Как блогеру платить налоги? Инструкция

Анастасия Федосеева
Расскажите друзьям
Татьяна Петрущенкова

Блогеры стали всё чаще выступать в роли инфлюенсеров, к мнению которых прислушиваются при выборе товаров или услуг. Бренды, осознав эту тенденцию, начали активно привлекать лидеров интернета в свои рекламные кампании, превратив ведение аккаунта в хорошо оплачиваемую работу. Поэтому перед блогером, монетизирующим свой контент, неизбежно возникает вопрос: как платить налоги?

Rusbase разбирается в юридических тонкостях оформления бизнеса.

Платить или не платить?

В 2018 году на Всероссийском образовательном молодежном форуме «Территория смыслов на Клязьме» заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин сообщил: «По нашим подсчетам, в России сегодня насчитывается 15-17 тысяч блогеров. Эти 15-17 тысяч уже зарабатывают порядка 10 млрд рублей в год, что превращает блогерство в достаточно неплохой и интересный бизнес».

Рост числа блогеров, чьи гонорары порой достигают внушительных сумм, не остался незамеченным государством. Так, заместитель Председателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Свинцов в прошлом году выступил с инициативой, предложив обязать владельцев популярных страниц в соцсетях и блогеров юридически закреплять аккаунты за собой, что позволило бы легализовать размещение рекламы и, как следствие, платить налоги с прибыли.

Появится ли отдельный закон, регулирующий деятельность блогеров, покажет время. Но отсутствие специального акта не означает, что владельцы раскрученных аккаунтов, получающие прибыль от рекламы, освобождаются от уплаты налогов. «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы…» — это конституционная обязанность граждан, на которой дополнительно акцентирует внимание и Налоговый кодекс Российской Федерации (ст. 57 Конституции РФ; п. 1 ст. 3 НК РФ).

«[...] Обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства, в том числе на блогеров, получающих доходы».

— письмо Минфина России от 20.08.2018 № 03-04-05/58764

Если хозяин странички зарабатывает, то обязан платить налоги, выбрав комфортную для себя систему налогообложения. Откладывать легализацию бизнеса в долгий ящик — не самая лучшая идея: за подобную беспечность рано или поздно наступит ответственность, кроме того, крупные бренды предпочитают работать официально. Поэтому определиться все-таки придется.

Чтобы вы не ошиблись при выборе, Rusbase рекомендует своим читателям надежных юристов и адвокатов.

Тонкости выбора

Вопрос уплаты налогов должен беспокоить только бизнес-ориентированного блогера, в чьи планы входит сотрудничество на коммерческой основе. Как только у блогера появляются первые доходы, нужно думать о том, как их легализовать. Так как отдельного нормативного правового акта, регулирующего деятельность блогеров, нет, применять нужно общие положения закона, касающиеся налогообложения физических и юридических лиц в Российской Федерации.

С точки зрения налогового законодательства блогер может платить налоги как:

  1. Физическое лицо (НДФЛ 13%-для резидентов; 30%-для нерезидентов) — п. 1, 3 ст. 224 НК РФ
  2. Самозанятый (Налог на профессиональный доход (НПД)) — Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ
  3. Индивидуальный предприниматель

Индивидуальный предприниматель, в свою очередь, может выбрать одну их трёх систем налогообложения:

Физическое лицо 

В этом случае НДФЛ отчисляется российской компанией (ИП), с которой сотрудничает блогер (п. 1 ст. 226 НК РФ). Организация (ИП) заключает с хозяином страницы договор и сама удерживает из его дохода необходимую сумму.

Однако далеко не всем брендам удобно работать по такой схеме, особенно когда партнеров-инфлюенсеров много. При такой системе на рекламодателя ложатся обязанности по расчету страховых взносов сверх гонорара, а нагрузка на бухгалтерию возрастает.

Кроме того, не всегда предложения по рекламе поступают блогеру от юридических лиц. А если партнером выступает физическое лицо, подавать декларацию блогеру придется самостоятельно.

Этот способ уплаты налога подойдет тем, чей доход носит нерегулярный характер, а сами предложения по продаже рекламы не являются систематическими.

Индивидуальный предприниматель 

Если же на счет постоянно поступают деньги, то деятельность приобретает статус предпринимательской, а значит регистрировать ИП уже обязательно (п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Пройти процедуру нужно не только потому, что такая организационно-правовая форма удобна для потенциальных заказчиков, но и поскольку за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии, в случаях, когда такая лицензия обязательна, предусмотрена административная (ст. 14.1. КоАП РФ) и уголовная (ст. 171 УК РФ) ответственность.

Так, за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве ИП или юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ, грозит штраф в размере от пятисот до двух тысяч рублей. Подробный порядок регистрации ИП описан в статье 22.1. Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ. И, конечно, блогер-ИП должен встать на учет в налоговый орган (п. 2 ст. 116 НК РФ). 

Важный аспект, который нельзя упускать из виду, принимая решения о регистрации ИП — это система налогообложения, по которой предстоит работать. Выбор формата во многом зависит от индивидуальных расчетов уровня налоговой нагрузки по каждому режиму.

Налоговая нагрузка по общей системе достаточно ощутима, поэтому зачастую ИП отдают предпочтение упрощенной системе налогообложения, предусматривающей ставку 6%.

Остановившись на УСН, нужно будет вести строгий учет доходов и расходов и завести отдельный счет в банке. Если разбираться со всеми тонкостями в одиночку не хочется, то можно воспользоваться услугами профессионального бухгалтера, который будет вести деятельность ИП.

Алеся Васинкина, основатель онлайн-школы по обучению бухгалтеров, активно монетизирует свой блог, поэтому приняла решение  зарегистрироваться как ИП. Для своего ИП Алеся выбрала УСН: «В этом налоговом режиме приемлемая налоговая ставка 6%, не нужно вести бухгалтерский учет, а сумму налога можно уменьшить на сумму страховых взносов».

Алеся Васинкина
Основатель онлайн-школы по обучению бухгалтеров

«Если мы выходим в информационное пространство и рекламируем что-то в своем аккаунте, то обязаны платить налоги. Серьезный бизнес, который планирует развиваться и расти, немыслим без законной регистрации. Оформившись как ИП, я могу свободно размещать рекламу в профиле, не боясь, что меня оштрафуют и привлекут к ответственности».

Самозанятый

С 1 января 2019 года ИП-блогеры, ведущие свою деятельность на территории Москвы, Московской и Калужской областей и республики Татарстан, вправе перейти на новый налоговый режим — «налог на профессиональный доход».

Правда, для того, чтобы воспользоваться опцией, важно осуществлять свою деятельность самостоятельно, то есть, не иметь работодателя и не привлекать наемных работников по трудовым договорам, а также не применять иной специальный налоговый режим и не попадать в перечень лиц, перечисленных в п. 2 ст. 4 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ.

Налоговые ставки по НПД составляют 4% по доходам, полученным от физических лиц и 6% по доходам от ИП или юридического лица.

Приобрести статус самозанятого могут и блогеры без ИП, главное — подходить под критерии, установленные новым законом  (п. 6, 7 ст. 2, п. 2 ст. 4  Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ).

Ксения Шайкомалова, SMM-специалист и блогер, редко размещает рекламу в своем профиле, но как самозанятая все-таки зарегистрирована.

Ксения Шайкомалова
SMM-специалист и блогер

«Так как клиенты платят мне за продвижение аккаунтов, а рекламодатели перечисляют деньги за рекламные посты, я приняла решение быть самозанятой. Я скачала приложение и с его помощью провожу все операции. Плачу налоги каждый месяц после выставления чека клиентам. Ввожу ИНН того, кому продаю услуги или посты, сумму, краткую информацию — и все. Процесс занимает не больше 3 минут. Система автоматически рассчитывает размер налога и число, до которого мне нужно его заплатить».

Если страница или аккаунт приносит доход, нужно легализовать бизнес: тогда переживать о том, что у налоговой будут претензии, попросту не придется.

Фото на обложке: AndrewLozovyi, Depositphotos 


Материалы по теме: 

Как экономить на бухгалтерии и ничего не нарушать — лайфхак

Лайфхак: как предпринимателю сэкономить за счет банка?

Как рассчитать налоги, если ребенок занимается бизнесом?

Мой ребенок делает бизнес. Кто и как должен платить за него налоги?


В нашем Instagram @rusbase сегодня есть на что посмотреть! Подписаться

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

‡агрузка...

Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
Russian Tech Week
22 мая 2019
Ещё события


Telegram канал @rusbase