Колонки

Бизнес не мотивирован зарабатывать на мусоре. Это можно исправить

Колонки
Михаил Замарин
Михаил Замарин

Член генерального совета «Деловой России», бизнес-посол в Си...

Светлана Зыкова

Михаил Замарин, член генерального совета «Деловой России», бизнес-посол в Сингапуре, рассказывает, почему «мусорную» реформу пока нельзя считать состоявшейся и что можно изменить, доработав бизнес-схему региональных операторов.

Бизнес не мотивирован зарабатывать на мусоре. Это можно исправить

Шагающая по России мусорная реформа громко и активно критикуется, часто по делу, но в целом, на мой взгляд, необоснованно и преждевременно. 

Не прошло и года с того момента, как вступили в силу поправки в законы и была запущена абсолютно новая система сбора, сортировки и утилизации твердых коммунальных отходов. Далеко не везде власти, бизнес и население были к этому готовы. Отсюда неразбериха с тарифами, нехватка техники или организационные промахи. Я бы сказал, что все это пока что явления локальные и быстро исправимые. Куда важнее на сегодняшний день определиться с вектором большой реформы. 

Мы движемся с переменной скоростью, набивая шишки и получая горький опыт, но куда? 

Вроде бы цели определены: к 2024 году государство хотело бы утилизировать 36% ТКО против нынешних 4%. Можно больше, но, похоже, и эта цифра кажется нашему рынку завышенной. В проекте — строительство десятков мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов, в основном на средства частных и компаний и госкорпораций. И не сказать, что мы знаем много удачных технологичных примеров, — пока чаще открываются новые современные полигоны. Это, к слову, отличные новости. Мы еще долго будем обречены закапывать мусор в землю и уж лучше делать это по инновационным безвредным технологиям. 

Но что там с сортировкой и переработкой? Как мотивировать бизнес зарабатывать на мусоре?

Низкие доходы, высокие риски: как работают региональные «мусорные» операторы

Давайте сначала определимся с базовыми понятиями. С 1 января 2019 года в России появились региональные операторы, которые отвечают перед субъектами за всю цепочку работы с отходами. Они могут иметь на своем балансе и логистику, и сортировку, и переработку. А могут лишь часть перечисленного, а недостающее законтрактовать с другими частными игроками. Главное – соответствовать условиям территориальной схемы обращения ТКО. 

В одном регионе может быть несколько операторов. А всего с начала года долгосрочные контракты  заключили уже более чем с 200 компаниями. И тут оказалось, что у «мусорного» бизнеса возникли проблемы.

На волне критики реформы появилась легенда о том, что все пертурбации на рынке затеяны ради нескольких крупных игроков, которые будут зарабатывать на мусоре, используя монопольное доминирование. Но закон «Об отходах производства и потребления» установил чрезвычайно жесткие условия для операторов. Их единственный источник дохода – тариф, который взимается с населения. В каждом регионе он свой. При этом Региональная служба по тарифам оценивает его справедливость и вполне может понизить, если увидит несправедливое начисление. 

Но и это еще не все. Законом установлена предельная планка рентабельности мусорного оператора – всего 5%. В противном случае тарифные поступления уменьшаются. Таковы исходные данные. С чем столкнулись операторы на деле?

Прежде всего, с серьезными неплатежами со стороны населения и частных компаний. В квитанциях платеж за вывоз отходов был «изъят» из общей услуги ЖКХ и вынесен отдельной строкой. Люди возмутились, многие не успели заметить изменений, решили подождать или отложить платеж на потом. Бизнес же пошел на разные хитрости, чтобы избежать платежей, а иногда и просто отказывался заключать договор с оператором – ответственность за это невеликая. В конце весны сообщалось, что объем неплатежей составляет более 50%. А гендиректор «Российского экологического оператора» (РЭО) Денис Буцаев заявил, что у 90% компаний, занимающихся мусором, образовался существенный кассовый разрыв.

Бизнес мусорных операторов изначально был определен как низкорентабельный, а теперь еще получил статус высокорискованного. Появилась угроза массовых банкротств, если ситуацию с неплатежами не удастся выправить. Возможно, тут дело привычки и надо подождать. Но мы все же о другом – о том, что там предполагалось получить в конце мусорной реформы.

