Зачем (и как) применять геймификацию в обучении персонала: опыт KFC

Людмила Кислова
Людмила Кислова

Руководитель отдела по работе с персоналом KFC Россия и СНГ

Расскажите друзьям
Полина Константинова

Обучение персонала и повышение его квалификации — два направления работы HR-специалиста, которые никогда не потеряют своей актуальности. Единственное, что меняется, это уровень сложности. Старые решения не работают: с тем фактом, что деньги — плохой мотиватор, уже все смирились, как и с тем, что тимбилдинги и корпоративное обучение на Кипре могут заинтересовать сотрудников, но едва ли будут прибыльны работодателю.

Сегодняшний вызов: найти подход к представителю Z-поколения и в то же время сделать все возможное, чтобы его старшие коллеги не теряли мотивацию. Впрочем, некоторые компании с этим успешно справляются. Людмила Кислова, руководитель отдела по работе с персоналом KFC Россия и СНГ, рассказывает об опыте своей компании.

HR учится у геймеров

Начальная позиция в крупной компании предполагает этап обучения. Неопытный специалист, делающий первые шаги в своей карьере, ожидает на новом рабочем месте найти наставника, который предоставит теоретическую базу и отработает сложные моменты на практике. Но если раньше этот этап выглядел так же, как в институте или школе, — лекции, учебники и экзамен в конце, то теперь задача усложнилась, и наставнику, прежде чем вложить знания в голову соискателя, нужно завладеть вниманием будущего сотрудника, вовлечь его в процесс и по-настоящему заинтересовать.

Для этой цели, а также для обучения новых сотрудников в удаленных регионах сеть ресторанов KFC обратилась к digital-инструментам, а именно — создала тренинг в виртуальной реальности. Видеотур по ресторану в формате 360 градусов стажеры и новоиспеченные сотрудники могут посмотреть с помощью VR-очков, что значительно упрощает детальное знакомство с предстоящей работой. На видео сами работники ресторанов рассказывают о принципах работы в KFC и делятся разнообразной информацией: от сроков хранения готовых картошки-фри и сэндвичей до назначения тех или иных помещений в заведении.

Тренинг уже протестирован в Калининграде, Хабаровске, Астрахани и других городах, и предварительные результаты впечатляют: новые сотрудники смогли быстро и просто пройти обучение благодаря тому, что процесс их увлек и заинтересовал. Сейчас компания продолжает внедрение этого инструмента.

Параллельно с виртуальным туром компания стала тестировать технологию быстрого доступа к обучающему материалу. Для этого на элементах кухонного оборудования в KFC решили разместить QR-код, сканируя который сотрудник получает доступ к странице с информацией о его обслуживании и правилах использования.

Сегодня во всех тренингах, разработанных для ресторанов KFC, присутствуют элементы геймификации, и в будущем компания намерена расширять использование digital-технологий в процессе обучения, чтобы сделать его более эффективным. Это полностью отвечает потребностям молодого поколения и решает проблемы в коммуникации с ресторанами, работающими по франшизе.

Высокие амбиции для лидеров с большим сердцем

Согласно данным исследования Booz & Company, абсолютное большинство — 96% опрошенных — утверждают, что хотели бы определенного рода изменений в культуре своей организации. К сожалению, без эффективного менеджмента вероятность позитивных изменений мала.

В KFC для изменения и совершенствования корпоративной культуры используется международная программа HeartStyles. Программа представляет собой набор инструментов, измеряющих принципы и стратегии поведения: целеустремленность (личное развитие), любовь (развитие других), гордость (самопродвижение), страх (самозащита).

В дополнение к этим инструментам HeartStyles предоставляет тренинги и экспертизу для повышения нужных компетенций. Обучение основано на психологических и поведенческих исследованиях, оно хорошо структурировано и потому легкодоступно для понимания и применения.

По нашим наблюдениям, такой подход действительно работает, и те директора, профиль которых в HeartStyles получает высокие оценки, демонстрируют лучший бизнес-результат. Согласно результатам исследования, проведенного на глобальном уровне в компании KFC, эффективное лидерское поведение руководителя повышает уровень вовлеченности сотрудников на 63%, общая удовлетворенность гостей обслуживанием возрастает на 8% и продажи возрастают на 5%.

Прошедшие обучение приобретают нужные навыки и компетенции для ведения бизнеса с открытым сердцем: они легче справляются с волнением и страхом перед общением, неумением наладить отношения с коллегами, стрессом от амбициозных задач и вызовов. Проведение тренингов, в свою очередь, формирует культуру открытости среди сотрудников, которые начинают чувствовать себя частью большой и дружной команды, оставаясь при этом самими собой.

Опыт зарубежных компаний

Термин «геймификация» стал популярным с начала второго тысячелетия — первыми, конечно же, начали использовать игровые механики на Западе. Так, в Google c 2003 года проводят чемпионат Google Code Jam, благодаря которому корпорация выявляет самых перспективных сотрудников. А крупнейшая компания по производству ПО Microsoft выпустила игру Language Quality, в процессе которой команды из разных стран работали над локализацией переводов. По результатам кейса организаторы отметили огромный потенциал игр как способа решения проблем, с которыми трудно или невозможно справиться в рамках традиционных организаций и бизнес-процессов.

Компания Walmart начала использовать геймификацию для обеспечения безопасности пять тысяч сотрудников в восьми центрах дистрибуции. Благодаря использованию игровых механик Walmart в два раза улучшили ситуацию по количеству опасных инцидентов.

В сегменте HoReCa отличным примером можно назвать опыт отелей Marriott. Компания запустила игру для кандидатов My Marriott Hotel, в ходе которой претендент на должность сотрудника отеля виртуально выполняет классические обязанности менеджера кухни. Marriott — динамично развивающаяся компания, которая ежегодно принимает на работу огромное количество сотрудников. И использование виртуальной реальности для них — отличный способ сэкономить время для очных встреч с соискателями.

Горячие советы из HR-кухни KFC

  1. Выбирайте игровые механики, которые будут решать именно ваши задачи. Конечно, игры — это модно и интересно, но учитывайте, что приложения для персонала — дорогое удовольствие, кроме того, они требуют постоянных обновлений — а это снова траты.
  2. Следите за тем, чтобы сотрудники оперативно получали информацию о результатах игры: это позволит им не утратить интерес в процессе соревнования.
  3. Создавайте новые вызовы для лидеров в рамках игровой модели. Чтобы «отличники» не зазнались и не заскучали, предлагайте им новые цели. Поощряйте отстающих: виртуальный мир позволяет создавать бесчисленное количество различных бонусов.
  4. Не бойтесь новых технологий. HR-департамент скоро станет одним из самых инновационных отделов в компании. Читайте IT-новости, изучайте опыт коллег, экспериментируйте сами.
  5. Продолжайте работать над развитием корпоративной культуры организации – общечеловеческие ценности не изменились, и сотрудникам по-прежнему важно чувствовать свою принадлежность к команде, ощущать значимость своей работы, получать признание.


Материалы по теме:

Актуальные материалы — в Telegram-канале @Rusbase

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
AIOne
14 декабря 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase