Александру 22 года, он кофаундер и директор по продукту сервиса по поиску работы и стажировок «Буду». На нем вакансии только для молодых специалистов с небольшим опытом и только в интеллектуальной среде. А еще – конструктор резюме и карьерные советы. Сейчас стартап проходит акселератор МФТИ «Физтех.Старт» и расширяет клиентскую базу.
Александр рассказал Rusbase, почему до своего дела брался за самую разную работу, чем полезен нетворкинг и почему образование даже в лучшем вузе не определяет твой профессиональный путь.
«Я не умру в обнимку с учебником Адама Смита»
Я выиграл Всероссийскую олимпиаду школьников по экономике и так поступил в совместный бакалавриат ВШЭ и РЭШ. Всем очень советую: олимпиада прошла 16 апреля, и до сентября я больше ничего не делал! Среди курсов по выбору в вузе была не только математика, экономика и финансы: я проходил философию, социологию, нейропсихологию, маркетинг, даже современную литературу от Галины Юзефович и курс по случайным графам от Райгородского.
На первом курсе горел экономикой, но в начале второго понял, что это не мое. Но я хотел пробовать разное: раз я поступил на экономический, это не значит, что я умру в обнимку с учебником Адама Смита. Вуз я так и не закончил, не закрыл один курс: было много работы, а еще я женился.
Но образование полезно для поиска знакомств. Чем лучше твой факультет, чем сложнее на него поступить, тем у тебя интереснее однокурсники, тем полезнее и интереснее с ними будет общаться. С преподавателями – то же самое.
Как нетворкинг помог мне найти три работы
На первом курсе я преподавал школьникам экономику в Экономико-математической школе МГУ. Там же есть Центр математических финансов, где открылся новый интересный курс про стартапы «101 Стартап». Вели два классных предпринимателя. Они позвали меня и моего друга поработать аккаунт-менеджерами в их проект. Это была моя первая работа. Внутри их агентства мы делали телеграм-бота, с помощью которого можно было удаленно заказать и оплатить кофе. Подключили пару кофеен – тогда это было жутко модно. А потом учеба все съела, это оказалось не прибыльно – и мы закрылись.
Затем я попал помощником маркетолога в «Алгоритмику» – снова благодаря нетворкингу. Я увидел на странице однокурсника репост от какого-то классного парня разработчика, который стажировался в Google, работал в Лондоне. Мы с ним подружились, и в своем чате он написал, что его знакомый ищет маркетолога. Я прошел собеседование, и меня взяли.
Между «Алгоритмикой» и «Тинькофф» стажировался в Дирекции развития цифрового бизнеса Сбербанка, на которую я тоже попал по знакомству. Двое знакомых с курсов «101 Стартап» пошли в Сбербанк и позвали меня на внутреннюю программу стажировок.
После был «Тинькофф». Туда уже не по знакомству попал – подался на стажировку.
На собеседовании вице-президент меня спрашивает: «Зачем ты идешь на стажировку? У тебя вообще есть время на фуллтайм – может, сразу на позицию? Тогда иди решай задачи по математике».
Я вообще не готовился, пришел расслабленный, думаю, ну все, приехали. А там задачи уровня Всероса (Всероссийской олимпиады школьников – прим.Rusbase), очень сложные. Полчаса сидел и не мог решить, а потом раз-раз – и все решил.
«В найме я не был на своем месте»
Я пробовал себя в разных сферах: в маркетинге, финансовой аналитике, продакт-менеджменте, был даже пару дней SMM-менеджером в «Ростехе», но оттуда сбежал. Я всегда старался общаться и исследовать мир, заводить новые знакомства. Самый важный поинт, который хотелось бы донести до читателей: нетворк – это важно. Надо быть открытым миру, дружелюбным, слушать людей, знакомиться – в этом конкурентное преимущество экстравертов перед интровертами.
Не было суперпланов, но я знал, что приду к предпринимательству. В найме я не был на своем месте, не раскрывал себя полностью профессионально и личностно, а здесь я занимаюсь тем, чем хочу.
Я взял в «Тинькофф» отпуск на месяц под предлогом того, что у меня диплом. Вернулся уже с намерением уйти. Тот маркетолог из «Алгоритмики» рассказал о своем агентстве. Мы встретились выпить кофе и обсудить, как я могу помочь. Когда я вышел из кофейни, мы уже были партнерами.
Как я попал в «Буду»
«Буду» был клиентом нашего агентства. Я делал им продуктовые исследования, но загорелся и думал про «Буду» больше, чем мы договорились. И потом Антон, фаундер компании, позвал меня в команду. Я вошел третьим кофаундером, потому что это интересная тема и классная команда, они только-только начинают, и можно взлететь.
У нас есть потенциальные отличия от других джоб-бордов. Во-первых, внутренняя продакшн-студия и правильный язык общения с аудиторией – и визуальный, и текстовый. Мы нашли product/market fit (продукт, соответствующий потребностям аудитории – прим. Rusbase) и поняли, как с ним работать.
Мы помогаем компаниям лучше про себя рассказывать и выстраивать общение с аудиторией.
Для соискателей мы хотим быть центром притяжения, где начинающий специалист, стажер, джун может прийти и, читая нас, узнать, как правильно увольняться, просить повышения, собеседоваться и как искать работу в том числе.
А еще наша платформа не для всего рынка, а для студентов последних курсов и выпускников с опытом работы до трех лет. То есть это либо стажеры, либо джуны: маркетологи, аналитики, дизайнеры, финансовые аналитики, продакты, проджекты. И в этой нише нет сайта, где можно в одном месте посмотреть все подходящие им вакансии.
Есть, конечно, крупные конкуренты и аналоги – это Headhunter и Superjob. Но мы часто слышим, что туда идут, когда не могут найти работу ни в фейсбуке, ни в телеграме, ни на других карьерных сайтах. Кроме того, эйчары компаний говорили, что они на крупных сайтах джуниоров находят все реже.
Мы представляем себя как место для поиска интеллектуальной работы, а не работы руками. А на других джоб-бордах или слесари, или работники Макдоналдса, или слесари в Макдоналдс. Чтобы найти работу аналитиком, продактом, проджектом, нужно хорошенько покопаться, потратить силы и энергию.
Первые трудности стартапа
Смешно, но мы HR-стартап, который не умел в HR. У нас были проблемы с наймом разработки. Я сам не технарь, немного знаю Java-script и разбираюсь в анализе данных на Python, понимаю верхнеуровнево разработку, но в остальном – только очень примерно. Наш первый разработчик не использовал никаких фреймворков, потому что говорил: «Все дебилы, а я молодец, напишу свой фреймворк с нуля». Он ездил в огромном джипе, ходил с ножом, в итоге уехал в Луганск, откуда он родом. Странная история.
Но стажеры к нам приходят сами. У нас есть программа амбассадоров вузов, где мы находим классных ребят, которые продвигают «Буду» внутри университетов: общаются со студенческими клубами и организациями, помогают студентам заполнять резюме на нашем сайте. За это получают деньги.
Команда «Буду»
Нас три кофаундера. Я – CPO, отвечаю за пользовательский опыт и за технические части. Я могу помочь разработчикам спроектировать наш проект так, чтобы потом над ним легко надстраивать новые фичи и развивать его. Антон – CEO, у него большой опыт привлечения инвестиций, занимается более глобальными и масштабными партнерствами. И третий кофаундер Ярослав занимается операционкой – это юридические вопросы, финансы. Втроем мы занимаемся продажами, потому что они у нас пока в довольно ручном режиме.
В команде два хороших редактора, есть видеограф Влад, есть Иван – он занимается UX и пользовательским опытом и аналитикой. Еще один Иван – маркетолог. CTO Геннадий, разработчики Артемий и Дима, которые отвечают за фронт и бэк. Верстальщик Никита, сэйлз Никита – он сидит в Омске. Еще одна сейлз – в Саратове. И есть дизайнер Денис – у него классные усы, и он делает классные дизайны.
Как в 22 года быть бизнесменом
Общение на высоком уровне иногда дается сложно, потому что надо себя правильно позиционировать: скрывать свой возраст, потому что тяжело эйчару, которому 35, общаться с каким-то школьником, которому 22.
В управлении компанией тоже многому учишься. Можно каждый раз делать какие-то вещи руками, кого-то контролировать, пушить, а можно правильно настроить коммуникацию, таск-трекинг и разделить ответственность. Тогда все процессы будут двигаться сами.
Как «Буду» привлекает клиентов
Мы много ездим по карьерным выставкам: были в Сколково и в крупных университетах в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге. Там мы общаемся с соискателями, чтобы понять их боль, поговорить о карьере. Еще выставки помогают экономить на привлечении. Допустим, привлечение одного клиента на сайт стоит 100 рублей. На выставке мы собираем 500 регистраций, и сохраняем 50 000 рублей.
Но основная задача – привлечение работодателей. Они сами видят, что студентам мы очень интересны: многие ходят с нашим мерчем. Увиделись на одной выставке, на другой, и уже едете в офис общаться дальше. Нам помог наш спецпроект со стажировками в «Перекрестке».
Говоришь потенциальному партнеру: «Вот наш стенд, а вот стенд, который полностью задизайнили мы. Видите, сколько там народу?»
Получаются холодные продажи вживую. Понятно, что этот канал не масштабируется, но цель не в этом: нам надо набрать базу из крупных клиентов, чтобы все про нас знали. И сейчас мы этим занимаемся и очень успешно.
О планах
Наш план – перевернуть мир, сделать новый Google, «Яндекс». А если серьезно – кратно расти, привлекать больше соискателей, больше стажеров из классных вузов. Мы не целимся в миллион соискателей, мы целимся в сто тысяч, но очень талантливых, чтобы рекрутерам не приходилось много отсеивать.
А если говорить еще чуть в будущее, то хочется автоматизировать отбор. Делать тесты, видеорезюме. Чтобы мы могли предсказывать, какой соискатель на какую позицию подойдет с большей вероятностью, и приоритизировать процесс собеседований, не показывая вакансии тем, кому это не нужно.
Фото предоставлены героем материала
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025