Общение принесет результат, только если собеседник к вам прислушается. А для этого нужно говорить на «его языке» — адаптировать свой подход под его стиль коммуникации.
Рассмотрим основные правила и запреты при общении с четырьмя типами коммуникаторов.
Агрессивный
Агрессивный коммуникатор часто игнорирует и не уважает чувства и мнения других. Он стремится быть «правым», говорит резко и прямо, перебивает, ищет конфронтации и не готов слушать.
Что делать:
- Сохраняйте спокойствие и проявляйте сочувствие. Признавайте его чувства и покажите, что он услышан. Часто человек отвечает агрессивно не из-за ваших действий, а из-за неспособности контролировать эмоции.
- Будьте настойчивы и формулируйте пожелания через свои чувства и эмоции (в психологии это называют «Я-высказываниями»). Говорите по делу, выражайтесь уверенно, ясно, прямо и лаконично. Укажите на плохое поведение собеседника, если это безопасно и уместно.
Что нельзя делать:
- Не говорите расплывчато и неуверенно, не увлекайтесь слишком длинными объяснениями. Агрессивные коммуникаторы часто нетерпеливы, и для них может стать триггером то, что человек не говорит напрямую.
- Не втягивайтесь в агрессию. Сохраняя спокойствие, вы увеличиваете вероятность того, что собеседник смягчит свой тон. Даже если этого не произойдет, ваше спокойствие подчеркнет его плохое поведение.
Пассивный
Пассивный коммуникатор не отстаивает свои права и убеждения и не высказывается, даже если хочет. Он часто старается угодить другим, говоря «да», даже если имеет в виду «нет», а также извиняется без необходимости, принижает себя и избегает конфликтов.
Что делать:
- Говорите медленнее и тише, полностью контролируйте ход разговора. Дайте собеседнику возможность обдумать ответ.
- Больше слушайте и задавайте открытые вопросы. Дайте ему возможность почувствовать себя ценным. Объясните, что хотите узнать его мнение и почему это важно.
Что нельзя делать:
- Не делайте собеседника центром внимания в компании людей и не будьте слишком прямолинейны. Следите за тем, чтобы не казаться чрезмерно сильным, громким и давящим.
- Не торопите. Не ожидайте, что человек прервет вас и выскажется, не имея на то пространства, времени и одобрения.
Пассивно-агрессивный
Пассивно-агрессивный коммуникатор не спрашивает о чем-либо напрямую и не говорит, что его что-то не устраивает, но показывает это своими действиями и отношением.
Он отрицает, что зол или расстроен, даже если его поведение явно говорит об обратном. Он манипулирует ситуацией так, чтобы вы почувствовали себя плохим человеком, отказывается поговорить, критикует людей за их спинами и выставляет себя жертвой.
Читайте по теме:
Как разговорить кого угодно: три проверенные техники
Нетворкинг без нервов: три способа сделать общение легче и результативнее
Что делать:
- Сосредоточьтесь на том, что вы можете контролировать: на себе. Создайте среду, в которой искренне приветствуете открытую и честную обратную связь, не занимая оборонительную позицию. Это побудит его высказаться и спокойно рассказать о своих чувствах.
- Делайте акцент не на человеке, а на его поведении. Скажите нечто подобное: «Твое поведение говорит о том, что ты злишься на меня. Я с радостью поговорю о том, что тебя беспокоит. Но я не смогу решить проблему, если ты не скажешь, в чем дело».
Что нельзя делать:
- Не втягивайтесь в пассивно-агрессивное общение. Сохраняйте контроль и демонстрируйте поведение, которое вы хотите видеть.
- Не поддавайтесь на манипуляции. Не задавайте такие вопросы, как «Что случилось?» и «Почему ты злишься на меня?» Это может усилить поведение, поскольку пассивно-агрессивные коммуникаторы часто хотят внимания и эмоционального контроля над другими.
Настойчивый
Настойчивый коммуникатор знает, когда лучше высказаться, а когда промолчать. Он последователен, спокоен, умеренно честен и предпочитает решать возникшие конфликты.
Он не уклоняется от сложных разговоров, но и не давит на собеседника. Такой коммуникатор по возможности ищет взаимовыгодный вариант, готов слушать и вести серьезные беседы, не нападая на другого человека.
Что делать:
- Тоже проявляйте настойчивость. Говорите ясно, спокойно и аргументировано. Придерживайтесь своих основных идей и уважайте мнение другого человека.
- Предоставляйте честную и конструктивную обратную связь. Настойчивый человек примет это во внимание и использует, чтобы стать лучше.
Что нельзя делать:
- Не уходите от сути и не пытайтесь манипулировать ситуацией. Это расстроит настойчивого человека, но в большинстве случаев он проявит эмпатию и разрешит проблему.
- Не избегайте сложных разговоров. Настойчивому коммуникатору комфортно обсуждать идеи и выражать несогласие с уважением. Он предпочитает решать проблемы, а не игнорировать их.
Фото на обложке: insta_photos /
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter