Top.Mail.Ru
Колонки

«Даже консерваторам придется меняться». Как и когда VR заменит традиционное обучение персонала

Колонки
Алексей Мокеев
Алексей Мокеев

Руководитель направления образовательных проектов Института инновационного развития Самарского государственного медицинского ун...

Полина Константинова

Даже в небольших компаниях проводят первичную оценку и обучение персонала. Сотрудников проверяют на стрессоустойчивость, вводят в должность, отправляют повышать квалификацию. С развитием технологий из этого процесса можно будет совсем убрать преподавателя, считает руководитель направления образовательных проектов Института инновационного развития Самарского государственного медицинского университета Алексей Мокеев. А вот как и когда?

«Даже консерваторам придется меняться». Как и когда VR заменит традиционное обучение персонала

Можно ли полностью заменить обучение VR?

На текущем этапе – скорее, нет. И дело даже не в том, что мы не можем доверять технологиям на 100%. Речь о трудностях формализации и объективизации методов – далеко не каждый HR-специалист может четко назвать критерии, по которым он оценивает кандидатов. Поэтому как минимум принятие окончательного решения – допускать стажера к делу или нет – еще несколько лет будет оставаться за HR-ом или другим специалистом по кадрам.

Хотя уже сейчас предпринимаются попытки создать автоматизированные системы по анализу видеоинтервью кандидатов на массовые должности. Но даже в этом случае искусственный интеллект только облегчает работу рекрутеру, оставляя наиболее подходящих по формальным признакам соискателей.

Гораздо понятнее обстоит дело с обучением персонала. Подавляющее большинство учебных курсов, с которыми доводилось сталкиваться, имеют довольно четкую структуру донесения материала и измеримые критерии его освоения. И тут ведущую роль может сыграть виртуальная реальность. Переход к обучению в виртуальной реальности стоит сделать плавным: не ломая устоявшуюся систему обучения, а дополняя ее.

Фото: Институт инновационного развития СамГМУ

Все компании разные. И если в сфере IT, финансов и ритейла нововведения приживаются быстрее, то производственники и врачи более консервативны, из-за чего переход на VR может затянуться на годы.

Представьте картину: межрегиональная компания на 2-3 тысячи сотрудников со своим учебным центром. Преподают там специалисты за 40 по методичкам, утвержденным в начале 2000-х. Уровень владения гаджетами у преподавателей начальный.

Потребуется обучать сначала их, хотя штат таких центров со временем будет значительно сокращен. Затем вносить и согласовывать изменения в регламенты, закупать комплекты VR-оборудования. Но даже консерваторам придется меняться: штат компаний пополняет поколение Z. Они «родились» с гаджетом в руке, к любой технологии адаптируются за неделю, а оценить их компетенции сходу не сможет и опытный HR.

Ведь соискатели Z скрывают их за непомерными амбициями, чрезмерным напором и завышенными требованиями к работодателю. Это не плохо, просто к их обучению и адаптации нужен иной подход. Бумажными учебниками их не увлечь.

Почему видеокурсы и вебинары – не альтернатива?

То же поколение Z отлично усвоило парадигму «учиться всю жизнь». Экономически это очень выгодно частным образовательным компаниям. При этом 29% сотрудников, которые самостоятельно оплачивают обучение, выбирают онлайн-образование, предпочитая его курсам повышения квалификации от предприятия (лишь 4%). В том числе по экономическим соображениям.

Вебинары и видео в формате 360 намного дешевле, но и недостатки очевидны: учащийся находится в пассивной позиции, задействованы только визуальный и аудиальный каналы восприятия, «моторная память» в этот момент не работает.

Поэтому если нужно запомнить многоэтапный технологический процесс или научиться сложному навыку – VR выигрывает. Отвлекающих факторов – минимум.

В VR невозможно параллельно с обучением смотреть сериал и отвечать на сообщения в мессенджере. Технология максимально интерактивна: учащийся не просто наблюдает, он участвует в процессе, более того – сопереживает происходящему, что доказали ученые Стэнфорда. Благодаря чему «прокачивать» в VR можно не только hard, но и soft skills.

