Колонки

Игры, бонусные баллы и open source проекты: как закон о запрете криптовалют может «запретить» и другие отрасли

Колонки
Андрей Алексейчук
Андрей Алексейчук

юрист практики по интеллектуальной собственности / информационным технологиям «Качкин и Партнеры»

Ольга Лисина

С середины мая все неравнодушные активно обсуждают новую концепцию регулирования рынка криптовалют и токенов. Речь о более строгом и усложненном законопроекте «О цифровых финансовых активах», а также новых документах, предусматривающих полный запрет на выпуск и оборот криптовалют в России.

Юрист практики по интеллектуальной собственности / информационным технологиям «Качкин и Партнеры» Андрей Алексейчук рассказывает, как предлагаемые изменения могут повлиять не только на криптосферу, но и на другие отрасли.

Игры, бонусные баллы и open source проекты: как закон о запрете криптовалют может «запретить» и другие отрасли

О том, насколько запрет криптовалют негативно скажется на развитии криптовалютных проектов в России, сказали уже очень много. Законопроекты практически сразу получили негативный отзыв от «Сколково» и ряда экспертов, а затем и Минэкономразвития высказалось против законопроектов.

При этом формулировки основного законопроекта, касающегося криптовалют («О цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), сформулированы очень широко.

Применение его положений может в итоге повлиять на совершенно не связанные с криптовалютой отрасли и привести к таким последствиям, которых, наверное, не ожидали и сами авторы законопроекта.

Давайте попробуем разобраться более подробно.


Shutterstock / r.classen


Что не так с формулировками?

Законопроект вводит ключевой термин «цифровая валюта» и определяет его следующим образом:

Хочешь быстро стартовать в IT? Выбирай направление для обучения в каталоге курсов программирования.

«совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) принимаются в качестве средства платежа, не являющегося официальной денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только за обеспечение соответствия порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такой информационной системе ее правилам».

Если изложить данное определение простым языком, к запрещенной на территории РФ цифровой валюте будет относиться любая информация в информационной системе, которая:

  • предлагается или принимается в качестве средства платежа, то есть средства обмена на товары и услуги, или в качестве инвестиций, то есть объекта, приобретатель которого может получить дополнительный доход вследствие перепродажи или в форме дополнительных отчислений/выплат;
  • не обеспечивается валютой РФ, валютой иностранного государства или международной валютой;
  • не имеет лица, обязанного осуществить выплату, передать товар или выполнить иное требование обладателя информации, если только это не оператор информационной системы, в которой находится эта информация.

Какой-либо привязки к использованию криптографии, распределенного реестра или иных связанных с криптовалютой технологий в определении нет.

Законопроект содержит запрет на организацию или осуществление выпуска цифровой валюты c использованием инфраструктуры, расположенной на территории России, организацию обращения цифровой валюты и прием цифровой валюты в качестве средства платежа.


Виртуальная игровая валюта и платежи в компьютерных играх

Первый объект, который можно признать цифровой валютой — «игровые» деньги, используемые в многопользовательских компьютерных играх.

Законодательно статус игровых денег и объектов не урегулирован, и правоведы до сих пор спорят, являются ли виртуальные деньги и объекты имуществом. Однако в определение, содержащееся в законопроекте, игровая валюта легко укладывается.

  • Используется в качестве средства платежа, поскольку игрок обменивает игровые деньги на другие игровые объекты или услуги, имеющие для него ценность. Во многих онлайн-играх пользователь даже может на черном рынке конвертировать игровую валюту в реальные деньги и наоборот, хотя это, как правило, запрещено правилами игры.
  • Игровая валюта не обеспечивается реальными деньгами с точки зрения законодательства о национальной платежной системе.
  • Отсутствует лицо, которое было бы обязано предоставить обладателю игровой валюты какие-либо товары, работы или услуги или выполнить иное требование.

Соответственно, игровые деньги могут быть признаны цифровой валютой. И если серверы или доменные имена, используемые для обеспечения работы онлайн-игры, находятся в России, правообладатели игры, в случае принятия данного законопроекта, могут быть привлечены к ответственности за организацию выпуска и обращения цифровой валюты.

Unsplash


Баллы, начисляемые в бонусных программах

Другой объект, который, не являясь криптовалютой, может быть отнесен к цифровой валюте в соответствии с определением — это бонусные баллы, начисляемые покупателям в рамках различных программ лояльности.

В настоящий момент определение таких бонусных баллов также не содержится в законодательстве, а вопросы их выпуска, начисления и расходования покупателями частично урегулированы налоговым законодательством и законодательством о рекламе. 

В судебной практике бонусы в рамках программы лояльности, вне зависимости от формы их выражения — баллы, купоны, «рубли» или иные единицы, определяют как «механизм оценки лояльности покупателей, способ их мотивации и поощрения в последующем при выполнении определенных объемов покупок».

Бонусные баллы также можно признать «цифровой валютой», запрещенной к распространению.

  • Бонусные баллы используются в качестве средства платежа — покупатель в обмен на них может получить товары, работы или услуги бесплатно или с определенной скидкой, с зачетом уплаченных баллов.
  • Бонусные баллы, как правило, нельзя обменять на реальные деньги — российские рубли или валюту других стран.
  • Единственным лицом, обязанным предоставить что-то взамен бонусных баллов, как правило, является то же лицо, которое осуществляет учет бонусных баллов. Но почти в любых правилах программы лояльности содержится указание, что продавец не обязан в безусловном порядке предоставить скидку или бесплатный товар, а правила программы лояльности могут в любой момент измениться.

Соответственно, в случае принятия законопроекта под запретом могут оказаться и любые программы лояльности, основанные на начислении баллов.


Некоторые open source проекты

Этот риск связан не с содержащимся в законе определением «цифровой валюты», а с достаточно размытыми формулировками «организация выпуска цифровой валюты» и «организация обращения цифровой валюты».

Многое программное обеспечение распространяется с открытым исходным кодом на условиях так называемой свободной лицензии — лицензии, позволяющей любому лицу бесплатно использовать такое ПО при соблюдении определенных условий. Оно может быть разработано одним лицом, но достаточно часто — и это одна из ключевых особенностей open source — ПО разрабатывается децентрализованно, усилиями многих программистов из разных стран.

Например, на условиях открытой лицензии и с открытым исходным кодом разрабатывается ПО криптовалютных систем Bitcoin, Ethereum и других.

Соответственно, участие в разработке такого ПО может быть признано соучастием в организации выпуска или обращения цифровых валют, особенно с учетом того, что в законопроектах предлагается установить за эти действия уголовную ответственность.

Причем теоретически речь может даже идти не об участии именно в программном обеспечении, связанном с криптовалютами, но и об участии в разработке неких универсальных библиотек или компонентов, которые в последующем будут использоваться для организации выпуска или обращения криптовалют. 

В результате обычные разработчики, не имеющие намерения участвовать в выпуске или обращении криптовалют, могут быть привлечены к уголовной ответственности. А с учетом того, что следственные органы не всегда хорошо разбираются в подобного рода вопросах, риск представляется вполне реальным.


Вместо заключения

Очевидно, что разработанные депутатами Госдумы законопроекты могут не только оказать негативное влияние на развитие в России криптовалютного рынка и технологий, но и повлиять на сферы, совершенно не связанные с криптовалютой. При этом потенциальным «пострадавшим отраслям» будет довольно сложно повлиять на рассмотрение и принятие законопроекта.

Немногое, что возможно сделать — привлекать внимание к законопроекту через СМИ, значимые в отрасли организации, торгово-промышленные палаты и ассоциации предпринимателей, а также иными способами доносить свою позицию до депутатов и чиновников.

Будем надеяться, что данные законопроекты все-таки будут отклонены или концептуальным образом переработаны.


Фото на обложке: Shutterstock / Lukasz Stefanski

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Новый законопроект о цифровых активах: начало крипторепрессий или блеф?
  2. 2 Посткарантинный финтех, магазины без касс и криптовалютный закон, чтобы «всех наказать»: финтех-дайджест
  3. 3 «Текст вызывает скорее разочарование, чем оптимизм»: как скажется на бизнесе законопроект о криптовалютах
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти