Top.Mail.Ru
Истории

Что такое бэкап сайта: зачем он нужен, виды и как скачать копию сайта

Истории
Владислав Афонин
Владислав Афонин

Руководитель направления поискового контента

Анастасия Удальцова

На платных хостингах вся информация о странице дублируется в автоматическом режиме. Но чтобы не зависеть от случайностей, лучше сделать резервную копию сайта самостоятельно. Что такое бэкап, как он работает и где сохранять резервные копии — читайте в статье.

Что такое бэкап сайта: зачем он нужен, виды и как скачать копию сайта
  1. Истории

 

Что такое бэкап сайта, и зачем он нужен

Это дубликат с информацией об оформлении и базами данных.

Его хранят отдельно от оригинала и создают по причине:

  • восстановления после хакерской атаки;
  • переезда на другой хостинг;
  • устранения программных сбоев и неудачных обновлений;
  • преодоления блокировки страницы;
  • минимизации ошибок сотрудников.

 

Как работает бэкап сайта

Резервное копирование сайта работает так:

  1. Хранят данные страницы на хост-сервере. Здесь размещают файлы с настройками, описанием, персональными данными посетителей.
  2. Создают дубликат сайта. Его делают с помощью разных инструментов, в том числе. средств провайдера.
  3. Перемещают резервную копию в новое место хранения. Это могут быть жесткий диск компьютера, облачный или удаленный сервер, съемный носитель или файлообменник.

При повреждении файлов или в других непредвиденных обстоятельствах страницу можно восстановить с помощью бэкапа.

 

Виды бэкапов

Если при резервировании происходит копирование всех файлов и баз данных оригинала, такой дубль называется полным, или Full backup.

Это трудный, но один из лучших способов защититься от потери информации. 

Чтобы сделать такой бэкап, понадобится хранилище большого размера. Зато в форс-мажорной ситуации полный бэкап восстановит систему полностью даже с нуля.

Выборочный, или дифференциальный бэкап сайта копирует только файлы, измененные после предыдущего полного резервирования. Differential backup сохраняет только новую информацию, экономя время и место на диске. 

Чтобы восстановить исходник, понадобятся данные из двух архивов — полного и нового, хранящего последние изменения. Если во время дифференциального бэкапа какие-то базы данных и файлы не были скопированы, восстановить страницу целиком не получится.

Освободите время и зарабатывайте больше с помощью ИИ! Пройдите курс и получите в подарок лучшие промты для решения бизнес-задач.

Инкрементное копирование сайта предполагает дублирование только файлов, измененных при полном или дополнительном бэкапе.

При каждом следующем таком бэкапе в архив поступают только сведения, измененные во время предыдущего резервирования. Они не замещают старую информацию, а лишь добавляются к ней. Поэтому восстановить сайт только по инкрементной копии нельзя.


Бэкапы сайта бывают двух видов:

  • клонированными, когда все содержимое страницы с файлами, базами данных переносится в другой раздел виртуального хранилища;
  • сохраненными в виде образа, если сайт дублируется в облаке одним файлом.

Второй способ классификации бэкапов — это место их хранения.


Читайте также: Почему неправильная настройка бэкапов дорого обходится бизнесу


По этому признаку резервные копии бывают:

  • FTP-бэкапами, когда информация загружается на FTP-сервер по протоколам передачи данных;
  • CDP-копиями, полученными при автоматическом сохранении после изменения файлов и перемещенными на CDP сервер-блоками;
  • HDD-бэкапами, сохраненными на жестком диске;
  • облачными, с размещением дублей на одноименных серверах.

 

Когда делать резервную копию

  • сразу после добавления новой информации на страницу;
  • до обновления модулей;
  • раз в две недели независимо от изменений.

Экстренное копирование не отменяет плановых бэкапов. Их выполняют каждый день и хранят в течение месяца.

 

Как создать резервную копию сайта

Это можно сделать вручную с помощью бесплатной программы FileZilla.

Сначала надо выполнить такие действия:

  1. Набрать в адресной строке браузера запрос на поиск утилиты.
  2. Перейти по ссылке.
  3. Скачать инсталлятор.
  4. Установить FileZilla на компьютер.

Читайте также: Как избежать взломов и утечек данных сайта: три рекомендации владельцам


После этого запустить утилиту и заполнить пустые поля следующими данными:

  • именем пользователя;
  • паролем;
  • названием хоста (доменным именем или IP-адресом).