Пример 1

Так, калифорнийская страховая компания Farmers Insurance тренирует в VR оценщиков ущерба, нанесенного домам. Чтобы понять, насколько критична утечка воды и как сильно поврежден пол, стажеру приходится буквально становиться на колени, «заглядывать» под ванну и раковину и визуально оценивать ущерб. Компания вложила 400 тысяч долларов в программное и аппаратное обеспечение. Примерно 50 новых сотрудников прошли обучение.

«Виртуальная среда вначале была только одна – двухэтажный дом в Лос-Анджелесе с одинаковыми для всех обучаемых повреждениями», – говорит директор по обучению Farmers Джессика Деканио.

С помощью программного обеспечения, созданного VR-компанией Talespin, Farmers теперь может использовать шесть различных планов этажей и 500 разных сценариев повреждений, что позволяет симулировать тысячи нестандартных ситуаций.

Приобретение знаний так происходит намного быстрее. Чем больше сценариев оценщики проработают, тем более комфортно себя чувствуют, когда идут к дому реального клиента.
главный менеджер по претензиям Farmers Кейт Дейли

Еще одним преимуществом формата VR является возможность записи сеанса. По словам Дейли, наблюдение за выполнением симуляции и ее просмотр помогает преподавателю лучше донести знания до работников.

Как сказал представитель компании, VR сократит расходы на поездки сотрудников до 300 тысяч долларов в год, поскольку избавит от необходимости отправлять новичков в свои традиционные учебные центры в Лос-Анджелесе и Гранд-Рапидсе.

Источник.

В виртуальной реальности гораздо проще реализовать нелинейный сценарий – либо добавить непредвиденные события и научить правильной реакции на них, либо сделать сценарий гибким, когда каждое следующее событие зависит от предшествующего действия, так называемые «эвристические задачи».

В этом есть смысл, так как в реальности часто что-то идет не так: врач во время операции может задеть артерию, внезапно может подскочить артериальное давление, пациент перестанет дышать. Или во время обслуживания клиента в офисе может начаться пожар и от адекватности реакции будут зависеть жизни людей. Варианты развития событий масса, пока не попробуешь сам, не узнаешь, как адекватно реагировать.

Пример 2

Быстрая реакция важна в профессиональном спорте, где решения нужно уметь принимать стремительно. Бывший стэнфордский футболист и тренер Дерек Белч написал магистерскую диссертацию о виртуальной реальности в качестве учебного пособия, а позже основал компанию StriVR, которая занималась съемкой футбольных матчей в формате 360 градусов.

Все исследования Стэнфордской лаборатории виртуальной реальности подтверждают, что в человеческом движении невероятно важно, как наш мозг его воспринимает. В виртуальной реальности можно наблюдать за естественными движениями других игроков в виртуальной реальности, тем самым укрепляя мышечную память.

бывший тренер и основатель StriVR Дерек Белч

При использовании этой технологии для тренировок защитник Стэнфорда Кевин Хоган провел три из своих лучших игр в 2014 году. Это было достаточным доказательством для Белча, и он представил свою технологию в футбольных программах колледжа и в НФЛ. «Ковбои Далласа» были первой командой НФЛ, которая дала этой системе восторженные отзывы.

Источник

Вскоре после этого к проекту присоединились еще пять команд. У системы безграничные возможности: тренер может влиять на расположение игроков на поле, изучать и тренировать взгляд спортсмена. Применение может быть как командное, так и индивидуальное.

Есть ли противопоказания? Абсолютная безопасность VR не доказана, но и противопоказаний не сформулировано. Думаю, это вопрос ближайшего года-двух. Однако ясно то, что при длительном нахождении в VR наблюдается синдром «виртуальной руки», головокружение и тошнота.

С ними планирует, например, справиться LG Display, что не может говорить о полном отсутствии ограничений для пользователей. Кроме того, виртуальная реальность не рекомендуется людям со склонностью к эпилепсии и людям с неустойчивой психикой.

VR как панацея для промышленников

Медицина, строительство, дизайн, ритейл – VR работает везде. Но, уверен, что наиболее востребован VR будет там, где есть сложные и опасные процессы, где цена ошибки очень высока – в промышленности.

Мировая нефтесервисная компания Schlumberger заменяет классические учебные классы на виртуальные, где можно имитировать работу с оборудованием на земле и в море. Практиковаться в цементировании скважин, не приостанавливая рабочий процесс и не рискуя жизнью сотрудников-новичков, – столько проблем решает VR.

Источник

Компания Ford приводит данные, которые говорят о сокращении травм рабочих благодаря использованию VR.  В компании посчитали, что технология достаточно перспективна, чтобы создать собственную VR-лабораторию.

Она оцифровала поведение рабочих, проанализировав связанные с риском для жизни движения при помощи носимых устройств и спроектировала альтернативные действия людей и машин в виртуальной реальности.

Результаты впечатляют. Благодаря 90% сокращению чрезмерных движений, опасных положений рук при установке сложных деталей удалось сократить число больничных из-за травм на 75%.

Источник

Представьте теперь российские реалии. На предприятие приходит вчерашний студент техникума, которого нужно подготовить к работе со сложным оборудованием, что связано с риском для жизни и здоровья.

Учился он не на все «пятерки», у него плохо с английским. А в цехах станки разных поколений, разной степени адаптированности к русскому языку, и методические пособия давно утеряны. VR-симулятор в этом случае поможет обезопасить новичка на производстве и минимизирует временные затраты работника-наставника.

Еще одно преимущество VR – многопользовательский режим.

Например, при выбросе на буровой скважине техника безопасности предполагает скоординированные действия минимум четырех человек – буровика и трех его помощников, каждый из которых должен выполнить определенные манипуляции в строгом порядке.

Стоимость комплекта VR-оборудования на четверых в десятки или сотни раз дешевле, чем организовывать выезд бригады на реальный объект для проверки полученных в ходе обучения навыков.

Как компании понять, нужен ли ей VR

Сама по себе технология работать не будет, если не будет решать прикладных задач. Скорее всего, руководство предприятий, задумавшееся о применении VR-технологий «потому что все так делают», не получит ощутимого результата.

Обучение – это не презентации компании на выставочном стенде, здесь вау-эффект не нужен. А нужно решение реальных проблем. Поэтому оптимальным подходом тут будет customer development. Встречи с заказчиком, выяснение проблем – исключение риска для жизни и здоровья сотрудников, повышение мотивации и вовлеченности, увеличение числа обученных, сокращение расходов компании и так далее.

Источник

Компаниям с массовым набором сотрудников VR-симулятор поможет уже на этапе собеседования, чтобы провести первичный отбор. По словам самих рекрутеров, сейчас доминирует принцип «не рассказывай – покажи, что умеешь», то есть применение VR для практической демонстрации навыков кандидата. И в чем машина точно лучше человека, так это в объективности оценки.

После 10 собеседований в день глаз замыливается даже у опытного HR, а вот обмануть «бездушную железку» куда сложнее. Для получения объективной информации о навыках соискателя рядом стоящий человек в роли супервайзера вообще не нужен, компьютер «снимает» десятки показателей о правильности, точности, скорости и уверенности действий испытуемого и при необходимости сравнивает с нормативными значениями без субъективных искажений, присущих homo sapiens.


Материалы по теме:

Вы проиграете конкурентам, если не будете использовать эти способы хантинга персонала

Туман digital-войны, или Как мотивировать сотрудников участвовать в цифровой трансформации

Год назад мы внедрили робота в HR-процессы. Какие у него плюсы и минусы?

Зачем (и как) применять геймификацию в обучении персонала: опыт KFC

Учеба не из-под палки: как мотивировать сотрудников к обучению

Фото на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Лучшие VR и AR-устройства в 2024 кроме Apple Vision Pro
  2. 2 Земля оцифрованная: что такое цифровая недвижимость и зачем в нее вкладывают миллионы
  3. 3 На гребне: как оседлать волну российского рынка креативных индустрий
  4. 4 Индустрия виртуальной реальности: что будет дальше
  5. 5 Как самостоятельно открыть VR-клуб
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти