Top.Mail.Ru
Колонки

Каким был бы мир, если бы все учились дизайн-мышлению

Колонки
Оксана Селендеева
Оксана Селендеева

Основатель школы программирования для детей CODDY

Виктория Кравченко

Чтобы сделать по-настоящему крутой проект, иногда нужно забыть о теории, выйти за рамки привычного взгляда, рвать шаблоны и установки. Именно такой подход называется дизайн-мышлением. Однако далеко не все знают, что это такое.

Основатель школы программирования для детей CODDY Оксана Селендеева рассказала о дизайн-мышлении и о том, как его самостоятельно освоить.

Каким был бы мир, если бы все учились дизайн-мышлению

Что такое дизайн-мышление

Любой сервис — это в первую очередь человеческое взаимодействие. Когда ты делаешь продукт для других людей, важно смотреть на мир их глазами. Дизайн-мышление — это способ создавать продукты не на основе сухой аналитики, а используя творческий подход и наблюдения за окружающим миром. Благодаря ему появляются действительно востребованные продукты и сервисы, которые приносят радость создателю и пользователям (и, разумеется, доход).

Часто люди зажаты в рамки, которые с самого детства им навязывают родители и общество. В результате рынок наполняется «бракованными» специалистами. Речь о сотрудниках, которые в отсутствие четкого ТЗ впадают в ступор, и предпринимателях, которые создают никому не нужные продукты.

Когда у создателей нет достаточного уровня эмпатии, бизнес теряет время и деньги. Многие компании вкладывают большие бюджеты в рекламу, которая не имеет эффекта. Потенциальный клиент видит баннер, переходит на сайт и... уходит. Часто так происходит, когда что-то на сайте не соответствует ожиданиям посетителя (или он не может найти кнопку заказа). Еще пример: если в кафе пекут вкусную пиццу, но курьеры хамят. Долго такая доставка не проживет. Дизайн-мышление позволяет выстроить сервис так, чтобы не терять клиентов ни на одном этапе.


Мир, в котором бы все учились дизайн-мышлению

О дизайн-мышлении никто не говорил до 2005 года. Люди, которые создают продукты и сервисы сейчас, никогда не учились такому подходу — или учились, но интуитивно. А он играет ключевую роль во всех «продуктовых» профессиях. Причем это касается не только IT-продуктов, но и всего остального: от упаковки сока до ракетостроения.

Компании, которые негласно используют дизайн-мышление сразу выделяются на рынке. Они не придумывают очередное решение для проблемы, которую все давно осознали, а сами наблюдают за окружающим миром и находят в нем уязвимости. Uber появился, потому что люди устали ловить попутки, размахивая рукой у дороги. Монетизировать собственное жилье и решать проблему ночлега для бюджетных туристов помог Airbnb (о дизайн-мышлении в их работе можно почитать вот здесь). На российском рынке тоже возникают такие сервисы: Qlean, Elementaree – c каждым годом их становится больше.

Если бы все на свете разрабатывали люди с дизайн-мышлением, то:

  • Не создавались бы продукты и сервисы, которые никому не нужны. Любую задумку можно проверить на самом раннем этапе. Верить в идею, конечно, важно, но также важно осознавать, для кого и для чего ты все это делаешь. 
  • У специалистов по клиентскому сервису было бы гораздо меньше работы. Когда производитель продукта или сервиса действует строго по методологии, не умеет или не хочет адаптироваться под меняющиеся условия и не прислушивается к клиентам, ему приходится работать с сотнями негативных отзывов. А ведь все могло бы быть иначе!
  • Не было бы бесконечных метаний между этапами работы, процессы были бы всегда отлажены. На каждом этапе было бы легко ответить на вопрос: «А не фигню ли я делаю?».

Что творят дети: гениальные решения давних проблем

Маленькие дети познают мир с нуля и составляют мнение о нем в соответствии с собственными впечатлениями. Но адаптация к общественной жизни загоняет их мышление в рамки. Однако сейчас у детей есть возможность посещать специальные курсы по развитию дизайн-мышления, на которых они забыват обо всех рамках и мыслят свободно.

Преподаватели задают направление для работы и форму реализации, а дальше дети сами выполняют задание так, как им кажется удобным. Нужно устанавливать некоторые ограничения для того, чтобы стимулировать фантазию и подстегнуть творчество. Все как в бизнесе, правда?

Как правило, малыши решают проектировать игры, а дети постарше — приложения или сайты, которые решали бы их проблемы. Готовый прототип можно нарисовать, склеить из бумаги, описать и презентовать любым способом.

Что получается?

Несмотря на возраст, у детей появляются такие гениальные в своей простоте идеи, что остается гадать, как ты не додумался до этого сам.

  • Один ученик придумал прототип приложения, с помощью которого можно измерять напряжение приборов, длину или ширину объекта — проще говоря, умный калькулятор в реальном времени.
  • Девочка спроектировала приложение, которое превзошло бы Яндекс.Пробки, Яндекс.Транспорт и Яндекс.Такси вместе взятые.
  • Еще один ученик решил проблему сестры: его сервис помогает быстро подобрать новую стрижку и наглядно показать ее парикмахеру.
  • На одном из занятий дети создали прототип будильника, который отслеживает пульс и в нужное время будит дуновением морского бриза. Тут же включается ароматерапия, можно выбрать самый любимый запах: от свежескошенной травы до домашних вафель. Будильник разговаривает с тобой, желает хорошего дня, а вечером напоминает, что пора спать.
  • В последнем выпуске ребята работали в группе и придумали комплексное приложение-ассистент для школьников: с обучением, проверкой домашних заданий и даже бонусной системой.

Пока прототипы остаются только прототипами (у преподавателей с детьми негласный NDA), но ученики прорабатывают свои потенциальные продукты и сервисы с таким вниманием, что, кажется, не пройдет и нескольких лет, как на рынке появится тот самый «идеальный будильник».


Как освоить дизайн-мышление самостоятельно

  1. Учитесь у детей. Многие из нас боролись против системы и мыслили нестандартно до тех пор, пока взрослая жизнь не вынудила влезть в рамки и мимикрировать ради выживания. Попытайтесь выпустить собственного внутреннего ребенка. В креативной профессии без него никуда.
  2. Постоянно задавайте себе и другим вопросы: «А почему именно так?» или «А что, если...?».
  3. Читайте книги. Рекомендую: для создания хороших продуктов – Виктор Папанек «Дизайн для реального мира», Чан Ким и Рене Моборн «Стратегия голубого океана», для разработки интерфейсов – Тим Браун «Дизайн-мышление в бизнесе» и Алан Купер «Об интерфейсе», для самоорганизации – Тим Огилви «Думай как дизайнер».
  4. Изучайте стэнфордские лекции о дизайн-мышлении.
  5. Развивайте в себе эмпатию — умение сопереживать другим. Для этого нужно много читать, смотреть фильмы и общайтесь с разными людьми. Чем больше их мнение отличается от вашего, тем больше шансов научиться настоящей эмпатии.

Думайте самостоятельно, принимайте нетривиальные решения, слушайте других, веселитесь – делайте крутые продукты и сервисы!


Материалы по теме:

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Добро и бизнес: как универсальный дизайн помогает завоевывать клиентов и делает комфортной жизнь людей с ОВЗ
  2. 2 Как управлять клиентским опытом в ритейле: разбираемся на примере «Дикси» и «Магнит у дома»
  3. 3 Какой корпоративный дизайн выбрать, чтобы подчеркнуть достижения компании: сквиркл-, гласс- или неоморфизм
  4. 4 Советы бизнесу: как сформулировать задачу для дизайнера, чтобы получить качественный результат
  5. 5 Как создать удобный и красивый интерфейс технологического продукта
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти