Top.Mail.Ru
Колонки

«Я два года подряд не могу выиграть Всероссийскую олимпиаду школьников по литературе». Советы по подготовке от проигравшего

Колонки
Серафима Михайлова
Серафима Михайлова

Ученица 11 класса Гимназии 406

Анна Меликян

Ты уже читал кучу историй успеха от тех, кто сдал экзамены на высший балл и поступил в крутой университет. Логично, что надо брать пример с победителей. Но если посмотреть на всю массу школьников, то единицы поступают на бюджет и выигрывают олимпиады. 

О пути к цели судят по победившим, о них есть много информации, а о проигравших ничего неизвестно. Это называют «ошибкой выжившего». Но и у тех, кто не добился своего, есть чему поучиться! Для подготовки к олимпиадам или экзаменам предлагаю посмотреть на вопрос с точки зрения не только победителя, но и проигравшего – то есть моей.

«Я два года подряд не могу выиграть Всероссийскую олимпиаду школьников по литературе». Советы по подготовке от проигравшего

Советы от проигравшего 

Я два года подряд не могу выиграть Всероссийскую олимпиаду школьников по литературе. Девятый и десятый классы, подготовка, анализы произведений, затмение рассудка на четыре часа олимпиадного тура — 40 баллов, нижняя часть таблицы, слезы, прощай, нервы и сон. После осознания результатов я приходила в себя неделю. С того момента прошло семь месяцев, и я решила – буду пытаться снова. 

Справиться с проигрышем

Сложно признать, но поражение — это не конец жизни, и можно пробовать снова. Но сначала нужно время, чтобы просто осознать и принять, справиться со стрессом. Причем советы вроде «это был бесценный опыт» могут раздражать. Для меня лучшим решением было побыть наедине с собой.

«Я ничего не знаю, у меня ничего не получится» — это нормальные мысли, но хорошо бы вместо них спросить себя: «Я не знаю это и это – как мне решить проблему?». Пробелы в знаниях не делают нас хуже, надо научиться не паниковать, а понимать причину и решать проблемы по мере их поступления. 

Побеждают не умом, а дисциплиной 

Я не умная, без особенных талантов: сначала просто любила читать, а потом решила участвовать в олимпиаде. Важно желание, понимание, зачем тебе это надо, и сила воли, чтобы работать над собой минимум два часа каждый день. Регулярность — это лучшее, что можно сделать при подготовке. Нужно постоянно держать себя в тонусе. 

Советы от «выжившего»  


Что к этому может добавить «выживший»? В этом году Богдан Чечин выпустился из Президентского физико-математического лицея 239 Санкт-Петербурга — «инкубатора» для умных школьников, в который Богдан попал благодаря упорной работе. Было лето, когда на учебу уходило от 4 до 8 часов в день. Он поделился советами, которые помогли ему стать призером заключительного этапа международного турнира городов по математике, призером Санкт-Петербургской математической олимпиады и победителем московской математической регаты.

Не ботай 24/7

Как бы это странно ни звучало, занимаясь меньше, ты можешь освоить больше. Занимаясь круглые сутки, ты не будешь успевать отдыхать и усваивать информацию. Пойми, сколько комфортно работать именно тебе.

Занимайся системно

Если ты решил начать заниматься, не стоит сразу же бросаться на задания. Нужно определить цель, понять, что может стать препятствием (к примеру, сложности с той или иной темой), устранять эти препятствия от больших к малым. Лучше потратить лишний час или даже день на то, чтобы понять, что именно важно сделать, чем потратить кучу времени впустую. 

Решай сложные задания

Здорово, когда у тебя все получается быстро и правильно, но решая простые задачи, ты рискуешь топтаться на месте. Выбирай такие задания, которые ты решаешь с трудом, постепенно повышай планку. Но не забывай о существовании простых! Их можно использовать для разминки.

Не стесняйся просить помощи

Скорее всего, с большей частью проблем, с которыми ты сталкиваешься, имел дело кто-то из окружающих. Если что-то не получается, попроси помощи у опытных знакомых. Можно попробовать найти человека, с которым будешь ботать. Это также даст необходимую мотивацию.

Грамотно используй решения

Попытайтесь сдержать желание прочитать решение задачи после 30 минут раздумий. Это принесет куда меньшую пользу, чем решение задачи от и до, даже если учитывать разницу во времени. Если ты все-таки решил посмотреть ответ — не читай решение целиком. Уловил начало — попытайся теперь решить задачу.

Фото на обложке: Unsplashed

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Занятия начинаются с медитации». Как устроена учеба в летней бизнес-школе Колумбийского университета
  2. 2 «Я поставил себе цель “затащить” десяток олимпиад». Гайд по олимпиадам для школьников
  3. 3 Обратный тайм-менеджмент: управляй собой, а не временем