Мария Глазкова

Чего хотят инвесторы

Мария Глазкова — экс-глава по PR в LinguaLeo и Profi.ru — написала о том, почему инвесторы и предприниматели по-разному смотрят на проекты.


В группе AmBAR в Facebook развернулась дискуссия на тему отношений между инвесторами и предпринимателями. Основатель социальной сети для родителей «Znaka» Даниил Баренбойм поделился наблюдением, что сегодня инвесторов интересует только монетизация проекта. Идея, команда и «горящие глаза» давно перестали цеплять венчурных капиталистов. Инвесторы не хотят становиться частью команды, помогать развивать продукт и искать новые источники дохода. Их интересуют только финансовые показатели, продажи и модель монетизации.

Как инвестор ты должен понимать, что инвестируешь в команду людей, в идею, в желание создать что-то, чего не существует, и в результате добиться успеха (Dania Barenboym).

Попробуем разобраться, что на самом деле движет предпринимателями, которые ищут финансирование, и инвесторами.

О том, сколько миллионов стартапов появляется ежегодно

Global Entrepreneurship Center (GEC) провел исследование, согласно которому в 2010 году ежедневно появлялось около 137 000 новых бизнесов. В анализе приняли за равное показатели «смерти» и «жизни» стартапов, кроме того, учитывались специальные расчеты GEC. Согласно этим расчетам, за год около 300 миллионов человек создают 150 миллионов предприятий, из которых треть будет запущена. Итого — 50 миллионов новых компаний ежегодно. И это только страны-участники Глобального мониторинга предпринимательства (GEM), в которых суммарное население на тот же 2010 год составляло 4 миллиарда человек. Как пишет исследователь Мойя К. Мэйсон (Moya K. Mason), если применить полученные данные ко всему населению вне зоны GEM, то получается, что в 2010 году 472 миллиона предпринимателей запустили 305 миллионов компаний. При нынешнем количестве жителей планеты, по той же формуле, ежегодно рождается более 275 млн предприятий.

Сегодня только в США за год появляется более 600 тысяч бизнесов, и примерно такое же количество закрывается. Ничего удивительного, что при таких показателях инвесторы стали жестко подходить к составлению портфеля. Представьте, что фонды слушают питчи про то, как новый сервис или приложение изменит жизнь какой-то аудитории (или всех людей в мире сразу). И еще представьте, что ребенок рассказывает вам, как построенный макет из макаронин поможет освоить Марс — стоит лишь купить еще больше таких макаронин. Чувствуете, как в вас зарождается снисхождение? А если это не ваш ребенок, а чужой, а за ним стоят еще сто таких же чужих детей с поделками в руках?

О том, как заставить инвестора поверить в волшебство

У предпринимателей тоже все непросто. Им приходится разрываться между желанием сделать мир лучше и необходимостью прикрутить инструменты продаж. Стартаперу нужно продать свою идею, причем сделать это быстро, красиво, иногда с презентаций в стиле Стива Джобса — за минуту в лифте объяснить, почему их идея, проект или продукт лучше, чем у конкурентов, и уверить, что компания вырастет в нечто нереальное.

Если вам повезло, и вы не стартапер, представьте, что у вас есть волшебная палочка, но с виду она как обычная ветка. В то время как для вас очевидно, что это нечто бомбическое и невероятное, остальным ветка кажется чем-то повседневным и глупым. И, конечно, неприбыльным. Так же и предприниматели должны объяснить инвесторам, что все выиграют, если поверят в чудо. Вы верите в успех (пусть в половине случаев это заблуждение), но «выпрашивать» деньги на создание, масштабирование и т.д. совсем не хочется.

Не так солнечно, как в Калифорнии

По словам Павла Черкашина, партнера российско-американского фонда Vestor.In, в России искажают суть венчурного бизнеса, которая заключается в специализации: один разрабатывает продукт, другой его финансирует, потом второй покупает первого — и все довольны. При этом оценка бизнеса в момент продажи зависит от возможности монетизировать проект.

Это как раз главная вещь, которую не понимают в России! – говорит Павел. – Олег Тиньков в интервью про лентяев-стартаперов и смузи писал, что если ты не можешь построить бизнес от начала до конца, то ты никому не нужен. Это не так (Павел Черкашин).

У тех, кто действительно владеет интересным проектом, шанс получить инвестиции достаточно высок. По крайней мере, в долине. На самом деле, утверждает Павел, все крупные фонды Кремниевой заинтересованы, в первую очередь, в аудитории проекта, а не в монетизации.

Алиреза (Alireza Mansour), глава Plug and Play Ventures (первый инвестор Dropbox и PayPal), кричал на меня: «Даже не хочу слышать про монетизацию, покажи мне продукт, которым пользуются 100 миллионов человек». А если фонд отказывает в инвестициях, значит, партнеры просто не поверили в идею. Увы (Павел Черкашин).

Но это не повод опускать руки. Любой стартапер должен помнить, что вариантов получить средства для бизнеса может быть несколько. Например, для тех, у кого социально важный проект, созданы государственные программы с выдачей грантов. Как советовали Даниилу в том же треде про боль предпринимателей, можно принять участие в американских SBIR (Small Business Innovation Research) или STTR (Small Business Technology Transfer). Также есть различные фонды, которые развивают индустрию. В России грант можно получить, например, от Microsoft Ventures.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно

Нажмите "Нравится",
чтобы читать Rusbase в Facebook