100
ТЕРМИНОВ

О БИЗНЕСЕ И ТЕХНОЛОГИЯХ,
КОТОРЫЕ НУЖНО ЗНАТЬ КАЖДОМУ




1
Атомизированный контент — материал на сайте или в приложении, специально визуально и структурно «раздробленный» на составные части для более легкого и быстрого восприятия аудиторией.
2
A/B тестирование — проверка двух версий продукта для определения наиболее эффективного варианта.
3
Бизнес-ангел — частный инвестор, который приобретает долю в проекте с расчетом на получение прибыли в будущем. Подробнее...
4
Бирюзовая компания — это компании, в основе управления которых лежит свобода, самоуправление сотрудников, самоконтроль, инициатива. Эта парадигма, предположительно, освобождает сотрудников от диктатуры, делает их счастливыми и продуктивными. Подробнее...
5
Блеймсторминг — метод коллективного поиска человека или причины, которые помешали выполнению поставленной задачи.
6
Бутстрэппинг — способ финансирования компании на свои деньги, без привлечения внешних инвестиций. Подробнее…
7
Бенчмаркинг — сравнение показателей компании со среднестатистическими показателями отрасли, компаний-конкурентов, модными течениями.
8
Голубой океан — новый рынок, на котором практически отсутствуют конкуренты.
9
Дауншифтинг — жизненная философия, предполагающая отказ от успешной карьеры и большой зарплаты ради жизни «для себя». Дауншифтеры нередко переезжают из мегаполисов поближе к океану.
10
Дисижнмейкер или ЛПР — лицо, принимающее решение. Термин имеет ключевое значение в сфере продаж.
11
ИТ-евангелист — специалист, профессионально занимающийся пропагандой в сфере информационных технологий.
12
Коммитмент — договоренность соблюдать взятые на себя обязательства, в том числе финансовые.
13
Краудинвестинг (акционерный краудфандинг) — процесс сбора коллективных инвестиций с помощью онлайн-сервисов. Подробнее...
14
Краудшиппинг — это способ доставки грузов через обычного туриста либо попутчика, который передвигается по нужному вам маршруту. Подробнее...
15
Мастерчейн — инструмент взаимодействия между банками и другими игроками финансового рынка на основе технологии распределенных реестров. Инструмент по принципу действия является блокчейном — цепочкой блоков транзакций. Подробнее…
16
Маркетинговые лиды (Marketing Qualified Lead) — потенциальные клиенты, которые оставили свои контактные данные или совершили другие действия на сайте, показывающее их заинтересованность в продукте.
17
Митап — встреча специалистов для обмена опытом и обсуждения тех или иных проблем в неформальной обстановке.
18
Небанковское кредитование — кредитование без участия банков (например, ломбарды, микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы и союзы). Подробнее...
19
Необанки (Neobanks) — это банки, которые предоставляют большую часть услуг через интернет. Подробнее...
20
Овербукинг — ситуация, когда авиакомпания продает билетов больше, чем количество мест на борту. Подробнее…
21
Омниканальность — розничная модель, которая объединяет различные способы платежей для клиентов — онлайн, мобайл, физические магазины.
22
Перфоманс-менеджмент — performance management, модель управления по целям и компетенциям, включающая оценку достижения целей и уровня профессионализма сотрудника.
23
Пивот — смена бизнес-модели, продукта или сферы деятельности стартапа. Подробнее…
24
Показатель открытий (Open Rate) рассылки — сколько раз было открыто ваше письмо.
25
Программатик (Programmatic Ads) — способ автоматизации продаж рекламы на разных площадках для разных таргетированных аудиторий.
26
Прекариат — это работники с частичной или временной занятостью. Подробнее…
27
Прямое дебетование (Direct Debit) — способ оплаты товаров и услуг, при котором банк самостоятельно списывает средства со счета клиента. Подробнее...
28
Роадмап содержит хронологию того, что вы и ваша команда будете делать дальше. Подробнее…
29
Робо-эдвайзер или робот-консультант — компьютерный сервис консультирования по инвестициям, который выполняет функции портфельного управляющего, покупающего и продающего ценные бумаги в соответствии с предпочтениями «хозяина». Подробнее...
30
Сервисы инициации платежа (Payment Initiation Services) — это сервисы для быстрых платежей онлайн без банковской карты и необходимости оформления электронных кошельков. Подробнее...
31
Стейкхолдер — широкий круг лиц, имеющих отношение к предприятию. Основными стейкхолдерами предприятия являются инвесторы, кредиторы, сотрудники, потребители, общественный и государственные организации.
32
Токен — цифровой актив, который инвестор получает от компании в обмен на деньги во время ICO. Подробнее...
