Иногда в деловой переписке приходится отправлять честный отзыв о проделанной работе, но при этом надо сделать так, чтобы письмо получилось не слишком жестким. Рассказываем, как нужно правильно указать получателю на ошибки и при этом его не обидеть.
Начните письмо в дружелюбной манере
После традиционного приветствия вам нужно как-то начать письмо. Представьте, что вы подошли к человеку и собираетесь завести с ним разговор. Думаю, если бы вы начали его с жесткой критики, он бы обиделся. Лучше спросите, как у него дела с работой, или напишите другую стандартную дружелюбную фразу.
Фото: Getty
Поблагодарите получателя письма
По возможности выразите получателю благодарность за его старания. Прежде чем перейти к критике, надо признать, что человек потратил свое время на выполнение задачи. Напишите что-нибудь вроде «большое спасибо за то, что [поработали/подумали над тем-то]».
Отметьте положительные стороны
Никто не хочет чувствовать себя идиотом (или выглядеть им в глазах других). Так что упомяните сильные стороны проделанной работы.
Например, напишите что разработанная стратегия может помочь в улучшении эффективности всей команды или отметьте, что вы довольны тем, как получатель письма поработал над решением какой-либо проблемы.
Разумеется, будьте честны. Не надо лгать и хвалить человека зря, иначе он не уловит смысл вашего дальнейшего послания.
Разберите все, что нужно поменять, и объясните, к чему это приведет
Хотите верьте, хотите нет, но людям нравится, когда им объясняют, почему вы с ними не согласны. С одной стороны, мало кто любит, когда кто-то подробно разбирает его ошибки, но с другой — детальный разбор полетов показывает, что вас действительно волнует решение проблемы.
Когда вы в деталях объясняете человеку его ошибки, он понимает, что вы не согласны с ним не просто так. Кроме того, вы показываете, что высокого мнения о собеседнике, и верите, что тот способен учиться на промахах и двигаться дальше.
Фото: FastCompany
Чтобы разбор ошибок не получился слишком долгим, постарайтесь описать все недостатки вкратце, в формате «что нужно изменить, почему, и какой будет результат». Можно разбить все по пунктам.
Вот как это примерно должно выглядеть:
«Мы решили поступить иначе, потому что, в первую очередь, нам нужно сократить расходы из-за ограниченного бюджета»
Или
«Мы немного поменяли текст питча на основе отзывов от руководства».
Что должно быть в заключении
В конце письма спросите, есть ли у собеседника какие-нибудь вопросы.
Так весь настрой вашего письма будет как бы располагать к сотрудничеству. Вместо «вот это нужно изменить и точка» собеседник увидит «это надо поменять, если вы с чем-то не согласны — скажите». Этими словами вы покажете человеку, что по-прежнему цените его мнение. После заключения напишите стандартные слова прощания («с уважением» и тому подобное).
Вот как примерно должно выглядеть ваше письмо
Здравствуйте, [такой-то]. Как проходит ваша неделя?
Большое спасибо за проделанную работу над [проектом/прикрепленным материалом]. Вы хорошо потрудились над [тем-то]/Мне очень понравился [такой-то момент]. Но у меня есть несколько замечаний, которые я сейчас поясню.
[Пример того, что следует поменять, и как это изменит ситуацию к лучшему]
[Если есть: пример еще одного возможного изменения, и почему оно необходимо]
[Третий пример]
Пожалуйста, сообщите если у вас есть ко мне какие-либо вопросы.
С уважением,
[Ваше имя]
Итак, вы составили хорошее письмо с конструктивным отзывом. Но какую тему вам нужно указать? Возможно, стоит просто нажать кнопку «Ответить» и добавить пометку «обновлено» (а не «срочно»).
Поймите, что не все ваши сообщения вызовут у собеседника радость, и это нормально. Потратье свое время с пользой и напишите правильное письмо — тогда оно принесет нужные результаты.
Материалы по теме:
8 самых ужасных ошибок в электронной переписке — и как их исправить
Как напомнить о себе и получить ответ по электронной почте
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Кейсы предпринимателей: как справиться с вызовами»
- 1 Люди-совы: как жить, быть успешным и сохранять здоровье, если ты сова
- 2 Лайфхаки для копирайтеров: как писать убедительные тексты
- 3 Работа без опыта: как устроиться в 2025 году
- 4 Безопасность в блокчейне: лучшие практики, распространенные угрозы
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025