Истории

«Все должны стать цифровыми!»: как правильно применять современные решения в бизнесе

Истории
Ахмед Садулаев
Ахмед Садулаев

Редактор новостей

Ахмед Садулаев

В издательстве «Альпина Паблишер», подразделении «Альпина PRO», вышла книга «Оптимизируй ЭТО немедленно!» Георгия Нанеишвили, специалиста по внедрению систем управлению предприятием, который работал в компаниях Oracle и Microsoft, а последние девять лет отвечает за развитие партнерской сети Qlik.

В ней специалист рассказывает о том, как при помощи IT-инструментов вывести бизнес на новый уровень, но не стать при этом жертвой обмана и не получить под видом модной темы дорогое и неподходящее решение. Мы публикуем в сокращенном виде 13 главу, которая посвящена примерам удачных и неудачных модных решений в бизнесе, а также влиянию ажиотажа вокруг продукта на его продвижение.

«Все должны стать цифровыми!»: как правильно применять современные решения в бизнесе

Мода и ажиотаж

Не понимая сути современных технологий, велик риск стать жертвой преднамеренного обмана, которой под видом модной темы подсунули явно неподходящее решение. Многие начали проекты по Blockchain, Big Data, Machine Learning, даже не понимая конечной цели: а что этот проект принесет компании? Разумеется, большинство подобных проектов провальные, даже если формально и громко заявили об успехе.

Сначала нужно выбрать ЦЕЛЬ, а потом под нее — СРЕДСТВА. А люди наслушались про Big Data (большие данные), организовали отделы… Для чего? «Все должны стать цифровыми!» — отличный лозунг! Я — только за! Но не для всех компаний и не для всех процессов в компании. Небольшой сети кофеен он не поможет — анализ чеков, корзины и поведенческий анализ потребителя можно провести и на реляционных данных.

С другой стороны, технологии становятся все доступнее, и их использование может принести огромную пользу для бизнеса. Например, не просто просчитать трафик, но и определить пол, возраст и даже настроение покупателей.

Уже сейчас с их помощью можно автоматически отследить пустые полки и дать задание на их пополнение, отследить нагрузку на кассы или проанализировать телеметрию и подсказать, какое оборудование скоро выйдет из строя. Или посмотреть на поток данных и выявить аномальные отклонения, на основании которых обнаружить проблему — отказ аппаратуры, зависание приложения, падение сайта или платежной системы, хакерскую атаку или проникновение вирусов — и максимально быстро оповестить об этом.

А теперь — реальная ситуация. В одном очень крупном заказчике интегратор предоставляет услуги по поддержке инфраструктуры: колл-центр, выделенные инженеры поддержки, запчасти, резервные сервера. Стоимость — сотни миллионов рублей в год. Если они предложат решение, которое может заранее предсказать выход оборудования из строя, ценник упадет в 10 раз.

 Как вы думаете, будут они предлагать подобное? Или предложат решение для оценки настроения покупателей и прочий блокчейн? Кто же виноват в сложившейся ситуации? Интегратор, который заинтересован в продаже своих услуг и стабильном потоке денег? Или заказчик, который не понимает, какие решения реально принесут ему пользу? Кстати, в защиту второго есть аргумент, что если интегратор действительно поможет заказчику, он не услышит даже спасибо.

Западе распространена практика, когда интегратор приходит к заказчику, предлагает проект с четким обоснованием окупаемости и заключает контракт на процент от окупаемости. Например, указывается, что «наши технологии прогнозирования позволят вам продавать на 4% больше за счет более точной ассортиментной матрицы. Это даст дополнительную прибыль в 1%; мы хотим за услуги 0,2% от дополнительной прибыли, если добьемся целевых показателей более 4% роста выручки, или 0,1%, если рост выручки составит от 2 до 4%».

Краудсорсим Open Source стратегию России в реальном времени — предложи свою идею на ROS Summit 1 октября

Фиксируются метрики успеха, составляется контракт, по контрольным точкам проводятся измерения, и заказчик выплачивает дополнительную прибыль интегратору. В России подобные случаи, кстати, есть, но пока их ничтожно мало.

Итак, давайте поговорим о моде. Как выбрать правильное решение? Как сравнить несравнимое? Кому из экспертов доверять? Насколько они независимы? В мире есть десятки независимых агентств, которые занимаются подобными сравнениями продуктов и технологий, — компании IDC, Forrester Research, ряд других, да и консалтинговые компании проводят обследования на заказ, какое решение больше подходит для заказчика.

Давайте разберем на примере блокчейна. Сначала — это технология для «гиков», узкой прослойки технических специалистов, про нее особо никто не знает. Так было и с самым ярким представителем этой технологии — биткойном, который изобрели в 2008 году и который тогда стоил несколько центов.

Однако валюта набирала популярность и стоимость, и уже в 2011 году к ней было приковано внимание широкой аудитории. А с ростом спекулятивной стоимости в конце второго десятилетия XXI века об этой валюте стали говорить абсолютно все, а при пиковом значении курс составил более $30 000 за биткойн! Технология достигла пика чрезмерных ожиданий. И вдруг биткойн полетел вниз, люди стали от него избавляться — наступила фаза избавления от иллюзий.

Несмотря на то, что будут еще и падения, и новые высоты, биткойн как платежная система дискредитирована — теперь никто не хочет оплатить им пиццу и через несколько лет узнать, что это была стоимость дома, теперь к нему относятся в большей степени как к спекулятивному инструменту, к тому же с высокой волатильностью.

Сейчас технология виртуальных валют стабилизируется и преодолевает недостатки, возможно, будет закреплена юридически, получит официальный статус и выйдет на плато продуктивности как средство расчетов, а блокчейн найдет свою нишу в распределенном документообороте, где каждый документ необходимо верифицировать несколькими независимыми участниками процесса.

Например, это актуально для таможни, где всем сторонам необходимо иметь актуальную и идентичную информацию, или при разработке «паспортов привитых от COVID» в рамках Евросоюза или других международных объединений, которые хотят обладать информацией, что конкретный человек получил прививку от вируса и не представляет опасности при пересечении границы.

Фото: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Стратегия отказа от скидок: как повысить лояльность клиента без предоставления персональных условий
  2. 2 Смена стратегии: чтобы не прогореть на франшизе, переключитесь на «продуктовый» подход
  3. 3 Секреты эффективного рекрутинга: как наладить поиск талантливых сотрудников
  4. 4 Как решить проблему дефицита зарубежных комплектующих с помощью отечественных аналогов
  5. 5 Фитнес — одна из наиболее свободных ниш. Рассказываем, как открыть фитнес-клуб и не прогореть
EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти