Колонки

«Я набрал долгов у друзей, родственников и дураков». Как студент запустил онлайн-курсы для будущих экономистов

Колонки
Лев Зорин
Лев Зорин

Основатель онлайн-курсов «Экономический олимп»

Анна Меликян

В Ижевске олимпиадное движение развито не так хорошо, как в Москве. Но когда я учился в школе, понимал, что поступить в хороший российских вуз легче, выиграв олимпиаду. Я ходил на занятия к репетитору, ездил в разные выездные школы в Москву – на все это моя семья потратила сотни тысяч рублей за полтора года подготовки. В 11 классе, к счастью, стал призером заключительного этапа Всероссийской Олимпиады Школьников по экономике и поступил на одну из самых сильных программ по экономике в России — совместный бакалавриат ВШЭ и РЭШ. 

«Я набрал долгов у друзей, родственников и дураков». Как студент запустил онлайн-курсы для будущих экономистов

Как появился курс

Уже в вузе мне пришла идея создать онлайн-курс по экономике, чтобы у каждого школьника из любого региона была возможность подготовиться к любым олимпиадам. Так появился «Экономический олимп».   

На первом курсе я решил, что буду репетиторствовать и работать учителем экономики в московской школе. Есть организация АПО (Ассоциация Победителей Олимпиад), куда берут работать призеров и победителей олимпиад после дополнительного конкурсного отбора и собеседования. В АПО есть программа, по которой бывшие призеры и победители олимпиад преподают в школах Москвы предмет, по которому победили. Так работал и я. Четыре из пяти моих учеников поступили в Лицей НИУ ВШЭ.

Затем я попал на работу в выездную школу по экономике, где две недели работал на зимней смене и влился в коллектив топ-преподавателей экономики России. Тогда и появилась идея «Экономического олимпа». Неделю обдумывал это решение, позже встретился с нашим старшим преподавателем Антоном Случом, который в то время был моим начальником по выездным школам. Он убедил меня заниматься этим проектом.

«Экономический олимп»  

Курсы построены следующим образом. Слушатели смотрят записанные лекции и подборки, решают задания, фотографируют на телефон и присылают нам. Наши сотрудники проверяют и отправляют индивидуальный комментарий по каждой задаче. 

Роботы-хирурги, печать органов, «умный» пластырь. Кейсы о цифровой медицине.

Лекции проводят ведущие преподаватели экономики в России, в том числе преподаватели 57 школы Москвы, Лицея Высшей Школы Экономики, методисты-кураторы экономики департамента образования Московской Области, старший преподаватель НИУ ВШЭ. Задания проверяют студенты, которые были призерами заключительного этапа ВОШ. Чаще всего эти ребята когда-то учились у нас. «Тусовка» экономистов очень небольшая, мы все друг друга знаем.

Всего у нас восемь грейдеров (проверяющих) и больше 13 преподавателей, которые читают лекции.

Есть три курса: основной, микроэкономика, макроэкономика, которые идут весь год. Плюс один интенсивный курс к заключительному этапу ВОШ. Все курсы, кроме макроэкономики, идут месяц, содержат восемь тем. Макро длится полтора месяца, в ней шесть тем. В каждой есть набор лекций с теорией, семинар, на котором ученики решают задания без проверки, а затем преподаватель разбирает их на видео, а также тесты на эту тему и задания, которые ребята присылают нам на проверку. После каждой темы есть ролик, в котором разбираются самые сложные задачи из домашнего задания. 

Как запустить курсы по экономике

Структура нашего бизнеса такая: мы сначала очень серьезно вкладываемся в запись лекций, а затем весь учебный год их окупаем, чуть-чуть корректируя программу. Не могу раскрыть данные по стоимости одной лекции, но все курсы мы записали за неприличную семизначную сумму.

Первый пилотный курс мы делали на мои сбережения от работы репетитором и в школе, но большую часть всем я обещал заплатить, когда пойдут продажи.

Когда делали большие курсы, ходили по конференциям, просили денег.

Нашли несколько инвесторов и фонд, готовый с нами работать, но они в лучшем случае просили 25% от бизнеса, а не процент от изначальной суммы. Мы отказали.

Так что я набрал долгов у друзей, родственников и дураков (FFF).  

Трудности и результаты

Мы запустили пилотный курс и поняли, что спрос действительно есть. Тогда мы решили сделать масштабные курсы: в лучших студиях, с лучшими преподавателями. Не могу сказать, что это правильный подход: он лишает нас свободы действий, мы привязаны к записанным лекциям и испытываем финансовые трудности. 

Теперь стараемся не допускать необдуманных вложений и снимать курсы постепенно. Сначала запускать маленький курс, и если он успешен, то делать чуть побольше. 

Другой проблемой стала моя уверенность на первых этапах в том, что мы будем классно привлекать ребят «с улицы», которые не имеют отношения к олимпиадам. Оказалось, практически невозможно продать подготовку к олимпиадам по экономике человеку, который о них не слышал. 

Обычные онлайн-курсы тратят на привлечение одного школьника на занятия по подготовке к ЕГЭ 2 тысячи рублей. При этом у них на один этап воронки меньше, так как люди по умолчанию хотят писать этот экзамен, их не надо убеждать. А вот убедить писать олимпиаду обычного школьника сложно. Даже при конверсии в 10% стоимость привлечения составляет 20 тысяч рублей на пользователя, что неподъемно для такого бизнеса.

Еще была гипотеза, что решение о покупке принимает не ученик, а родитель, и убеждать, то есть давать рекламу, надо именно его. Оказалось, что в случае с олимпиадами ученики сами принимают решение и просят купить родителей курсы.

Теперь мы ориентируемся на ребят, которые уже занимаются экономикой или хотя бы знают, что это. Есть другие аудитории: например школьники-математики, которые хотят выиграть еще и олимпиады по экономике.

Также мы взаимодействуем с разными выездными школами, куда ездит до 500 человек, стараемся быть на слуху в «тусовке». Очень много контента в группе «ВКонтакте», экономический справочник на нашем сайте, различные акции, много директа и таргета. 

На заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экономике больше четверти призеров – наши ученики. 36 человек – это больше, чем у выездных или онлайн-школ при больших университетах вместе взятых.

Есть ребята, которые занимались только у нас. Все они поступили в вузы, о которых мечтали.

Мы уже очень хорошо оперируем на этом рынке, осталось лишь сгладить углы. Сейчас мы смотрим в сторону других предметов. В ближайших планах – запуск курса по обществознанию и праву.

Фото на обложке: Shutterstock

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Пока другие студенты учились писать код, я с легкостью сдавала зачеты». Зачем идти на IT-курсы для школьников при вузах
  2. 2 «Я два года подряд не могу выиграть Всероссийскую олимпиаду школьников по литературе». Советы по подготовке от проигравшего
  3. 3 «Я поставил себе цель “затащить” десяток олимпиад». Гайд по олимпиадам для школьников