Китайский сегмент интернета — это отдельный мир. Здесь не работают привычные нам поисковые системы и социальные сети, но при этом есть собственные платформы и инструменты.
Все это стало возможно благодаря Великому китайскому файрволу: это сложная система цензуры, которая позволила создать самую защищенную экосистему и контролировать поток онлайн-информации. Благодаря ему власти Китая могут цензурировать сайты, отдельные страницы и даже переписку в чатах.
Разбираемся, как развивался файрвол, какими сервисами пользуются местные жители и к чему движется китайский интернет.
Содержание
Китайский интернет: особенности
Для начала перечислим, чем отличается местный веб.
- Интернетом в Китае пользуются около 1,1 млрд человек — цифра внушительная, но у соседних стран доля проникновения интернета еще выше. Если в Китае это 76%, в Японии — более 86%, а в Южной Корее — 97,4% (данные 2023 года).
- Почти половина пользователей — лица от 10 до 18 лет.
- 99,9% выходят в интернет через мобильные устройства.
- Недоступны сервисы Google и Meta*, Reddit, Pinterest, Telegram и сайты западных новостных изданий.
Как развивался файрвол и какие технологии в нём используются
В сентябре 1987 года был отправлен первый email из Китая с текстом: «Преодолеваю Великую китайскую стену, чтобы соединиться с любым уголком мира».
В 1996 году Пекин ввел ряд мер по защите компьютерной информации, а уже в 1998 году Министерство общественной безопасности запустило проект «Золотой щит» — фильтр, который не позволял политически чувствительной информации попасть в сеть Китая.
Со временем «Золотой щит» получил второе название — Великий китайский файрвол. Словно защитная стена, он ограничивает доступ к ряду иностранных сайтов и контролирует поток онлайн-информации. Это самая сложная и продвинутая программа цензуры в мире.
Как заявляется, основная причина такого строгого контроля — поддержать интернет-политику Коммунистической партии Китая и продвигать отечественные альтернативы зарубежным платформам, такие как WeChat и Weibo. Кроме того, файрвол сканирует URL-адреса, веб-страницы и даже отдельные ключевые слова. Все это позволяет отфильтровать нежелательный контент.
Hong Kong Free Press выделяет следующие этапы развития «Золотого щита».
- Блокировка отдельных доменных имен и IP-адресов. Упрощенно говоря, Великий китайский файрвол взял на себя роль злого почтальона: каждый раз, когда он видел в строке отправителя Google или Facebook*, он выбрасывал письмо.
- Отслеживание ключевых слов. Теперь злой почтальон действовал как цензор: даже если адресант (то есть сайт) был разрешенным, письмо вскрывалось для проверки и не доставлялось, если в содержании было что-то запретное. Для обхода блокировок граждане начали использовать виртуальные частные сети — VPN, которые изначально применялись корпорациями для сохранения деловых секретов.
- Блокировка VPN и других обходных путей. Постепенно разработчики «Золотого щита» научились находить следы виртуальных сетей. Возвращаясь к аналогии с обычными письмами, даже если проверяющий не мог прочесть текст, он анализировал его содержимое по почерку и пунктуации. Со временем под запрет попадали все больше ресурсов, в том числе онлайн-игры, сайты для обмена фото и социальные сети.
- Законы против анонимности и VPN. Теперь без одобрения регуляторов граждане не могут использовать или создавать выделенные каналы для международного сообщения. Закон расширил ответственность операторов и требует регистрировать индивидуальных пользователей под их реальными именами.
Великий китайский файрвол — сложная система с многоуровневыми слоями защиты. Пользователь даже не заметит, что нужный ему сайт заблокирован. Вместо предупреждений он увидит сообщение об ошибке или проблеме с соединением.
Читайте по теме:
Импорт из Китая: дёшево, но сердито
Китайские разработчики игр потратили на продвижение в RuStore свыше 60 млн рублей
Технологии в основе «Золотого щита» не раскрываются. Однако исследователи считают, что использует следующие методы:
- Отравление или имитация доменных имен. Каждый запрос к сайту сначала обращается к DNS-серверу, чтобы получить IP-адрес страницы и открыть ее по нужному адресу. Если ответ сервера некорректный, пользователь не сможет получить доступ к сайту. Если кэшем DNS манипулируют так, чтобы он содержал неверные IP-адреса, это называется отравлением DNS. Таким образом Китай блокирует общеизвестные сайты.
- Блокировка доступа по IP. Даже если пользователю известен корректный IP-адрес, открыть нужную страницу не получится.
- Анализ и фильтрация по URL. Технология позволяет ограничить доступ как к целому сайту, так и отдельным страницам. Например, пока не заблокировали «Википедию», в стране не открывалась статья о китайской интернет-цензуре.
- Углублённая проверка пакетов. Технология позволяет искать цензурируемую информацию в нешифрованном интернет-трафике в Китае, фильтровать и блокировать пакеты.
- Цензура для корпораций. Ограничения распространяются не только на граждан, но и на бизнес — и если китайские компании распространяют чувствительную информацию, их ждет суровый штраф и наказание.
Чем пользуются жители Китая для замены популярных сервисов
Большинство международных приложений и сайтов здесь недоступны. Google, Facebook*, Instagram* и Twitter не работают в Китае.
Элис Су из пекинского офиса The Times рассказывает: «Если мне нужно получить доступ к китайскому сайту, например Министерству иностранных дел Китая, придется отключить VPN, потому что, если я нахожусь в западном интернете, я не смогу открыть китайский сайт… Здесь, в Пекине, я всегда включаю и выключаю VPN, чтобы увидеть версию Китая, а затем перейти к той, которую видит западный мир».
Фото в тексте: B.Zhou /
Китайский аналог Google — Baidu
Он оснащен всеми знакомыми нам инструментами, от карт до поиска по картинкам, но предназначен в первую очередь для китайского языка. С английскими запросами он справляется похуже.
Китайский аналог YouTube — Youku Tudou
Крупнейший видеостриминг мира был заблокирован в Китае в 2007 году. Впрочем, здесь есть немало альтернативных площадок от местных iQIYI, Tencent, Sohu, Sina и уже знакомой нам Baidu.
Наиболее популярной считается Youku Tudou. Особенность китайской интернет-платформы в том, что авторы могут не просто выкладывать видео в своем канале, но создать там целый онлайн-магазин. Так зрители смогут посмотреть ролик, а потом приобрести товары напрямую у продавца.
Читайте по теме:
Alibaba и 40 закупщиков: выхoдим на китайские маркетплейсы
IT-компании Китая начали переманивать специалистов по ИИ из Кремниевой долины
Китайский аналог WhatsApp — WeChat и не только
Каждый социальный сервис имеет свои особенности, однако некоторые по своему функционалу особенно сильно напоминают западные.
Так, WeChat — популярный сервис для обмена мгновенными сообщениями. Его часто сравнивают с WhatsApp, однако его функционал включает не только связь: мобильные платежи, маркетплейс, лента с фото друзей, заказ такси и билетов в кино.
У WeChat более 1 млрд активных пользователей ежемесячно.
Без приложения в Китае интернет-жизнь станет просто невозможной. Блокировка учетной записи WeChat (например, из-за спама или рассылки политически чувствительной информации) означает отключение от социальных сетей, цифровых кошельков и базовых услуг. И если профиль блокируется, китайские интернет-пользователи идут на многое — вплоть до раскаяний в письменном виде.
QQ полностью ориентирован на китайских пользователей, у него есть лента новостей и возможность добавлять в друзья. Этим он напоминает Facebook*.
Weibo — платформа для микроблогинга, где можно поделиться мыслями по поводу последних новостей. Cовсем как в Twitter.
Сервис Xiaohongshu объединяет социальную сеть с фото и мощную e-commerce платформу. Он считается китайским аналогом Instagram*.
При этом китайские сервисы используются не только на территории Китая, но и на Западе, в эмигрантской среде.
Фото в тексте: Freer /
Вот что об этом говорит обозреватель Фрэнк Шен: «Среди тех, с кем я общался, все, кто говорит по-китайски в Лос-Анджелесе, добавляют меня в WeChat. В долине Сан-Габриэль есть рестораны, которые сейчас принимают оплату через WeChat. Они уже давно используют Alipay. Когда я пользуюсь интернетом в США, чтобы писать о китайском сообществе, я нахожусь в американском интернете, только в той его части, что на китайском языке».
Как реагировало население Китая и что ждёт файрвол дальше
По мере того, как власти ужесточали контроль за китайским интернетом, жители искали способы обойти блокировки и защитить приватность в сети.
Как правило, для этого использовали частные виртуальные сети. В 2017 году 31% интернет-пользователей в Китае применяли VPN. В 2018 году власти запретили их. Существует список сервисов, одобренных правительством Китая, но получить доступ к запрещенной информации с ними не получится.
С 2015 года в китайских документах появляются идеи «Цифрового Шелкового пути» — инициативы, которая должна принести стране статус международного лидера по обеспечению инфраструктуры цифровых систем.
В рамках ЦШП правительство КНР и китайские технологические компании инвестируют в проекты по всему миру, продвигая выгодные Пекину регламенты — как технические, так и правовые. Прокладка оптоволоконных кабелей, сетей 5G, создание data-центров, разработка ИИ, нанотехнологий и «умных городов», цифровизация — все это открывает новые рынки для Alibaba, Tencent, Huawei, ZTE и других китайских интернет-гигантов, а вместе с этим и контроль над цифровыми коммуникациями и потоками данных.
* Meta и входящие в нее Facebook и Instagram признаны экстремистскими организациями, деятельность которых запрещена в РФ.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
-
Пройти курс «Как открыть бизнес по франшизе»
- 1 DeepSeek предупредила о распространении дезинформации о своем чат-боте
- 2 Сбербанк запланировал совместные исследования с Китаем в области ИИ
- 3 Bloomberg узнал о готовящемся расследовании против App Store в Китае
- 4 Крупнейшие издательства России столкнулись с нехваткой полиграфии для отделки книг