Павел пошел учиться на программиста случайно. Но с выбором не ошибся и теперь занимается в Гомельском техническом университете исследованиями машинного обучения и компьютерного зрения. Он выиграл научную премию имени Ильи Сегаловича (ее вручают студентам, аспирантам и научным руководителям за достижения в компьютерных науках – прим. Rusbase) и проходит стажировку в «Яндексе» в Минске. Павел рассказал, почему пошел в науку и чем его увлекает программирование.
Как я стал программистом
В детстве я мечтал стать кем угодно, начиная с оператора башенного крана, заканчивая фантастическими профессиями вроде директора Беловежской пущи. Но больше всего я мечтал стать военным и даже поступал в Новосибирск на факультет специальной разведки: готовился, тренировался, но не попал только потому, что мне не хватило пять сантиметров роста до установленной законодательством нормы.
Так судьба привела меня в программирование.Специальность я выбирал по красивому названию: в школе никогда не занимался этим серьезно. К науке меня подтолкнуло желание решать сложные задачи.
Мне хотелось заниматься чем-то интересным, а не просто писать веб-сайты или какие-то компьютерные настольные приложения.
Я помогаю диагностировать болезни растений
В университете и на стажировке я работаю над несколькими проектами. Основной — реконструкция траекторий элементарных частиц с помощью машинного обучения. Физики сталкивают между собой элементарные частицы, чтобы исследовать их структуру и физические свойства. Когда частицы сталкиваются, специальные детекторы регистрируют их точки пересечения с элементами детектора. Наша задача – восстановить исходные траектории полета частиц.
Проведу аналогию. Возьмем несколько листов бумаги, поставим их один за другим параллельно и проткнем проволокой в разных направлениях, имитируя траектории пролета частиц. Когда мы высунем проволоку, на каждом из листов будет несколько отверстий. Наша задача – по этим отверстиям определить траектории. Но все усугубляется большим количеством шумов — ложными точками. Как если бы кто-то проткнул проволокой лист и в другом месте тоже появилась бы точка, только непонятно откуда. И таких точек в детекторе тысячи, иногда сотни тысяч.
Поэтому мы пробуем использовать методы машинного обучения для того, чтобы восстанавливать траектории. Результаты этого исследования смогут применяться на всех установках и детекторах. Моя главная цель – удачно его завершить и защитить кандидатскую диссертацию.
Второй проект – распознавание болезней растений. Надо придумать систему, позволяющую фермерам и простым садоводам отправлять фотографии заболевших растений, узнавать болезнь и возможные пути решения проблемы. Мы уже создали мобильное приложение и сайт. Все активно развивается, так что посмотрим, что из этого выйдет.
Третьим проектом я сейчас занимаюсь на стажировке в «Яндексе»: исследую, как развить распознавание речи, чтобы «Алиса» лучше нас понимала. Я попал в очень крутую команду профессионалов и учусь, работая здесь.
Что значит быть ученым
Людям, далеким от науки, часто кажется, что ученые — суперлюди, интеллектуалы, способные придумать что угодно. А когда приходишь в науку, понимаешь, что на самом деле это обычные люди. Умные, талантливые, но с такими же проблемами и желаниями, как у всех.
Понятное дело, что ученый должен обладать интеллектом и трудолюбием. Но есть еще важное и не всем очевидное качество — красноречие. Важно уметь объяснить другим людям, чем ты занимаешься. Много ученых пишут великолепные программы, но не могут рассказать о проделанной работе. Они говорят на языке формул, а просто объяснить не могут.
Например, ученые изобретают новую технологию в сфере машинного обучения. Журналисты пытаются разобраться в ней. Но ученые не объяснили, как она работает, так что журналисты пишут кликбейтные заголовки с фантастическими высказываниями: что Терминатор уже изобретен, апокалипсис близко, машины заберут ваши профессии и т.д.
Люди читают это и формируют неправильное мнение о том, как развиваются разные технологические сферы.
Как ученому развиваться
Один из главных плюсов любой конференции, хакатона и похожих мероприятий — общение. Благодаря премии имени Ильи Сегаловича я познакомился со множеством интересных людей – другими победителями. Мы обмениваемся знаниями, делимся опытом. Это помогает развитию науки. Если постоянно вариться в своем соку, никуда не выезжать, ни с кем не общаться, ни с кем не делиться результатами исследований, ничего не получится.
Еще очень важно найти человека, который будет думать не о деньгах и своем статусе, а о том, как развивать своего студента. О том, как ему защититься, в каких конкурсах поучаствовать, на какие гранты подать заявки, как поехать на конференцию. Мне с моим научным руководителем очень повезло.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Выбор системы налогообложения»
- 1 «Я набрал долгов у друзей, родственников и дураков». Как студент запустил онлайн-курсы для будущих экономистов
- 2 «Самое главное в хакатонах – знакомства». Как работать дизайнером продукта без образования
- 3 «Школьники работают наравне с учеными». Как устроена Школа молекулярной и теоретической биологии
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025