Поле с кодом порта можно не заполнять или установить значения 21 для FTP-сервера, 22 — для SFTP.


Читайте также: Базы данных компаний все чаще воруют. Вот конкретные действия, которые помогут этого избежать


Далее проверяют правильность введенных данных и нажимают на кнопку быстрого соединения.

Когда в новом окне появится файловая структура сайта, надо выполнить такие действия:

  1. Найти нужную папку в правой части окна.
  2. Выбрать в левой папку для сохранения копии.
  3. Щелкнуть правой кнопкой мыши по иконке файла с действующей версией сайта и начать скачивание или перетащить его справа налево.
  4. Дождаться окончания копирования.
  5. Проверить правильность загрузки.

Если во время создания резервной копии произошел сбой, программа выдаст оповещение об этом.

FileZilla дублирует только JavaScript, HTML и другие файлы. Если сайт содержит базы данных, для их экспорта понадобится зайти в панель управления хостингом phpMyAdmin.


Читайте также: Защита от кибератак: как действовать компаниям?


У разных провайдеров порядок действий мало отличается, поэтому можно выполнить такую инструкцию:

  1. Открыть боковое меню слева панели управления.
  2. Щелкнуть по кнопке меню баз данных.
  3. Выбрать БД, которую надо экспортировать.
  4. Перейти в веб-интерфейс баз данных.
  5. Отметить таблицы, которые нужно скопировать.
  6. Перейти во вкладку экспорта.
  7. Оставить настройки по умолчанию.
  8. Начать создание резервной копии БД.
  9. Скачать бэкап и сохранить в удобном месте.

Сделать дубликат сайта с помощью плагина UpdraftPlus на WordPress можно по такому алгоритму:

  1. Зайти на портал WordPress.
  2. Открыть учетную запись или зарегистрировать аккаунт заново.
  3. Выбрать меню плагинов.
  4. Щелкнуть по кнопке добавления нового.
  5. Набрать UpdraftPlus в поисковой строке.
  6. Найти его в выпадающем окне.
  7. Кликнуть по полю установки.
  8. Нажать на кнопку активации.
  9. Открыть боковую панель.
  10. Выбрать раздел настроек.
  11. Перейти в меню резервных копий.
  12. Открыть вкладку настроек.
  13. Установить расписание, количество и частоту бэкапов.
  14. Выбрать место хранения резервных копий.
  15. Вернуться в раздел настроек.
  16. Щелкнуть по кнопке создания бэкапов.
  17. Выбрать содержимое дубликата сайта.
  18. Создать бэкап.

Проще всего создать резервную копию в сервисе хостинг-провайдера. Достаточно открыть панель управления и щелкнуть по кнопке автоматического сохранения.

 

Как откатить сайт из резервной копии

Для восстановления сайта из резервной копии, сохраненной на сервере хостинг-провайдера, надо выполнить следующие действия:

  1. Открыть панель управления.
  2. Найти раздел с резервными копиями.
  3. Выбрать бэкап с нужной датой создания.
  4. Нажать на кнопку восстановления.
  5. Подтвердить свои действия.
  6. Дождаться завершения возврата сайта к виду, который был сохранен в момент резервного копирования.

Если бэкап страницы создавался через плагин UpDraftPlus, то надо действовать по такой схеме:

  1. Открыть главную страницу WordPress.
  2. Зайти в свою учетную запись.
  3. Перейти к панели управления.
  4. Выбрать раздел настроек.
  5. Открыть меню с бэкапами.
  6. Поставить отметки напротив типов данных, которые надо восстановить.
  7. Подтвердить свои действия.
  8. Дождаться окончания процедуры отката сайта к прежнему виду.

Читайте также: «Пока гром не грянет – мужик не перекрестится». Помогут ли штрафы остановить волну утечек данных в России?


Восстановить страницу, сохраненную в программе FileZilla, и веб-приложение phpMyAdmin можно так:

  1. Подключиться к FTP-серверу через клиент FileZilla.
  2. Ввести логин, пароль, доменное имя (IP-адрес) сервера.
  3. Оставить поле с адресом порта пустым.
  4. Скопировать файлы из бэкапа на сервер для замены существующих.
  5. Перейти к панели управления хостингом.
  6. Открыть phpMyAdmin.
  7. Выбрать сохраненную базу данных по дате.
  8. Кликнуть по кнопке импорта.
  9. Загрузить SQL-файл с бэкапом базы данных.
  10. Подтвердить свои действия.
  11. Дождаться окончания процедуры восстановления.
  12. Проверить работоспособность сайта.

