Top.Mail.Ru
Колонки

Минимальный жизнеспособный продукт (MVP): что это такое, зачем нужен и как правильно создать

Колонки
Роман Гнатко
Роман Гнатко

Коммерческий директор «Норбит»

Александр Сенников

Запуск нового продукта, по данным экспертов Deloitte, может уже за первый год увеличить выручку бизнеса на 25%. Важный нюанс — старт должен быть успешным. По статистике фиаско терпит более половины компаний. Основные причины неудач — отсутствие спроса, неподходящий момент для вывода ноу-хау на рынок и низкое качество товара или услуги. Занять свое место под солнцем и сэкономить бюджет поможет MVP. Роман Гнатко, коммерческий директор «Норбит» (входит в группу «Ланит»), расскажет, как именно. 

Минимальный жизнеспособный продукт (MVP): что это такое, зачем нужен и как правильно создать
  1. Колонки

 

Что такое MVP

MVP (Minimum Viable Product, минимальный жизнеспособный продукт) — это максимально простая версия продукта, его первая итерация. Она включает в себя ровно столько функций (или даже одну), сколько нужно, чтобы удовлетворить спрос первых клиентов или решить какую-то задачу, а также собрать детальную обратную связь для будущей доработки. Несмотря на то, что это самая упрощенная версия продукта — все, что в него закладывается на этом этапе, должно работать как следует. 

Простой пример: есть бизнес-идея — открыть лавку крафтового лимонада. Для того, чтобы понять будет ли кто-то его покупать, организуем самую простую торговую точку. Поставим столик во дворе с картонной табличкой, на которой напишем «крафтовый лимонад». Это будет MVP, ведь мы не предлагаем десятки вариантов вкусов, не открываем сразу несколько магазинов в центре города, не запускаем рекламу у топовых блогеров.

 

Чем MVP полезен для бизнеса

Это возможность быстро проверить гипотезу максимально экономичным способом, тратя минимум ресурсов и без особых рисков для бизнеса. Тестирование предположений на ранних стадиях убережет от дорогостоящих ошибок в дальнейшем, а сбор отзывов поможет лучше понять клиентов и планировать дорожную карту продукта, уже основываясь на данных и фактах. Благодаря развитию информационных технологий подобные пробы пера стали доступны широкому кругу компаний. 

Запуск MVP обходится дешевле реализации полноценного проекта на 30-40%, а вывести его на рынок можно в десятки раз быстрее. Time2market для бизнеса – основополагающее конкурентное преимущество. Если вы долго создавали сервис – смиритесь, что его уже запустили другие и заработали на этом. Много успешных кейсов было во время пандемии, когда компании мгновенно реагировали на изменения.

Все сервисы и компании, связанные с релокацией, на одной карте

Так, мобильное приложение «ВкусВилл» с доставкой продуктов на дом (для которой как раз и делали минимальный продукт), обеспечило сети в 2020 году первое место рейтинга по количеству выполненных интернет-заказов, а еще позволило закрепиться в пятерке крупнейших онлайн-продавцов еды в стране по обороту.

 

Для чего нужен MVP

Выпуск MVP может в короткие сроки решить сразу несколько задач: 

  • Подтвердить или опровергнуть бизнес-идею или концепцию с минимальными вложениями.
  • Протестировать продукт с помощью реальных пользователей, собрать отзывы и приоритизировать функционал. В условиях ограниченных ресурсов стоит сосредоточиться только на том, что приносит существенную пользу.
  • Доработать концепцию по озвученным пользователями замечаниям.

 

MVP продукта активно используют компании из всех отраслей, находящиеся на разных этапах цифровой зрелости: и стартапы, и крупные корпорации. Отличаются только задачи. Для стартапов приоритетнее проверить товар или услугу на выживаемость в реальных рыночных условиях и привлечь инвестиции. Большие компании, к примеру, могут с помощью выпуска MVP автоматизировать какой-то элемент разветвленного IT-ландшафта перед тем, как цифровизовать большой процесс целиком.

 

Виды MVP

Существуют два вида MVP. Их отличает степень проработки. 

MVP низкой точности — простейшая версия, созданная для тестирования одной идеи. Это может быть MVP лендинга, подтверждающий интерес к продукту или услуге с помощью простой и визуально привлекательной целевой страницы. Или MVP маркетинговой кампании, проверяющий потребительский спрос перед инвестициями в полномасштабную разработку. 

MVP высокой точности имитируют реальный опыт работы пользователя с продуктом. И тут есть несколько вариантов:

  • Предзаказ — клиенты оформляют предварительный заказ еще до того, как продукт или услуга будут полностью разработаны и выпущены. Pebble (пионер в производстве умных часов) таким образом собрал более 10 миллионов долларов еще до выхода своих умных часов.
  • Частичный MVP — создание и запуск продукта или услуги поэтапно, каждая часть тестируется отдельно для проверки ценностного предложения и сбора отзывов, при этом используются уже имеющиеся ресурсы или инструменты. Культовая история – Foursquare (популярная социальная сеть с функцией геопозиционирования). Первоначально пользователи могли отмечаться в разных местах с помощью приложения, зарабатывая баллы и значки за свои активности. А затем возможности стали расширять, добавили рекомендации, путеводители и советы.
  • Консьерж — каждая функция сервиса или продукта выполняется вручную человеком, никакой софт для этого не создается. Ее использовали основатели Airbnb, которые сами предлагали на первых парах надувные матрасы и место в своей гостиной потенциальным клиентам.
  • «Волшебник страны Оз» — аналогичен предыдущему варианту, но пользователь думает, что все автоматизировано. Вспомните сказку Баума, когда с помощью кукол, управляемых «Великим и Ужасным», создавалось впечатление волшебства и все в него верили. Например, создатель популярного сервиса коллективных скидок Groupon сначала вручную рассылал купоны покупателям по e-mail.

 

Как создать MVP

Какие шаги нужно пройти, чтобы получить в итоге именно тот эффект, который ожидает бизнес? 

  • Исследование рынка и генерация идей. Изучаем целевую аудиторию, выявляем ее болевые точки, а также исследуем имеющиеся продукты конкурентов, их достоинства и недостатки.
  • Идентификация ценностей. Определяем уникальное преимущество продукта — то, что принесет в перспективе максимальную пользу. 
  • Прототип. Начинаем с прототипа, условного каркаса, чтобы на первом этапе просто визуализировать идею для лучшего понимания. Тут пригодятся инструменты вроде Figma, с помощью графического редактора можно на первом этапе просто нарисовать макет всей функциональности.
  • Разработка. Определяемся с технологическим стеком, не забывая о том, что нам потребуется быстро вносить изменения по итогам сбора обратной связи и в перспективе масштабировать MVP проекта. Лучше выбирать low-code или no-code. Самый популярный фреймворк — React.
  • Запуск, тестирование и устранение ошибок. Первоначально используем продукт только внутри команды, чтобы проверить MVP до того, как он попадет к пользователям или заказчику.
  • Отзывы и доработка. Собираем обратную связь, в том числе проводим интервью и опросы (качественная обратная связь), а также готовим аналитику о пользовательском поведении (количественная обратная связь). Эти данные помогут принять решение о том, какие функции стоит развивать, а какие отбросить, что нужно изменить и т.д.

 

Разница между MVP и PoC

Часто в контексте создания новых продуктов вместе с MVP появляется еще один термин — PoC (Proof of Concept, подтверждение правильности концепции). Однако они вовсе не равнозначны, PoC может как существовать независимо, так и быть одной из стадий создания MVP. 

PoC стартует еще до найма полной команды или привлечения каких-либо инвестиций. Это план «на бумаге», презентация, которая описывает объем проекта, критерии успеха, анализ рисков, оценку затрат и технической реализуемости. PoC помогает определиться, имеет ли идея продукта или услуги потенциал для создания коммерческой ценности, заработаете ли вы на ней. 

 

Ошибки при создании MVP

Даже самые гениальные идеи не всегда приводят своих создателей к успеху. Типичные проблемы, которые станут препятствием на пути к желаемому результату:

  • поверхностное исследование рынка: приведет к ошибкам в выборе функционала, аудитории для сбора отзывов, целевом рынке;
  • излишний перфекционизм: грозит перерасходом бюджета уже на начальном этапе; 
  • безразличие к обратной связи: приведет к созданию продукта, на который не будет спроса;
  • отсутствие показателей успеха: без четких метрик сложно оценить эффекты, которые получит бизнес от MVP.
Фото на обложке: Getty Images // Andrii Zastrozhnov

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти

ВОЗМОЖНОСТИ

03 декабря 2024

03 декабря 2024

04 декабря 2024