позицию она и пришла в компанию 2,5 года назад. Как признается Анна, поначалу ее пугала необходимость изучать некоторые технические моменты.
Например, язык SQL. Но потом пришло понимание, что у страха глаза велики и все не так сложно, как кажется. Гуманитарное образование не мешает изучать программирование, тем более что глубокого погружения от рекламщика или веб-аналитика никто не требует. Зато коммуникабельным гуманитариям проще найти общий язык с коллегами из разных департаментов – от IT-специалистов до маркетологов.
Анна уверена: в IT-компаниях много вакансий для выпускников не технических вузов – например, в SEO-продвижение, диджитал-маркетинге. Чтобы освоить необходимые для этих направлений навыки, вовсе не обязательно быть программистом – достаточно не боятся учиться.
С этим утверждением согласен Олег Вихарев – выпускник факультета прикладной лингвистики и instructional designer с семилетним стажем в компании Veeam (Олег разрабатывает электронные курсы для обучения сотрудников и пользователей). С информационными технологиями он столкнулся уже на первой работе – в компании, которая занималась синтезом и обработкой речи.
В обязанности Олега входило написание технической документации на английском языке, с чем он успешно справлялся. Однако спустя год молодому человеку захотелось чего-то более креативного, а в это время у нас как раз освободилась вакансия разработчика обучающих курсов.
Я подумал, что, с одной стороны, для этой должности подойдет мой опыт технического писателя, а с другой стороны, – здесь будет больше пространства для творчества. К тому же, специалист требовался со знанием английского. Я успешно выполнил тестовое задание – создал обучающую презентацию – и стал сотрудником компании.
В своей работе Олег использует не только лингвистические, но и дизайнерские навыки: разрабатывает инфографику, интерактивные схемы и видеоролики.
Я работаю на стыке гуманитарных и технических наук, и мне это очень нравится. Сначала у меня были опасения, что вакансия может оказаться слишком «технической», тем более что я не особо люблю программирование. Но в процессе работы оказалось, что я способен разобраться во всем, что важно для моих задач. Узкоспециализированных знаний от меня не требуется – за ними я всегда могу обратиться к коллегам.
По мнению Олега, стремящимся устроиться в IT-компании гуманитариям понадобятся английский язык, компьютерные навыки на уровне продвинутого пользователя и – самое главное – желание изучать новое.
***
Гуманитарное образование не должно быть преградой на вашем пути к работе в IT. Если интересные задачи для вас важны наравне с хорошей зарплатой, не бойтесь предлагать свою кандидатуру IT-компаниям. Разумеется, получить должность программиста без соответствующих навыков не получится, а вот стать менеджером по продажам или работе с клиентами, сотрудником HR-отдела или специалистом по контенту абсолютно реально.
Аргументами в вашу пользу будут уверенное владение иностранными языками, коммуникабельность, способность к обучению и креативный подход к делу. Без трудностей в первые месяцы, конечно, не обойдется, зато и скучно не будет – а вознаграждением станет более высокая, чем в среднем по рынку, заработная плата и карьерные перспективы.
Материалы по теме:
SuperJob назвал самых востребованных IT-специалистов
С чего начать карьеру в IT? Возможно, вам подойдет именно этот вариант
«Меня поразило то, что все работают из дома». Дети — о своих стажировках в IT-компаниях
Управляете IT-компанией? Посмотрите, как изменятся ваши бизнес-процессы в 2019 году
За четыре года мы наняли сто отличных IT-специалистов. Какие методы нам помогли?
Фото на обложке: Unsplash
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
-
Пройти курс «Как попасть в топ поисковой выдачи Ozon»
- 1 Apple зарегистрировала в России бренд процессоров MacBook и iMac
- 2 Новый владелец F.A.C.C.T. поменял название компании на F6
- 3 Медианная зарплата айтишников в Москве превысила 220 тыс. рублей
- 4 В Sitronics Group опровергли массовые сокращения IT-специалистов