Если страница не открывается, надо повторить действия или выбрать для восстановления другую резервную копию.

 

Где сохранять резервные копии

Хранить резервную копию сайта можно двумя способами:

  • на физическом носителе;
  • в облаке.

В первом случае чаще всего пользуются внешним жестким диском, локальным сервером или USB-флешкой. Последний вариант подходит для загрузки обновлений ввиду небольшого размера носителя информации. 

Остальные способы удобны для хранения благодаря быстрому доступу к резервной копии и постоянному контролю работоспособности оборудования. Но собственный сервер или жесткий диск тоже может выйти из строя. 

Поэтому лучше выполнять правило трех бэкапов — хранить дубли в облачном хранилище, на сервере и внешнем диске. 

При этом оригинал и бэкапы должны быть в разных местах. Таким образом можно избежать потери данных в случае хакерской атаки на сервер или поломки жесткого диска.

 

С помощью каких инструментов выполняется резервное копирование

Если в компании есть собственный IT-отдел или программисты по аутсорсингу, то создать резервную копию сайта они могут с помощью приложения своего разработчика. Надо только определить критерии для копирования.

Такой способ сохранения информации неудобен тем, что после появления новых ресурсов или с развитием портала инструмент придется модернизировать. Со временем он станет громоздким и неудобным, особенно если работать с ним будут разные люди.


Читайте также: Что такое бэк-офис


Для создания резервной копии можно пользоваться инструментами с открытым кодом. Этим занимаются программисты, перерабатывающие готовое решение под задачи компании и правильно его настраивающие.

Сделать бэкап можно с помощью таких open-source-инструментов:

  • Duplicity,
  • Amanda,
  • Borg,
  • Bacula,
  • rSnapshot и других.

Последний подходит для создания инкрементных копий.

Резервное копирование страницы часто входит в список услуг, оказываемых хостинг-провайдерами. 

Сделать бэкап сайта можно в панели инструментов.

Недостатками такого способа дублирования пользователи считают отсутствие настроек по параметрам:

  • расписанию копирования,
  • количеству бэкапов,
  • времени хранения дублей.

Бэкап, созданный на хостинге, будет находиться на его же сервере, т.е. там же, где сама страница. Поэтому проблемы у провайдера могут отразиться на сохранности копии. Значит, для надежности надо пользоваться другими способами резервирования информации.


Читайте также: Следующий этап развития нейросетей: что такое интерактивный ИИ и почему он «умнее» генеративного


В системах управления содержимым (CMS) WordPress и Joomla резервная копия сайта создается встроенными плагинами.

Для первой чаще пользуются следующими модулями:

  • Backup Buddy,
  • UpDraftPlus,
  • BlogVault.

Для Joomla плагины найти труднее. В основном бэкапы создают в программах Akeeba Backup и Easy Joomla Backup.

Проще всего создать резервную копию сайта с помощью специального ПО.

Например, платных инструментов:

  • WSR,
  • CodeGuard,
  • Action Backup.

Они отличаются быстрой и гибкой настройкой параметров, своевременной техподдержкой.

 

Облачные сервисы для создания бэкапов

Кроме физических носителей есть виртуальные сервисы, которые называются облачными. Большинство из них платные, что обеспечивает защиту от кибермошенничества, надежную техническую поддержку.

Сейчас в России несколько облачных сервисов для создания и хранения бэкапов.

Компания «Киберпротект» образована вместо платформы «Акронис Инфозащита» и работает с 25 операционными системами, программами, гипервизорами. Сервис отличается удобным интерфейсом, простой регистрацией, защитой от вирусов.

Совместно с этой платформой работает облачный сервер Yandex Cloud Backup. Его инструменты быстро создают копии и восстанавливают из них оригиналы сайтов.

Кроме этих сервисов для работы с бэкапами подходят облачные платформы:

  • VK Cloud, созданная на базе социальной сети;
  • RuBackup с модульной структурой и открытым API;
  • Handy Backup с поддержкой облачных хранилищ «Яндекс», Google, OneDrive;
  • «ИТ-ГРАД BaaS».

Есть другие облачные платформы для создания резервных копий сайтов. Не все они доступны пользователям из России. Поэтому лучше делать бэкапы в сервисах российских компаний.

Фото на обложке: Freepik

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти