Легенда о Nintendo: как выход Nintendo Switch вернул «нинтендоманию»

Вероника Елкина
Расскажите друзьям
Вероника Елкина

В следующем году компании Nintendo исполняется 130 лет. Журналисты Bloomberg побывали в ее главном офисе в Киото и пообщались с разработчиками, подарившими миру легендарные игры о приключениях Марио, Донки Конга и Линка. Они узнали о взлетах и падениях Nintendo и о том, как ее дела вновь пошли в гору с выходом игровой консоли Nintendo Switch.

Любители игр Nintendo удивятся, оказавшись в главном офисе компании в Киото, ведь он — полная противоположность красочным и разнообразным мирам, которые она создает. Штаб-квартира Nintendo расположена в строгом кубическом здании, окруженном крепким белым забором. В вестибюле минимум украшений, а стены покрыты холодным белым мрамором. Никаких плакатов с Донки Конгом, фигурок Марио и плюшевых Пикачу. Кажется, будто вы находитесь в монастыре или психиатрической лечебнице.

На верхнем этаже здания находится кабинет президента Nintendo Тацуми Кимисимы (26 апреля 2018 года он объявил о своем уходе в отставку — прим. ред). Именно с ним и побеседовали журналисты Bloomberg.

picФото: Brian Finke for Bloomberg Businessweek

По словам Кимисимы, за последние полтора года в Nintendo произошло множество важных событий: компания смогла вернуть себе высокий статус в глобальной индустрии видеоигр. В марте 2017 года она выпустила консоль Nintendo Switch. Сначала к ней отнеслись скептически: люди сомневались в успехе гибридной консоли, которую можно подключить к док-станции телевизора и в то же время использовать как портативное игровое устройство. Некоторые аналитики полагали, что будущее видеоигр — за смартфонами, а не тонкими устройствами за $299,99 с необычными отделяемыми от консоли контроллерами, оснащенными датчиками движения.

Но геймеры с самого начала полюбили Switch за ее оригинальность, универсальность и интересный дизайн. В апреле Nintendo сообщила, что за прошедший фискальный год продала более 15 миллионов консолей и более 63 миллионов игр. Сильная линейка обновленных классических игр помогла в продвижении консоли — было продано более 8 миллионов копий The Legend of Zelda: Breath of the Wild, а сама игра получила награду «Игра года» от Академии интерактивных искусств и наук. Новые игры по франшизам Mario Kart, Super Mario и Splatoon показали такие же отличные результаты. Прибыль Nintendo увеличилась более чем в два раза по сравнению с прошлым годом и составила $9,5 миллиарда, а стоимость ее акций выросла на 81%.

Из-за популярности франшиз Nintendo десятки маркетологов борются за то, чтобы получить лицензию на использование ее персонажей. Компания работает над созданием полнометражного мультфильма про Марио вместе со студией Illumination Entertainment, выпустившей анимационные фильмы «Гадкий Я» и «Миньоны», а также заключила сотрудничество с Universal Studios, чтобы сделать парк аттракционов с героями Nintendo (его планируют открыть в Осаке в 2020 году, когда в Токио будут проходит Олимпийские игры).

pic

В сентябре компания запустит онлайн-сервисы для игроков на Switch, а сейчас занимается разработкой нескольких новых игр. Инвесторы сомневаются, что новинки станут хитами, поэтому стоимость акций Nintendo в июне упала. Тем не менее по прогнозам компании, к следующему апрелю ей удастся продать еще 20 миллионов консолей и 100 миллионов игр. 

В следующем году Nintendo будет 130 лет. За то время компания пережила множество взлетов и падений, но подобные качели — привычная для нее ситуация. СМИ неоднократно пророчили ей гибель, но «нинтендомания» возвращалась с новой силой. 

Один из легендарных разработчиков Nintendo Сигэру Миямото устроился в компанию в 1977 году. Через несколько лет он создал свой первый хит — Donkey Kong. Сейчас Миямото 65 лет, и он до сих пор работает в Nintendo. «Я уже не молод, но как разработчик, который работает над некоторыми франшизами уже 30 лет, я понимаю одну важную вещь, — сказал Миямото. — Одного только тридцатилетнего опыта недостаточно. Вам нужны свежие идеи. Нужны молодые сотрудники с интересными предложениями».

Творческие методы компании — а точнее, как ей удается делать хиты — всегда были загадкой. Кое-что можно узнать из намеков Миямото. Например, часто он рассказывает историю о том, как он в молодости нашел в бамбуковом лесу пещеру. Сначала ему было не по себе, но, погружаясь в подземный мир, он испытал чувство некоего волшебства и живости окружающего мира. Этот восторг и спиритуализм вдохновили Миямото на создание таких легендарных игр, как Donkey Kong, Super Mario Bros. и The Legend of Zelda.

pic

Разработчики используют в играх элементы, понятные на подсознательном уровне. Возьмем, к примеру, шутер Splatoon 2, где игроки играют за существ, представляющих собой нечто среднее между кальмаром и человеком. В нем вы стреляете не пулями, а разноцветными чернилами. На экране появляются кляксы, которые отсылают к универсальным примитивным формам. Мы вспоминаем, как дети делают куличики из грязи и то самое чувство, когда их швыряешь.

В играх Nintendo есть отсылки к Киото. Например, игроки заметили, что арки в Star Fox напоминают ритуальные врата святилища Фусими Инари. В прошлом году, вскоре после выхода Legend of Zelda: Breath of the Wild, фанаты обнаружили, что карта волшебного королевства Хайрул фактически совпадает с картой Киото.

Но одной скрупулезной системы разработки недостаточно, чтобы продукты Nintendo стали хитом — чтобы успешно представить и продать игры в разных странах, требуется особое мастерство. До выхода Switch многие сомневались, сработают ли традиционные модели продаж, сможет ли компания нормально вывести свою консоль на рынок и вернется ли та самая «нинтендомания» в мир бесконечных цифровых увлечений.

Осенью 2012 года Nintendo переживала очередной периодический кризис. Тогда только вышла новая консоль Wii U — обновленная версия невероятно популярной консоли Wii, появившейся шесть лет назад. Новая консоль была с тачскрином и поддерживала HD-графику, но с самого начала была неудачной. Одной из проблем было название консоли, которое слишком было похоже на Wii, из-за чего людям казалось, что это слегка улучшенная версия старой консоли, а не совершенно новая модель. Качественные игры выходили на нее медленно, и продажи были слабыми.

pic

Когда у Nintendo получается сделать хорошую консоль, она обычно приносит много денег. Выпуск эксклюзивных хитов заставляет людей приобретать ее, из-за чего растут продажи. Когда консоль набирает популярность среди хардкорных фанатов Nintendo, другие разработчики пытаются портировать на нее свои игры и в свою очередь привлекают новую аудиторию. Затем подключаются маркетологи, которые хотят заработать на лицензиях. В итоге прибыль Nintendo растет и компания может выделить средства своим разработчикам, чтобы они смогли повторить успех.

Но так бывает не всегда. После провала Wii U в Nintendo наступил многолетний кризис. Весной 2014 года компания сообщила, что уже третий год работает в убыток, и ее сравнивали с Sega, Nokia и BlackBerry. Некоторые предлагали Nintendo отказаться от выпуска консолей и сосредоточиться на выпуске своих игр на других системах.

Для компании была неприемлема сама мысль о том, чтобы отказаться от традиционного производства — в конце концов, она до сих пор выпускает игральные карты Ханафуда, которые делает с 1889 года. В игры Nintendo можно было играть только на устройствах Nintendo. Но инвесторы все меньше верили в компанию, и ей пришлось сменить курс.

Весной 2015 года Nintendo выкупила 10% японской компании DeNA Co., специализирующейся на мобильных играх. Через несколько месяцев она вложила деньги в студию разработки Niantic Inc., выходцев из Google. В 2016 студия выпустила мобильную игру Pokémon Go, которая за несколько часов стала сенсацией. О Nintendo снова начали писать СМИ. Фактически Nintendo сыграла ключевую роль в новом буме покемонов, который в свою очередь вызвал «нинтендоманию» у инвесторов.

picФото: Polygon

Еще больше симптомов этой мании проявилось в ноябре, когда компания выпустила NES Classic Edition — ремастер старой консоли, которая завоевала популярность компании в Европе и США в 1980-х. Обновленная версия была создана с особым вниманием, чтобы вновь разжечь любовь в сердцах старых фанатов Nintendo, и в ней было встроено 30 самых популярных классических игр (в отличие от оригинальной версии консоль не поддерживала картриджи). Консоль раскупили моментально — покупателям приходилось часами стоять у магазинов в ожидании, когда привезут хотя бы несколько единиц товара. NES Classics стоила $59,99, и к ней нельзя было докупить дополнительные игры, из-за чего консоль казалась низкоприбыльным товаром. Но на самом деле Nintendo подогревала интерес к себе и готовила публику к Switch. К тому времени Nintendo и DeNA выпустила игру Super Mario Run для iOS и Android, дав миллионам людей возможность побегать за Марио на телефонах и планшетах.

И это сработало. Весной 2017 года, когда вышел Switch, множество людей отчаянно хотели поиграть в любимые игры детства на качественном устройстве от Nintendo. За следующий фискальный год Switch принес $6,8 миллиарда прибыли. Дополнительный заработок в размере $1,7 миллиарда принесла уже существующая игровая платформа Nintendo 3DS, а продажи мобильных игр увеличились на 62% и составили $354,9 миллиона.

Сейчас у Nintendo несколько планов — например, компания заключила партнерство с мобильным разработчиком из Японии Cygames Inc., а также планирует запустить в сентябре сервис онлайн-подписки для Switch, который позволит игрокам играть друг против друга и даст возможность попробовать некоторые ретроигры. Последнее поможет руководству сделать самый сложный эволюционный шаг в цикле жизни консоли — завоевать внимание более широкой аудитории, которая обычно не играет в видеоигры.

В апреле Nintendo начала продавать серию картонных конструкторов Labo, с помощью которых можно сделать из консоли Nintendo Switch необычный контроллер — например, в виде удочки или мини-пианино.

В начале июня компания выпустила бесплатную онлайн-демоверсию соревновательной игры Mario Tennis Aces. К сожалению, многие игроки жаловались на проблемы с подключением, из-за которых было невозможно играть. После этих жалоб за два дня стоимость акций Nintendo упала на 10%. Разработчики утверждают, что к выходу игры все технические трудности будут устранены, но стоимость акций продолжает падать. В середине июня она достигла наименьших показателей за последние девять месяцев.

Хоть артистический дух Nintendo приносит ей пользу, как компания она страдает от творческой нестабильности. Сколько бы раз люди ни восхищались работой студии, ее гейм-дизайнеры должны каждый день ехать на работу и творить нечто новое. Как Марио бесконечно пытается найти свою принцессу в каждом новом замке, так и шансы Nintendo обрести успех или потерпеть неудачу меняются с каждым выходом новой консоли.

Источник.


Материалы по теме:

История консолей от Nintendo в картинках

Как живет игра Pokémon Go два года спустя ажиотажа

«На массовом рынке выигрывает не классный продукт, а лучший маркетинг»: что мы поняли, когда создали онлайн-игру

Видеоигры удовлетворяют базовые человеческие потребности


Актуальные материалы — в Telegram-канале @Rusbase

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

  • Yan Dvoryankin
    Yan Dvoryankin 09:54, 19.07.2018
    0
    Хорошая статья, спасибо!
Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
Теория и практика краудфандинга: как собрать средства на свой проект
23 августа 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase