Top.Mail.Ru
Колонки

Куда идти EdTech-проекту: топ-5 азиатских стран

Колонки
Мария Аксенова
Мария Аксенова

Генеральный директор акселератора Фонда Первопечатника Ивана Федорова, президент Ассоциации экспортеров образования

Дарья Мызникова

Cогласно исследованию российского рынка онлайн-образования EdMarket.Digital, мировой рынок в этой сфере продолжает развиваться, а в ближайшие 5-7 лет прирост составит 7-10%, обещая к 2023 году достичь $282,62 млрд. 

Сейчас на рынке EdTech динамичнее всего развивается Азиатско-Тихоокеанский регион. Он растет в два раза быстрее мирового, ежегодный прирост — почти 20%. Помимо очевидного Китая, привлекательными странами для экспорта EdTech являются Индия, Вьетнам, Индонезия и Малайзия.

Мария Аксенова, генеральный директор акселератора Фонда Первопечатника Ивана Федорова, президент Ассоциации экспортеров образования, рассказывает, почему именно эти страны интересны для EdTech.

Куда идти EdTech-проекту: топ-5 азиатских стран

В последние годы мы наблюдаем перераспределение долей мирового рынка EdTech между частями света. Североамериканский рынок, наиболее зрелый в мире, похоже, достиг насыщения и, согласно исследованию, замедлил темпы роста до 5% в год. Его доля на мировой арене постепенно уменьшается. Если в 2016 году она составляла 50–55%, то в 2018 — всего 40%.

Доля стран Азиатско-Тихоокеанского региона, напротив, выросла с 24% в 2016 году до 55% в 2019 году. Именно этот регион будет в приоритете EdTech компаний в следующем десятилетии. 

Критерии выбора рынков

Помимо динамичного роста рынка EdTech, общей характеристики для всех стран Азиатско-тихоокеанского региона, я выделяю еще пять критериев, которые определяют привлекательность национальных рынков. 

  1. В приоритете страны, которые входят в группу Next Eleven (N11). Национальные экономики этих государств с высокой вероятностью превратятся в крупнейшие локомотивы международной системы экономических отношений. 
  2. Предпочтение отдаем странам с большой численностью населения, поскольку это позволит наращивать объем бизнеса
  3. Население стран должно ценить само образование, но и уважать российское. В странах бывшего советского блока к российскому образованию относятся положительно. 
  4. Крайне важны международные центры технического сотрудничества или совместные проекты с «Росатомом», который заинтересован в подготовке квалифицированных кадров для себя.
  5. Налаженные связи с властями, университетами, деловыми и финансовыми партнерами облегчают выход на иностранный рынок.

Приоритетные национальные рынки

Проанализировав многолетний опыт экспорта образовательных проектов нашей команды, кейсы уже работающих за рубежом российских EdTech-проектов и вышеназванные критерии, могу рекомендовать следующие страны как приоритетные для экспорта образовательных программ. 

Индия

Население: 1,3 млрд человек

Средний возраст: 26,7 

RB.RU организует встречу проекта Founders’ Mondays для начинающих и опытных предпринимателей. Дважды в месяц по понедельникам.

ВВП: $2875 млрд 

ВВП на душу населения: $2169


Годовой темп роста ВВП: +3,1%. Это вторая по численности населения страна в мире (18% от населения Земли). Рынок образования динамично развивается. Система высшего образования — одна из крупнейших в мире, с преобладанием частного сектора. В стране высокий спрос на квалифицированные кадры и онлайн-образование. Развитый IT-сектор и английский язык, хотя для локализации продукта может потребоваться перевод на хинди и другие языки полуострова Индостан.

Индия — партнер «Росатома». Для обеспечения реализации его проектов Ассоциация экспорта технологического суверенитета (АЭТС) создает систему ранней подготовки и профориентации школьников средних и старших классов. В Индии есть Ассоциация «Руссофт», у которой есть налаженные связи с местными деловыми партнерами. Действует Российско-индийский научно-технологический центр. 

В стране работают акселераторы, развита культура проведения образовательных выставок. В 2019 году инициировано создание российско-индийской группы по вопросам образования. Власти и местные бизнес-партнеры готовы к сотрудничеству. 

Вьетнам

Численность населения: 99 млн человек

Средний возраст: 30,4

ВВП: $262 млрд

ВВП на душу населения: $2082

Годовой темп роста ВВП: 0,36%


Вьетнам — второй по динамике развития рынок в ЮВА. Государство входит в группу Next Eleven. 90% экономики Вьетнама — малый и средний бизнес. Хорошая среда для стартапов, существует много свободных ниш.

В стране стабильно растет доля среднего класса. Значительная часть населения занята в IT. Бурно растет число пользователей интернета. Во Вьетнаме присутствует «Росатом», заинтересованный в продвижении образовательных проектов.

В партнерстве с Национальным университетом Вьетнама в Ханое при поддержке Минкомсвязи России и Дальневосточного федерального университета ведется работа по созданию «Российско-Вьетнамского Центра технологий». Международные проекты «Россия-Вьетнам: новая экономика» и «Высокие технологии России: стратегия развития и экспортный потенциал» присутствовали на «Expo Russia-Vietnam 2019».

photo

Shutterstock/06photo

Индонезия

Население: 275 млн человек

Средний возраст: 28

ВВП: $1119 млрд

ВВП на душу населения: $4451 

Годовой темп роста ВВП: +2,97%

Индонезия стратегически важна для российской внешнеэкономической политики. Она входит в Next 11 и занимает пятое место в мире по численности трудоспособного населения (116 млн человек). Преобладание среднего класса (64%) характеризует население страны как платежеспособное. 

В Индонезии мало качественных стартапов и дефицит местных предпринимателей. Тут благоприятные условия для иностранного бизнеса. 

Говоря об интересу к образованию и техническому развитию, отмечу несколько положительных моментов: интерес «Росатома» к продвижению образовательных проектов, наличие и высокое качество образования технологических университетов, создание Российско-Индонезийского центра высоких технологий. Регулярно проходит Российско-Индонезийский бизнес-форум. 

Малайзия

Население: 33 млн человек

Средний возраст: 27,7

ВВП: $365 млрд

ВВП на душу населения: $12 478

Годовой темп прироста ВВП: +0,7%

Малайзия интересна в качестве стартовой точки для выхода на рынки стран Юго-Восточной Азии. Здесь высокий спрос молодежи на высшее образование (сейчас оно есть у 24% граждан). Радует объем потенциального рынка для экспорта образования.

В Малайзии развитая инфраструктура, налоговые льготы для IT-проектов и высокий уровень благосостояния нации. Тут самый высокий показатель ВВП на душу населения из стран нашего топа. 

Есть интерес к совместным проектам крупнейшей малайзийской компании в сфере зеленой энергетики и умного города, партнерство с крупнейшим технологическим университетом и высокая готовность Российско-малайзийского центра высоких технологий.

Китай

Население: 1,4 млрд человек

Средний возраст: 37 

ВВП: $14,3 трлн

ВВП на душу населения: $8254

Годовой темп роста ВВП: +3,2%

Китай — безусловный лидер азиатского EdTech, поэтому стоит особняком в нашем анализе. Популярны программы обязательного и дополнительного школьного образования и обучения английскому.

Бурный рост китайского EdTech начался шесть лет назад, а в 2019 году, по подсчетам Агентства инноваций Москвы на основе данных Crunchbase, китайские образовательные стартапы привлекли более 40% от мирового объема венчурных инвестиций в EdTech. В том же 2019 году доля китайских компаний среди EdTech-стартапов с наиболее высокой капитализацией доля китайских компаний достигла 80%. 

Выход на китайский рынок будет нелегким из-за его насыщенности и высокого уровня конкуренции, именно поэтому я поставила его в конце списка. 

Tsinghua UniversityTsinghua University. Shutterstock/Xiaojiao Wang

С чего начать экспортную экспансию

Каждый EdTech-продукт уникален, поэтому путь выхода на иностранные рынки будет индивидуален. Создать шаблонные инструкции, которые подойдут любой компании, просто невозможно. Однако можно дать общие рекомендации и показать траекторию первых шагов.  

Стартапам изначально стоит настроиться на локализацию продукта: создание экспортного бренда, перевод продукта на английский или местный язык, техническую и методологическую адаптацию, поднастройку целевой аудитории.

Возможно, потребуется изменить бизнес-модель. Подчеркну, что мы не говорим о создании совершенно нового продукта или начала работы с аудиторией, принципиально отличающейся от привычных клиентов на родном рынке — это слишком дорого и рискованно. 

Очевидный первый шаг — глубокое изучение национальных рынков из нашего шорт-листа на предмет конкурентного анализа, среднего чека, культурных особенностей и наличия местного партнера. Объясню, почему последний критерий очень важен при выборе страны. 

Во-первых, выход на международный рынок через создание совместного предприятия быстрее и экономичнее. Во-вторых, такой подход сокращает риски: местный партнер отвечает за знание локального законодательства и правоприменительной практики, культуры ведения бизнеса, психологии местного потребителя. Объединение сильных сторон партнеров — это стратегия win-win: одна сторона может обеспечить технологии, методологию, контент, вторая сторона — привнести глубокую экспертизу местного рынка и аудиторию. 

Я рекомендую стартапам в начале экспортного пути привлекать экспертов. Самостоятельный выход на международные рынки возможен, но долог и трудоемок в части тестирования продукта и поиска надежного контрагента, который будет выполнять договоренности. 

Последнее время вижу достойные российские EdTech стартапы, у которых есть потенциал стать успешными за рубежом. Надеюсь, скоро они дадут нам повод гордиться успехами российского образования на мировой арене. 

Фото на обложке: Shutterstock/Lukiyanova Natalia frenta

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Мыслить смелее и проверять гипотезы»: как построить экосистему EdTech-проектов
  2. 2 Куда пойти, если вы хотите запустить бизнес в Китае
  3. 3 Как россияне строят ИТ-бизнес в Азии
DION
Что ждет рынок корпоративных коммуникаций в 2024 году?
Подробнее