Что не так с регулированием

Предполагалось, что в тарифе для операторов будет зашита и инвестиционная составляющая, то есть за счет получаемых от населения денег бизнес сможет отбить вложения в технологии по сортировке и обработке мусора. И вот пока мы видим первую пробоину идеи: денег не хватает даже на то, чтобы покрыть операционные расходы.

Но мотивации к углубленной переработке у компаний нет и без этой проблемы. Все дело в регулировании.

Как я уже упоминал, рентабельность операторов ограничена постановлением правительства РФ № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» и не должна превышать 5% от суммы тарифа. Если оператор начинает зарабатывать на переработке больше обозначенного уровня, тарифные поступления снижаются ровно на эту разницу. И вот вам выбор: получать гарантированный стабильный поток денег с населения (пусть даже с перебоями) или организовывать бизнесы по переработке, искать рынки сбыта, рисковать прибылью? Ответ, я думаю, понятен. 

Да, оператор не обязан сам строить бизнес по переработке, а может заключить договор со сторонней компанией. Но он получит сверхдоход от продажи самого мусора, который будет изъят из тарифа. Ему будет неинтересно заниматься сортировкой – какая разница 20% или 60%? Таким образом, не вырастет объем мусора, который будет интересен переработчикам, а значит не появится рынок.

Более того, и сейчас есть такие примеры, скорее оператор будет занижать свою прибыль в «белой» отчетности, чтобы заполнять «серый» рынок сбыта. Но импульс для отрасли от этого невелик.

Остаются шероховатости и в концессионном процессе. Скажем, регионы не всегда охотно согласуют соглашения, в которых есть большие капексы — разовые траты на строительство инфраструктуры, например, мусороперерабатывающего завода. Точнее, не каждый регион может гарантировать перед банком большой заем, который требуется для возведения объекта. В таком случае бизнес раздумывает, как снизить предполагаемые затраты.

Зачастую ради этого приходится жертвовать показателем прибыльности на вложенные инвестиции, отсекая от производства часть перспективных процессов – ту самую глубокую сортировку или обработку мусора. И вообще, полигоны в десятки раз дешевле заводов, а потому быстрее проходят все концессионные согласования.

Как мотивировать рынок

Итак, что бы я предложил для мотивации рынка по части глубокой переработки мусора? Я думаю, мы находимся на старте большого длительного процесса и в ближайшее время увидим важные законодательные инициативы. Я бы подумал о следующих пунктах:

  • Было бы неплохо изменить бизнес-схему региональных операторов. Они не могут зависеть напрямую от тарифов населения. Даже если повысить собираемость платежей, система никогда не сможет гарантировать стабильных предсказуемых поступлений, а значит, не позволит выстроить перспективный инвестиционный процесс. Мы получим не только банкротства, но и нежелание создавать новую инфраструктуру.

  • Необходимо переработать закон в части определения предельной рентабельности мусорного оператора. Он должен быть заинтересован сортировать и отправлять на переработку как можно больше мусора. Если уж мы отказываемся от «зеленых» дотаций, то давайте оставим хотя бы рыночные рычаги для мотивации игроков. 

  • Вопросы, возникающие в рамках концессий, также легко решаемы. Например, к задаче гарантий можно подключать не только регионы, но и Министерство промышленности или Фонд развития промышленности. Также есть надежды на то, что вопросы финансовых гарантий при возведении «мусорной» инфраструктуры будут учтены при разработке национального проекта «Экология».

Фото на обложке: Africa Studio / Shutterstock

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как роботы помогают справляться с загрязнением окружающей среды
  2. 2 Курьеры «Перекрестка» будут забирать пластиковые пакеты у покупателей для переработки
  3. 3 13 стартапов в wastetech, которые решают проблему переработки отходов

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase

ВОЗМОЖНОСТИ

01 марта 2020

GLOBAL PILOTS

02 марта 2020

IRON ROAD SHOW

12 марта 2020

AMC Makeathon

ВОЗМОЖНОСТИ

01 марта 2020

GLOBAL PILOTS

02 марта 2020

IRON ROAD SHOW

12 марта 2020

AMC Makeathon

ПРОГРАММЫ И КУРСЫ

10 марта — 25 апреля 2020

Marketing Essence