Top.Mail.Ru
Колонки

Обратный тайм-менеджмент: управляй собой, а не временем

Колонки
Серафима Михайлова
Серафима Михайлова

Ученица 11 класса Гимназии 406

Анна Меликян

Если много учиться и работать, то обязательно будет нужный результат. Для этого придется ежедневно просыпаться в 5:30 утра, садиться за книжки и курсы, расписывать дела по часам. Но всегда ли нужно «пахать», чтобы добиться цели? Мы собрали несколько полезных техник, которые помогут распределить время так, чтобы все успеть и не сойти с ума. 

Обратный тайм-менеджмент: управляй собой, а не временем

Пришел, определил 20%, победил: принцип Парето

В конце 19 века экономист Вильфредо Парето анализировал доход в итальянских домохозяйствах. Оказалось, что 20% семей обладают 80% средств. Через почти полвека другой исследователь, Джозеф Джуран, сослался на закономерность Парето в своем справочнике по качеству.  это открытие для формулировки закона в честь Парето: «20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20% результата».

Если ты читаешь статью по саморазвитию 20% времени и используешь даже один совет из нее для изменения своей жизни, то пользы от этого – 80%. Если ты, наоборот, бóльшую часть времени читаешь кучу книг, но никак новые знание не используешь, то результат получается около 20%.

Так же и с отдыхом. Можно выйти на улицу на полчаса, чтобы проветриться, потратить на это 20% времени, после которых организм приходит в себя и готов работать. Если не делать перерывов, то продуктивность, несмотря на 80% усилий, рискует упасть до 20%.

В общении и в выборе друзей тоже можно руководствоваться этим принципом. Посмотри, много ли в твоем окружении людей, после общения с которыми хочется работать, творить, развиваться. Дает ли 20% общения 80% результата? Или проведя полдня с человеком ты выжат, как лимон?

Если ты в личностном кризисе, принцип Парето может помочь. Ходить на все курсы подряд — вагон потраченного времени и 20% пользы. Можно зайти с другой стороны:

  • Проанализируй предпочтения на уровнях «гуманитарий — технарь», «это нравится, а от этого воротит» – откинется уже половина ненужного. 
  • Составь список примерных идеальных мест работы/профессий/навыков. Картинка того, каким вы хотите быть.
  • Наложи под картинку шаблон: «Если я сделаю …, то получу …». 

Итого 20% усилий сэкономит силы и уменьшит вероятность провала.

Работать меньше – это не халява и не безделье. Найти свои 20% — значит определить сильные стороны, от которых больше отдачи и эффективности.

Когда я готовилась к Всероссийской олимпиаде школьников по литературе в прошлом году, у меня в голове была каша! Нужно было очень больно ушибиться, чтобы понять всю важность системной подготовки. Сейчас мое «Пойду сегодня почитаю труды филолога Гаспарова, а завтра – примеры работ победителей» сменилось на расписание с ежедневными занятиями минимум по два часа. Не жалею, что потратила время на анализ своих знаний и сфер для обучения. Выгода накапливается, и, надеюсь, мои 80% знаний дадут о себе знать на олимпиаде в этом году. 

Матрица Эйзенхауэра 

Дуайт Эйзенхауэр был генералом и 34-ым президентом США. Однажды он сказал: «У меня есть две проблемы: срочная и важная. Срочная не является важной, а важная — срочной».   

Считается, что это и легло в основу матрицы Эйзенхауэра, которая помогает определить приоритетность задач, разделив их по четырем критериям:

  • Срочно и важно — если не сделать, то не достигнешь долгосрочной цели.
  • Срочно и не важно — надо делать, но можно отложить. 
  • Не срочно и важно — второстепенно для личной цели, но имеет значение. 
  • Не срочно и не важно — развлечения, не имеют отношение к целям. 

Я тоже следую правилам этой матрицы. Встречи, репетиторы, тренировки, мероприятия, уроки, а еще надо дышать — переодически наваливается столько дел, что все расписываю по часам. Чтобы не бегать как замыленная лошадка, расставляю приоритеты. Срочную и важную работу делаю сразу и все задачи выполняю по мере их поступления. Это помогает распределить нагрузку и не сойти с ума. 

Значимость – новый черный 

В своем выступлении на TED Рори Ваден, автор бестселлера «Вверх по лестнице», объяснил, почему в современном мире два критерия – срочность и важность – не всегда применимы на практике. Все дело в значимости – это третий пункт, по которому нужно проверять ежедневные планы. Как долго то, что мы делаем, будет иметь значение?

Мы управляем не временем, а собой, и это дает нам преимущество. Дело можно убрать, если оно не принесет пользу. Его можно попробовать автоматизировать, например, с помощью онлайн-сервисов. В конце концов, не нужно бояться делегировать задачи.

Человек должен давать себе право не делать то, что не принесет пользы, и сдвигать приоритет в сторону задач, которые смогут освободить время в будущем.

Например, если обучить сотрудников компании пользоваться новым корпоративным сервисом, то можно будет повысить эффективность работы и уменьшить нагрузку на самих же сотрудников. 

Допустим, у меня есть два часа до отбоя, можно уделить их занятию по литературе, а можно убрать квартиру и погладить одежду. Уборку пола можно делегировать роботу-пылесосу, посуду — посудомойке, сушку одежды — стиральной машине, глажку — сестре (тут только наглеть не нужно). Занятия по литературе принесут мне больше пользы. Помогает пунктик с долгосрочным результатом: бургер — пятиминутное удовольствие, а занятие спортом — это вложение в будущее. 

А пока один из лучших советов по тайм-менеджменту дал Стив Джобс: «Работать нужно не 12 часов в день, а головой». 


Материалы по теме: 

Rusbase Young ищет авторов в молодежную редакцию

Как написать конспект, чтобы точно все запомнить: 6 советов

«Заключай договор – и только потом начинай работать». Советы от специалиста по корпоративному праву

«Я чувствовала – если останусь в школе, то не смогу сохранить нервы». Как перейти на онлайн-обучение за три месяца до ЕГЭ

Фото на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Как мне попасть на бюджет? Я же не вундеркинд!» — и другие страхи выпускников
  2. 2 «ЕГЭ можно сдавать три года»: как готовятся к экзаменам студенты училищ
  3. 3 Я год жил и учился в США — как это меня изменило
  4. 4 Гибкое расписание и ничего лишнего: зачем переводиться на дистанционное обучение в 11 классе
  5. 5 «По дороге назад я случайно врезалась в столб — и даже не почувствовала боли». Как пережить олимпиаду школьников