33
Трекшн — отслеживание прогресса проекта, его коммерческих показателей за определенный период. Подробнее…
34
Уберизация — термин, производный от названия компании Uber, обозначает использование бизнесом цифровой платформы для создания дополнительной ценности сервиса путем объединения клиентов и поставщиков услуг.
35
УТП (уникальное торговое предложение) — центральное предложение компании, которое выделяет ее на фоне конкурентов.
36
Финансирование цепочки поставок (Supply Chain Finance) — новое направление финансовых решений в международной и национальной торговле, подразумевающее разработку единых финансовых и технологических инструментов для всех участников цепочки поставки — от производителя и через посредника до конечного покупателя. Подробнее…
37
Фишинг — вид интернет-мошенничества, целью которого является получение идентификационных данных пользователей (логины и пароли к банковским картам, учетным записям). Подробнее…
38
Хардфорк — внесение значительных изменений в программный код цепи блокчейн, в результате чего создается новая ветвь сети, которая функционирует по своим правилам и не взаимодействует с «материнской» системой.
39
Хеджирование — механизм классического финансового рынка, направленный на минимизацию возможных убытков за счет покупки активов, которые имеют обратную ценовую корреляцию с основным инвестиционным активом (падают при росте основного актива и наоборот). Подробнее…
40
Холакратия — принцип организации бизнес-процессов в компании, предполагающий децентрализацию власти, при которой любой сотрудник может влиять на принятие решений. Подробнее...
41
Цифровая идентичность (Digital Identity) — это набор данных об объекте (человеке, организации, устройстве или приложении), который используется компьютерной системой для идентификации этого объекта. Подробнее…
42
Экзит — продажа своей доли в компании. Подробнее…
Осталось еще немного терминов...
43
Agile — это семейство «гибких» подходов к разработке программного обеспечения, в основе которого заложена организация работы команд в рамках небольших групп в ограниченных временных циклах (итерациях). Подробнее...
44
ARR (Annual Recurring Revenue) — годовая возобновляемая выручка — это одна из составляющих выручки, которая возобновляется регулярно. Из нее исключаются разовые (не возобновляющиеся) платежи и платежи за обслуживание. Подробнее…
45
Business development, биздев — это создание для организации долговременной ценности, формируемой клиентами, рынками и связями. Подробнее…
46
Burn rate — ежемесячная потеря денег компанией, усредненный убыток. Подробнее…
47
CPA (Cost Per Action) — модель оплаты интернет-рекламы, при которой оплачиваются только определенные действия пользователей на сайте рекламодателя. Подробнее...
48
CPC (Cost Per Click) — это рекламная модель, применяемая в интернете, в которой рекламодатель размещает рекламу на сайтах и платит их владельцам за нажатие пользователем на размещенный баннер либо «тело» документа.
49
Churn rate — это количество пользователей, которые прекращают любое взаимодействие с вашей компанией в течение определенного периода.
50
Customer development (сокращенно — custdev, касдев) — это тестирование идеи или прототипа будущего продукта на потенциальных потребителях. Подробнее…
51
Data lake (озеро данных) — хранилище больших данных в необработанном виде. Подробнее…
52
Data mining (добыча информации) — интеллектуальный анализ данных с целью выявления закономерностей. Подробнее…
53
Deadlock — тупик, ситуация, при которой несколько процессов находятся в состоянии бесконечного ожидания ресурсов из-за того, что блокируют друг друга.
54
Deal flow — поток сделок.
55
Death Valley — самый сложный период жизни стартапа, при котором проект уже запущен, но прибыли еще нет и непонятно, будет ли.
56
Due Diligence — процедура оценки объекта инвестирования, экспертиза, посредством которой создается объективная картина всех нюансов и рисков, связанных с покупкой какого-либо предприятия или инвестирования средств в него.
57
EBITDA — аналитический показатель, равный объему прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и начисленной амортизации.
58
E-Invoicing — это сервис документооборота, при котором юридически значимые документы (например, отчеты в налоговые органы) можно передавать в электронном виде с использованием электронной подписи. Подробнее…
59
Elevator pitch — «речь в лифте», изложение сути проекта инвестору в очень краткой форме, примерно за 30 секунд.
60
Executive summary — документ на 1–2 страницы, описывающий бизнес. Он необходим для ознакомления инвесторов с идеей бизнеса. Подробнее...
61
FFF или 3F (friends, family, fools, с английского — друзья, семья и дураки) — близкое окружение, которое поверило в идею проекта и вложилось собственными средствами.
62
Freemium — бизнес-модель, предложение воспользоваться базовым продуктом или услугой бесплатно, при этом расширенные (улучшенные) функции доступны за дополнительную плату.
63
FCF — показатель финансовой эффективности демонстрирующий, сколько наличных средств осталось в распоряжении компании после расходов на поддержание бизнеса, его расширение.
64
ICO (Initial Coin Offering) — процесс выпуска компанией токенов для привлечения инвестиций на развитие. Подробнее...
65
IPO (Initial Public Offering — Первичное публичное предложение) — перевод компании из частной в публичную с первой продажей ее акций на бирже. Подробнее…
66
IRR (Internal Rate of Return) — внутренняя ставка доходности, показатель доходности cash flow (денежного потока).
67
Killer feature — убийственное качество продукта или услуги стартапа, которое дает большое конкурентное преимущество.
68
Launch, лонч — официальный запуск продукта.
69
Lean startup — подход «бережливого стартапа» можно описать так: создавайте, тестируйте, измеряйте, корректируйте стратегию и масштабируйтесь. Подробнее...
70
Leverage — соотношение между собственными средствами и внешними инвестициями.
71
Limited downside — ограниченные риски потерь при огромном потенциале роста.
72
M&A (Mergers and Acquisitions) — общее название для процессов слияния и поглощения компаний. Подробнее…
73
Mezzanine — этап после получения третьего (обычно) раунда инвестиций, в классической схеме идет прямо перед выходом на IPO.
74
MRR (monthly recurring revenue) — месячная возобновляемая выручка. Подробнее…
75
MVP (Minimum Viable Product — минимально жизнеспособный продукт) — простейший работающий прототип продукта, которым тестируют спрос до полномасштабной разработки. Подробнее…
76
NFC (Near Field Communication) — технология бесконтактной передачи данных на близком расстоянии для проведения платежей и идентификации устройств другими устройствами. Подробнее…
77
NPS (индекс лояльности или Net Promoter Score) — инструмент, позволяющий оценить опыт клиентов и их взаимоотношения с брендом. Подробнее...
78
Open API — это общедоступный набор программных инструментов, который позволяет наладить взаимодействие между приложениями. Подробнее…
79
P2P-кредитование — это когда частный инвестор может дать заем другому частному лицу.
80
PPC (pay-per-click) — маркетинговая тактика, в рамках которой компания рекламирует свой ресурс и платит за каждый переход по ссылке.
81
Programmatic Buying — это автоматизация и оптимизация процесса закупки рекламы, которая позволяет находить пользователей с нужными интересами в нужное время. Подробнее…
82
Pre-money — оценка компании до инвестиций.
83
P&L — отчет о прибылях и убытках, суммирующий доходы и расходы, которые образовались в течение определенного периода времени. Подробнее...
84
Ratchet — передача акций инвестора менеджменту компании. Осуществляется по заранее принятой акционерами схеме.
85
Retention — удержание клиента, возврат его после успешной продажи. Демонстрирует частоту использование продукта потребителем.
86
ROI (окупаемость инвестиций) — деньги, заработанные на каждый потраченный на продвижение доллар.
87
Royalty, роялти — плата за право использовать собственность (в том числе и интеллектуальную) другого лица.
88
Scrum — это разновидность agile-методологии, которая подразумевает деление рабочего процесса на равные спринты (обычно это периоды от недели до месяца). Подробнее...
89
Smart money — внешнее финансирование, в комплекте с которым идет важная для стартапа экспертиза, помощь в операционном управлении или с выходом на новые рынки. Подробнее…
90
Seed stage — первая стадия развития стартапа: сюда входит изучение рынка, составление бизнес-плана, тестирование продукта/услуги.
91
Spread, спред — разброс, разница цены покупки акций и возможной цены их продажи.
92
Term sheet — протокол согласования основных договоренностей по условиям и порядку вложения инвестиций (не является документом, имеющим юридическую силу). Подробнее...
93
Turnaround — разворот, смена убыточного курса на потенциально прибыльный.
94
UGC — контент, созданный пользователями.
95
UI (User Interface или пользовательский интерфейс) — комплекс графических контроллеров, которые используются для взаимодействия с сайтом, например, выпадающее меню, кнопки и т.д.
96
Unbanked — люди, предприниматели или компании, не охваченные банковскими услугами.
97
Unicorn или единорог — это стартап, оценка которого на рынке превышает 1 миллиард долларов.
98
UX (User Experience или пользовательский опыт) — эмоциональное отношение и реакции посетителей, которые возникают при их взаимодействии с сайтом.
99
White label — модель сотрудничества, при которой одна компания производит продукт, а другая продает его под собственным брендом. Подробнее…
100
WIP (Work in Progress) — незавершенное производство. Частично выполненные договоры.
Ты прочитал все 100 терминов!
©Rusbase, 2019

Автор: Екатерина Бороздина
Фото на обложке: Unsplash





Екатерина Бороздина
100 терминов о бизнесе и технологиях, которые нужно знать каждому