Истории

Wired: «Социологи видят в хакатонах эксплуатацию труда»

Истории
Анна Самойдюк
Анна Самойдюк

Ex-редактор направления «Истории».

Анна Самойдюк

Соревнования, где небольшие команды «хакеров» всю ночь сообща работают над решением проблемы, стали неотъемлемой частью IT-культуры. Wired рассказал об исследовании американских социологов, которые ходили на хакатоны в Кремниевой долине и пришли к выводу, что корпорации благодаря таким мероприятиям эксплуатируют рабочую силу.

Wired: «Социологи видят в хакатонах эксплуатацию труда»

Некоторые организаторы рассматривают хакатоны как возможности для рекрутинга, другие – как возможность рекламы своих технологических платформ, многие просто хотят быть частью чего-то крутого и современного.

Хакатоны настолько популярны в Кремниевой долине, что энтузиаст Майк Свифт основал компанию, занимающуюся организацией и созданием сообщества вокруг них под названием Major Hacking League. В прошлом году компания предоставила услуги более чем 200 хакатонам, где принимали участие около 65000 человек.

В России организацией хакатонов для корпораций занимается компания Spinon. С 2016 по 2018 годы компания провела хакатоны для банка «Открытие», Промсвязьбанка, Райффайзенбанка, Билайна, Газпром-Медиа и других крупных заказчиков.

Хакатон Газпром-Медиа. Фото: Вероника Аракчиева, Spinon

Феномен привлекает внимание ученых. Шэрон Зукин, профессор социологии в Бруклинском колледже, целый год наблюдала за семью хакатонами, в основном спонсируемыми корпорациями. Она опросила участников, организаторов и спонсоров. В своем исследовании она вместе с соавтором Максом Пападантонакисом утверждает, что хакатоны создают «надуманные ожидания инновации, которая приносит выгоду всем». Предприятия пользуются привлекательностью хакатонов, чтобы заставить людей работать бесплатно.

Начни карьеру HR-менеджера с нуля – сравнивай лучшие программы обучения и читай отзывы в каталоге курсов управления персоналом.

Зукин считает это большой проблемой, поскольку хакатоны превращают «хакерскую субкультуру» в новую рабочую норму. Эта норма побуждает профессиональных сотрудников уходить в «предпринимательскую» карьеру и рекламировать себя. Кроме того, работников мотивируют слоганами в советском стиле, где восхваляется работа, пишут ученые.

Хакатон Газпром-Медиа. Фото: Вероника Аракчиева, Spinon

Зукин сравнивает участников хакатонов с модными моделями, которые также должны раскручивать себя в социальных сетях, и девушками-тусовщицами, которые отправляются в дорогие ночные клубы в надежде получить предложения модельных агентств или продюсеров.

Исследовательница была удивлена, когда узнала, что практически всем участникам хакатонов нравятся эти мероприятия. На них можно познакомиться с интересными людьми или научиться чему-то. По словам Свифта, 86% участников-студентов утверждают, что на хакатонах они обучились навыкам, которым никогда не обучились бы в университетах; треть верит, что эти навыки помогли им найти работу.

Фото: thrust.com.br

Зукин заметила, как спонсоры «пропагандируют романтику цифровых инноваций, пользуясь желанием и стремлением хакеров стать “агентами” перемен». Многие верят, что эта работа принесет им в будущем финансовое вознаграждение.

Технологическим компаниям эти идеи кажутся нормальными, социологам – эксплуатационными. «Я считаю, что участники просто бесплатно работают для корпораций», – говорит Зукин. Кроме того, она утверждает, что типичные слоганы мероприятия о переменах в мире утопичны.

Хакатон Газпром-Медиа. Фото: Вероника Аракчиева, Spinon

Исследовательница проверяла только открытые хакатоны. Однако многие компании вроде Facebook проводят внутренние хакатоны на выходных. Зукин отмечает, что такие мероприятия, в которых сотрудники должны участвовать, являются формой контроля за трудом. «Они просто пытаются выжать инновации из сотрудников», – говорит социолог.

Согласно исследованию, хакатоны отражают асимметрию власти между корпоративными спонсорами и их участниками. Компании аутсорсят сотрудников, краудсорсят инновации и улучшают свою репутацию, при этом скрывая свои бизнес-цели.  

В 2013 году на спонсируемом колледжем хакатоне почти все хотели получить что-то от участников: спонсоры стремились заложить основу для потенциальных инвестиций, нанять хакеров, убедить их использовать определенное ПО для разработки инструментов и предложений, а также повысить свою репутацию, предлагая деньги, печеньки и другие призы.

Свифт, глава Major League Hacking, не считает, что спонсоры негативно влияют на участников. «Благодаря спонсорам участники могут работать с инструментами, к которым у них нет доступа в обычной жизни».

Фото: vr hackathon - stuttgart

Ирония заключается в том, что независимо от того, эксплуатируется труд участников или они просто веселятся и обучаются, за 36 часов хакатона редко рождаются идеи, которые можно будет воплотить и за пределами мероприятия, пишет Wired. Конечно, есть истории, как успешные компании появились благодаря хакатонам – например, GroupMe, мессенджер, родившийся на TechCrunch, который спустя год за $85 миллионов купила Skype. Однако таких примеров мало.

Источник.


Материалы по теме:

Шесть интересных идей, которые подарили нам хакатоны

Объявлены 30 финалистов хакатона по большим данным Hack The Media

Стартапы после хакатонов никому не нужны? Кто должен с ними работать (и почему это важно)

Alibaba запустила в России собственную платформу для проведения хакатонов

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Хакатоны и конкурсы: зачем UX/UI-дизайнеру нужно место в жюри или среди экспертов
  2. 2 Что такое внутреннее предпринимательство и как развивать его с помощью хакатонов?
  3. 3 Хайп вокруг цифровизации: почему не все стратегии digital-трансформации работают
  4. 4 Нужен ли UX/UI-дизайнеру хакатон?
  5. 5 Стартап, который построил корпорат: инструменты развития внутреннего предпринимательства в компании